Урок по роману Владимира Сорокина "Очередь"

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор:

Цель: 1. познакомить учащихся с творчеством В.Сорокина;

2. выяснить черты постмодернизма в романе «Очередь»;

3. отработать навык чтения постмодернистского текста.

Оборудование:

1.      Книжная выставка по произведениям постмодернизма;

2.      Портрет В. Сорокина;

3.       Текст романа «Очередь».

Эпиграф к уроку:

Постмодернизм сопровождает смерть утопий и хорошо увязывается с самыми безвкусными проектами. Это возврат к практике жизни в самых повседневных ее проявлениях, возврат к любительским поделкам и ощущение разнородного. В то же время это возврат субъективного, возврат чувства, поскольку выразить его позволяет повседневное, возврат человечного. И. Симонис.

Ход урока:

1.Актуализация знаний.

Что собой представляет русский постмодернизм? Назовите основные черты постмодернизма.

2. Вступительное слово учителя о творчестве писателя.

Владимир Георгиевич Сорокин родился 7 августа 1955г. в подмосковском городе Быково. После учебы в Московском институте нефтяной и газовой промышленности и институте неорганической химии занимался книжной графикой, полиграфией, участвовал в выставках. Общение с кругом московских концептуалистов стало импульсом к литературному творчеству. Становление в России постмодернизма, в русле которого развивалось творчество Сорокина в 1980-1990-е, стало реакцией на воздействие советской идеологической системы. Бессмысленно и монотонно играя с образами, представляющими собой культурные осколки советской идеологии, ничего не вкладывая в них, автор изживает остатки травматического опыта, ушедшего в подсознание. Такая позиция характерна для последователей постмодернизма, которые считают, что история культуры закончилась и все, что можно было изобрести, уже давно изобретено, поэтому следует создавать новое из «великих обломков» уже существующего. Отсюда эклектизм творчества Сорокина, подчеркнуто отстраненного, бесчувственного, механизированного, лишенного какой бы то ни было оценочной направленности. До сердца его образы не доходят и не должны дойти, тем более что от этой категории автор принципиально открещивается.

Сорокин - экстремальный писатель. Немногие способны полностью прочесть его произведения. Отстраненная, подчеркнуто бездушная авторская позиция в сочетании с порноэпизодами и черным юмором воспринимаются многими как крайняя степень цинизма и вызывают инстинктивное отторжение и протест. Однозначно назвать метод Сорокина сложно, поскольку писатель неоднократно подчеркивал свою дистанцированность от любого сложившегося канона. Художника привлекает возможность «поп-артировать» различные языки искусства, от классицизма до соцреализма. Наиболее привлекательным для Сорокина поле цитации - соцреализм. Что мы можем увидеть в романе «Очередь». Писатель пытается освободить метод от укоренившегося политического ярлыка и ввести в традицию культуры. Все это для писателя становится творческим методом.

Творческая манера Сорокина основывается на игре с русским языком. Его излюбленный прием «остранение», доведение привычной ситуации до абсурда путем введения в текст чужеродных элементов ( вульгаризмов, матерной брани, слов, лишенных смысла). Язык- инструмент, при помощи которого В. Сорокин разрушает устоявшиеся литературные жанры. Большинство его текстов­ пародийные стимулизации.

Сорокина неслучайно называют современным маркизом де Садом: «У меня нет понятия культурно допустимого и недопустимого как у людей традиционной культуры, такого резко очерченного культурного кода, за границами которого начинается культурно недопустимое». В результате - общественная организация «Идущие вместе» в 2002 устроила ряд акций, направленных против творчества писателя, и подала в суд на признание ряда мест в произведениях Сорокина порнографическими.

 

Играя с оболочками идеологических клише соцреализма и классической русской литературы, он, как паталогоанатом, пытается создавать литературных монстров из более или менее добротно сшитых кусков клонированных текстов. Правда, преодолеть отталкивающее впечатление от них способен не каждый читатель. Клонированные тексты Сорокина похожи на настоящую литературу, повторяя ее в деталях, но все-таки жизни не имеют и потому вызывают одновременно восхищение мастерством писателя и тихий ужас. Изощренные сорокинские эксперименты убеждают, что виртуозное умение порождать отдельные, пусть даже «уже шевелящиеся» куски целого, никак не может заменить способности создавать нечто органически цельное и жизнеспособное.

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 99 Kb
Количество скачиваний: 3
Просмотров: 80

Похожие материалы