Урок в 7 классе по теме "Джаз"

Предмет: Музыка
Категория материала: Конспекты
Автор:

 

Открытый урок по музыке в 7-м классе

для РМО учителей музыки

Кировского района РСО-Алания 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

                                             Учитель музыки

                              МКОУ лицея ст. Змейской

                                                  Алборова С.А.

 

 

2013 г.

 

ТЕМАУРОКА:

 

 

 

Цели урока:

 

1.     Вспомнить истоки, характерные черты, инструменты и направления джазовой музыки.

2.     Познакомить учащихся а) с таким современным направлением джазовой музыки, как симфоджаз; б) с исполнителями джазовой музыки.

3.     Показать и доказать, что классическая музыка играет важную объединяющую роль в современном мире музыки.

 

Оборудование и наглядные пособия:

 

1.     Музыкальный центр, аудиодиски, проигрыватель, пластинки, ИКТ, фортепиано, музыкальный синтезатор.

2.     Изображения музыкальных инструментов, портреты композиторов и музыкантов, тексты песен.

 

Музыкальный материал:

 

1.     А. Макоев, «Колыбельная веточки сосны»;

2.     А. Макоев, Гимн о родном крае;

3.     Дж. Гершвин, Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»

                               или

4.     Дж. Гершвин, Рапсодия в блюзовых тонах;

5.     Дж. Гершвин, Первый Концерт для фортепиано с оркестром;

6.     Дж. Гершвин, «CLAPA YO‘ HAND!»;

7.     И. С. Бах, «Токката и фуга» Ре минор, современная аранжировка;

8.     Р. Цорионти, «Алагирская»;

9.     Н. Кабоев, «Осетинский эскиз»;

 

 

Ход урока:

 

                                            Джаз – это музыка.

                   Она пользуется теми же самыми

                   нотами, какими пользовался Бах.

 

         

 

 

 

Музыкальный

Материал

 

 

Программное содержание

 

 

Методы

реализации 

 

1. А. Макоев, «Колыбельная веточки сосны»

 

 

Вход на урок под песню в исполнении Аскера Махмудова на осетинском языке

 

Слушание, беседа

 

Проверка домашнего задания:

 

 

Беседа о джазе

 

 

 

 

2. Дж. Гершвин, Колыбельная из оперы «Порги и Бесс» (Фоновое сопровождение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Дж. Гершвин, Рапсодия в блюзовых тонах, (Фоновое сопровождение)        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всё о джазе:

·        истоки джаза;

Джаз в переводе с английского означает энергичный, грубый, беспорядочный. Возникло это направление в результате сплава европейской и афроамериканской музыки в Нью-Орлеане (7.11.1887).  

Его истоками считаются:

спиричуэлсы (духовные песнопения чёрных американцев);

блюз (меланхолия, уныние, хандра), в основе которого лежит вокальный фольклор также чёрных американцев, в частности – трудовые песни рабов, это лирическая песня в медленном темпе с обильными синкопами;

регтаймы (латиноамериканские танцы).

·        Виды джазовой музыки

(латиноамериканские танцы):

Румба – бальный танец мексиканского происхождения с элементами кубинского народного танца с остросинкопированным ритмом;

уан-степ – салонный танец в темпе быстрой ходьбы;  

фокстрот – салонный танец (быстрый шаг);

танго – старинный испанский танец, близкий цыганским танцам;

чарльстон – бальный танец на основе негритянских танцев;

фламенко – кубинского происхождения типа хабанера;

буи-вуги;

твист;

квик-степ;

 рок-н-ролл - и т.д.

·        ритмы джаза;

полиметрия;

синкопы (с греческого – обрубание) – смещение ритмически опорного звука с сильной доли такта к слабой;

 свинг (мерное качание).

·        инструменты джаза; (изображения с проектора)

саксофон, фортепиано, контрабас, ударные, труба, тромбон, туба, гитара, голос, кларнет, виброфон, корнет, флейта-пикколо.

·        манеры блюзового пения;

ритм-н-блюз, « соул», «фанк», свинг, рок-н-рол, хип-хоп, рэп, сроулинг, скриминг, грим, шрайк, скрим, харш и т. д.

·        исполнители джаза;

Луи Армстронг – трубач,

Лилиан Хардин – пианистка,

Джимми Роджерс,

Скотт Джоплин создавал регтаймы, Леонид Утёсов – певец,

 Александр Цфасман,

 группа «Биттлз»,

Хор Турецкого,

Игорь Бутман – саксофонист,

Валерий Сюткин,

Владимир Кузьмин,

Группа «Фидǽн» и др.

·        основа джаза;

импровизация (как бы сочинение в процессе исполнения),

 острый ритм,

 акцент (создающий удар, бит),

 драйв (гонка, езда, атака) –  это динамическое качество ритма.

·        направления джаза;

ранний джаз (хот-джаз (горячий джаз), холодный джаз (кул-джаз),

свит-джаз (сладкий джаз),

би-боп (нервный, взвинченный джаз).

 

 

 

Учащиеся представляют своё домашнее задание:

 

наблюдения,

 

сообщения,

 

доклады по темам:

«Истоки джаза»,

 

«Джордж Гершвин»

 

 

 

4. Дж. Гершвин, «CLAPA YO‘ HAND!»

 

 

·        Основоположник джазовой

музыки – Джордж Гершвин.  В репертуаре нашего класса тоже есть очень интересная песня этого композитора, и называется она в переводе с английского «Хлопайте в ладоши, хлопайте в такт!»

 

Исполнение песни, работа над ритмическими сложностями, пение с хлопками или щёлканьем пальцев.

 

 

 

 

5. Дж. Гершвин, Первый концерт для фортепьяно с оркестром

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценка  «Гершвин и Равель»

 

 

Слово учителя ещё об одном направлении джазовой музыки – о симфоджазе.

    Джордж Гершвин – сначала стал известным своими джазовыми лирическими песнями. Но когда он поехал в негритянскую рыбацкую деревню и изучил их фольклор, то написал свою оперу «Порги и Бесс» в стиле симфоджаз. В её основу композитор  положил мысль, что чёрные заслуживают не меньшего уважения, чем белые.

   В Первом Концерте для фортепиано с оркестром – наблюдается контраст двух образов – негритянского джаза и европейского симфонизма, которые то сопоставляются, то объединяются.

   На этих контрастах Гершвину удалось построить не только увлекательную, но и очень цельную и необычную симфоджазовую музыку. (Это пример взаимопроникновения лёгкой и серьёзной музыки).

Симфоджаз – это сплав симфонической и джазовой музыки, который открыл новые возможности для многих композиторов.

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание фргмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ, отзывы учащихся

 

6. Современная аранжировка на тему Токкаты и фуги Ре минор И. Баха;

 

 

О современных музыкальных аранжировках слово учителя.

Рок, эстрадная музыка, музыка кино и телевидения симфоническая и камерная (современная) тоже заимствовали многие элементы джаза.

Джаз – это музыка. Она пользуется теми же самыми нотами, какими пользовался Бах.

 

Слушание, беседа

 

7. Р. Цорионти, «Алагирская»

             

 

Исполняет Диана Алохова

 

Показ-исполнение на национальной гармошке

 

8. Н. Кабоев, «Осетинский эскиз»

 

 

Услышать мотив «Алагирской» в новой аранжировке, в стиле симфоджаз

 

Слушание в записи на кассете

 

9. А. Макоев, «Гимн о родном крае»

·        Композиторы-джазмены

Джордж Гершвин (Америка),

Морис Равель (Франция),

Игорь Стравинский (Россия),

Николай Кабоев (Осетия)

Ацамаз Макоев (Осетия)

 

Показ песни, исполнение классом, беседа

 

 

Итог урока:

 

 

 

 

 

Классическая симфоническая музыка играет важную объединяющую роль в современном мире музыки.

 

 

 

 

Рубрика: «знаете ли вы?»

 

 

·        Игра на расчёсках с бумагой.

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

              

Открытый урок по музыке в 7-м классе

для РМО учителей музыки

Кировского района РСО-Алания 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

                                             Учитель музыки

                              МКОУ лицея ст. Змейской

                                                  Алборова С.А.

 

 

2013 г.

 

ТЕМАУРОКА:

 

 

 

Цели урока:

 

1.     Вспомнить истоки, характерные черты, инструменты и направления джазовой музыки.

2.     Познакомить учащихся а) с таким современным направлением джазовой музыки, как симфоджаз; б) с исполнителями джазовой музыки.

3.     Показать и доказать, что классическая музыка играет важную объединяющую роль в современном мире музыки.

 

Оборудование и наглядные пособия:

 

1.     Музыкальный центр, аудиодиски, проигрыватель, пластинки, ИКТ, фортепиано, музыкальный синтезатор.

2.     Изображения музыкальных инструментов, портреты композиторов и музыкантов, тексты песен.

 

Музыкальный материал:

 

1.     А. Макоев, «Колыбельная веточки сосны»;

2.     А. Макоев, Гимн о родном крае;

3.     Дж. Гершвин, Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»

                               или

4.     Дж. Гершвин, Рапсодия в блюзовых тонах;

5.     Дж. Гершвин, Первый Концерт для фортепиано с оркестром;

6.     Дж. Гершвин, «CLAPA YO‘ HAND!»;

7.     И. С. Бах, «Токката и фуга» Ре минор, современная аранжировка;

8.     Р. Цорионти, «Алагирская»;

9.     Н. Кабоев, «Осетинский эскиз»;

 

 

Ход урока:

 

                                            Джаз – это музыка.

                   Она пользуется теми же самыми

                   нотами, какими пользовался Бах.

 

         

 

 

 

Музыкальный

Материал

 

 

Программное содержание

 

 

Методы

реализации 

 

1. А. Макоев, «Колыбельная веточки сосны»

 

 

Вход на урок под песню в исполнении Аскера Махмудова на осетинском языке

 

Слушание, беседа

 

Проверка домашнего задания:

 

 

Беседа о джазе

 

 

 

 

2. Дж. Гершвин, Колыбельная из оперы «Порги и Бесс» (Фоновое сопровождение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Дж. Гершвин, Рапсодия в блюзовых тонах, (Фоновое сопровождение)        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всё о джазе:

·        истоки джаза;

Джаз в переводе с английского означает энергичный, грубый, беспорядочный. Возникло это направление в результате сплава европейской и афроамериканской музыки в Нью-Орлеане (7.11.1887).  

Его истоками считаются:

спиричуэлсы (духовные песнопения чёрных американцев);

блюз (меланхолия, уныние, хандра), в основе которого лежит вокальный фольклор также чёрных американцев, в частности – трудовые песни рабов, это лирическая песня в медленном темпе с обильными синкопами;

регтаймы (латиноамериканские танцы).

·        Виды джазовой музыки

(латиноамериканские танцы):

Румба – бальный танец мексиканского происхождения с элементами кубинского народного танца с остросинкопированным ритмом;

уан-степ – салонный танец в темпе быстрой ходьбы;  

фокстрот – салонный танец (быстрый шаг);

танго – старинный испанский танец, близкий цыганским танцам;

чарльстон – бальный танец на основе негритянских танцев;

фламенко – кубинского происхождения типа хабанера;

буи-вуги;

твист;

квик-степ;

 рок-н-ролл - и т.д.

·        ритмы джаза;

полиметрия;

синкопы (с греческого – обрубание) – смещение ритмически опорного звука с сильной доли такта к слабой;

 свинг (мерное качание).

·        инструменты джаза; (изображения с проектора)

саксофон, фортепиано, контрабас, ударные, труба, тромбон, туба, гитара, голос, кларнет, виброфон, корнет, флейта-пикколо.

·        манеры блюзового пения;

ритм-н-блюз, « соул», «фанк», свинг, рок-н-рол, хип-хоп, рэп, сроулинг, скриминг, грим, шрайк, скрим, харш и т. д.

·        исполнители джаза;

Луи Армстронг – трубач,

Лилиан Хардин – пианистка,

Джимми Роджерс,

Скотт Джоплин создавал регтаймы, Леонид Утёсов – певец,

 Александр Цфасман,

 группа «Биттлз»,

Хор Турецкого,

Игорь Бутман – саксофонист,

Валерий Сюткин,

Владимир Кузьмин,

Группа «Фидǽн» и др.

·        основа джаза;

импровизация (как бы сочинение в процессе исполнения),

 острый ритм,

 акцент (создающий удар, бит),

 драйв (гонка, езда, атака) –  это динамическое качество ритма.

·        направления джаза;

ранний джаз (хот-джаз (горячий джаз), холодный джаз (кул-джаз),

свит-джаз (сладкий джаз),

би-боп (нервный, взвинченный джаз).

 

 

 

Учащиеся представляют своё домашнее задание:

 

наблюдения,

 

сообщения,

 

доклады по темам:

«Истоки джаза»,

 

«Джордж Гершвин»

 

 

 

4. Дж. Гершвин, «CLAPA YO‘ HAND!»

 

 

·        Основоположник джазовой

музыки – Джордж Гершвин.  В репертуаре нашего класса тоже есть очень интересная песня этого композитора, и называется она в переводе с английского «Хлопайте в ладоши, хлопайте в такт!»

 

Исполнение песни, работа над ритмическими сложностями, пение с хлопками или щёлканьем пальцев.

 

 

 

 

5. Дж. Гершвин, Первый концерт для фортепьяно с оркестром

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценка  «Гершвин и Равель»

 

 

Слово учителя ещё об одном направлении джазовой музыки – о симфоджазе.

    Джордж Гершвин – сначала стал известным своими джазовыми лирическими песнями. Но когда он поехал в негритянскую рыбацкую деревню и изучил их фольклор, то написал свою оперу «Порги и Бесс» в стиле симфоджаз. В её основу композитор  положил мысль, что чёрные заслуживают не меньшего уважения, чем белые.

   В Первом Концерте для фортепиано с оркестром – наблюдается контраст двух образов – негритянского джаза и европейского симфонизма, которые то сопоставляются, то объединяются.

   На этих контрастах Гершвину удалось построить не только увлекательную, но и очень цельную и необычную симфоджазовую музыку. (Это пример взаимопроникновения лёгкой и серьёзной музыки).

Симфоджаз – это сплав симфонической и джазовой музыки, который открыл новые возможности для многих композиторов.

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание фргмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ, отзывы учащихся

 

6. Современная аранжировка на тему Токкаты и фуги Ре минор И. Баха;

 

 

О современных музыкальных аранжировках слово учителя.

Рок, эстрадная музыка, музыка кино и телевидения симфоническая и камерная (современная) тоже заимствовали многие элементы джаза.

Джаз – это музыка. Она пользуется теми же самыми нотами, какими пользовался Бах.

 

Слушание, беседа

 

7. Р. Цорионти, «Алагирская»

             

 

Исполняет Диана Алохова

 

Показ-исполнение на национальной гармошке

 

8. Н. Кабоев, «Осетинский эскиз»

 

 

Услышать мотив «Алагирской» в новой аранжировке, в стиле симфоджаз

 

Слушание в записи на кассете

 

9. А. Макоев, «Гимн о родном крае»

·        Композиторы-джазмены

Джордж Гершвин (Америка),

Морис Равель (Франция),

Игорь Стравинский (Россия),

Николай Кабоев (Осетия)

Ацамаз Макоев (Осетия)

 

Показ песни, исполнение классом, беседа

 

 

Итог урока:

 

 

 

 

 

Классическая симфоническая музыка играет важную объединяющую роль в современном мире музыки.

 

 

 

 

Рубрика: «знаете ли вы?»

 

 

·        Игра на расчёсках с бумагой.

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

             

                               

 

                               

 

 

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 1.74 Mb
Количество скачиваний: 34
Просмотров: 165

Похожие материалы