Усадьба Завадовского как ярчайший пример дворянских усадеб

Предмет: История
Категория материала: Конспекты
Автор:
Усадьба Завадовского – как ярчайший пример дворянских усадеб первой половины XIX века.

Дворянские усадьбы в течение нескольких веков были в России одним из наиболее распространенных типов поселения. К середине XIX века они стали неотъемлемой частью жизни не одного поколения российского поместного дворянства и были связаны для многих представителей господствующего сословия с такими понятиями как « мир детства», «родная земля», «отчизна».

Усадебная жизнь помещиков общественным сознанием всегда воспринималась как особый мир спокойствия, трудов и вдохновения. Такое представление о ней было вызвано мемуарной и художественной литературой. Искусствоведы, например, рассматривают усадьбы как совокупные памятники архитектуры, историки – как хозяйственные центры дворянских имений, литературоведы – как «дворянские гнезда», где была сосредоточена духовная жизнь интеллектуальных кругов, поскольку многие усадьбы принадлежали известным общественно-политическим деятелям и представителям русской культуры [5, с.12].

Каждая из усадеб – отдельный мир, в котором великолепный господский дом, хозяйственный двор со всеми необходимыми строениями и огороженные стеной парки, куда не долетает шум городской жизни.

Замкнутая, обособленная усадьба, предназначенная для одной семьи, выражала понимание «собственного я» ее владельца.

Небывалый расцвет усадебной жизни со всеми ее особенностями совпадает со второй половиной XVIII и первой половиной XIX века. Начинается он с «Указа о вольности дворянской» и завершается через несколько лет после казни декабристов [3, с.15].

Несомненно, что так называемые родовые имения наиболее знаменитых дворянских фамилий или богатых и знатных людей играли особую роль. Для них был открыт доступ к самым последним достижениям в области сельского хозяйства, промышленности, к новым технологиям, они знакомились с наиболее передовыми идеями в искусстве, политике, науке. Эти усадьбы оказывали влияние на развитие не только уезда, но и всей губернии. В них соседские помещики могли познакомиться со всеми новшествами культуры. К ним можно отнести  здания,  парки, домашний театр и оркестр, картинные галереи.

истории и культуры Брянщины», так же усадьба Завадовского представлена Одним из наиболее ярких примеров богатой дворянской усадьбы последней четверти XVIII– первой половины XIX века  является дворец Завадовского в Ляличах.  К тому же он требует особо тщательного рассмотрения, поскольку его нельзя назвать «совсем типичным» для того времени, скорее наоборот. Среди других усадеб, типичных для начала XIXвека, таких как, например Овстуг Тютчева, со скромной архитектурой и внутренним убранством, это пример поистине роскошного дворца, в каких подобает жить первым лицам в государстве. Это выдающийся памятник русского зодчества и садово – паркового искусства эпохи зрелого классицизма. Отсюда и главная цель исследования – рассмотреть целостный архитектурный ансамбль усадьбы.

Необходимо исследовать его богатое внутреннее содержание, парк, также выявить черты, типичные для данной эпохи и особенности данного усадебного комплекса.

Данный памятник архитектуры подвергается рассмотрению во многих монографиях, отдельных статьях. Обращает внимание на историю данного памятника, на его садово – парковое искусство В. Городков в своей книге «По старинном аллеям», уделяет внимание дворцу и его планировке ряд авторов в сборнике научно – методических материалов «Памятники и в краеведческом периодическом издании «Наш край».

Петр Васильевич Завадовский служил в Малороссийской коллегии, участвовал в Первой русско–турецкой войне. Вскоре попал ко двору и неожиданно стал фаворитом императрицы. В 1775 году за труды в делах мирной негоциации при заключении тракта – то есть мирного Кучук-Кайнарджийского договора с Турцией – Екатерина пожаловала Завадовскому Ляличи, которые новоиспеченный вельможа переименовал в Екатерининдар. Позднее Павел I запретил это название, и усадьба вновь стала называться Ляличами.

Завадовский не видел разницы между государственными и собственными средствами (управлял с 1781 года Дворянским заемным, а затем и Государственным банком), поэтому принялся отстраивать свое имение поистине с царской роскошью.

В 1800 году писал другу Воронцову: «По плану Гваренгия выстроил дом каменный в здешних краях на диво, каков и в провинциях Англинских был бы замечателен не со стороны огромности, а по красоте чистых пропорций своего фасада» [4, с.165].

Упоминаемый в письме Джакомо Кваренги – ведущий петербургский архитектор той поры, архитектор классического направления.

Огромный усадебный комплекс включал в себя дворец с галереями и флигелями, различные хозяйственные и служебные постройки (одиннадцать одноэтажных зданий), Екатерининскую церковь и большой пейзажный парк с храмом Благодарности в виде колонной ротонды и с летним дворцом.

Гордость усадьбы – дворец, состоял из главного трехэтажного корпуса и двух боковых флигелей, объединенных с круглым домом полукруглыми галереями. Во дворце было более сотни роскошно убранных комнат, отделанных натуральным и искусственным мрамором, ценными породами дерева. Внутренняя структура дома была традиционна для усадеб дворцового типа и характерна для того времени. В первом этаже размещались вестибюль, гардероб, приемные, кабинет владельца и служебные помещения. Во втором находились столовая, гостиные и парадные залы, из них особенно привлекали зеркальный зал для танцев и концертов и круглый зал с колоннами.

Третий этаж, небольшой по высоте, занимали жилые комнаты семьи владельца. В подвале размещались кухня, кладовые и многочисленные хозяйственные помещения. Флигеля и закругленные крылья дома предназначались для гостей.

Планировка дома анфиладная. Все помещения различного назначения группировались на втором и третьем этажах. Основные парадные залы, как обычно в усадьбах того времени, располагались на парковой стороне. Несколько лестниц служебного назначения соединяли все этажи между собой, включая подвал и третий этаж.

Для внутренней отделки дворца применялись скульптура, лепнина, монументально-декоративная роспись, ценные породы камня и дерева, различные дорогие отделочные материалы, зеркала и гобелены, привезенные из Франции.

Вот как описывал большую гостиную в Ляличском дворце первый биограф графа И.С.Листовский: «Большая гостиная графа обтянута гобеленами Буше и установлена золоченой мебелью Людовика XV, мраморный камин в Помпеевском вкусе, прекрасная мраморная статуя Екатерины помещается напротив камина» [4, с.165].

При жизни Завадовского усадьбу посетил князь Шаликов, он также называл ее Екатерининдар, в своем «Путешествии в Малороссию» писал: «Великой, незабвенной, обожаемой монархини одному из тех счастливых смертных, которые изумили судьбу свою обращением особливого взгляда на себя – село, достойное своего имени; дар, достойный руки своей! Оно служит славою и украшением своего края» [1, с. 48].

Не менее монументальным и строгим, чем дворец, выглядит ляличский храм. Это пятикупольная церковь Св.Екатерины с приделом во имя святых апостолов Петра и Павла. Построена в 1793 -1797 годах, наверняка тоже по проекту Кваренги. Изящный храм отличается оригинальной архитектурой, основной объем, близкий к кубу увенчан пятью куполами, имеет обширный восьмиколонный своеобразно решенный портик, усиленный двумя открытыми колоннадами с боков, объединяющими две симметричные колокольни с храмом в одну изысканную широко раскинувшуюся группу.

Строгость и изящество отличали внутреннюю отделку храма. Главную роль играла лепнина, которая подчеркивала основные архитектурные членения стен и сводов. Все стены над нижними проемами обходил промежуточный карниз; в завершении их, над капителями колонн великолепного рисунка, располагался антаблемент с нарядным карнизом. Арки проемов и ниш обрамляли архивольты с поясами изящного декора. В окнах были решетки из вертикальных пик.

Великолепные постройки Ляличей утопали в зелени роскошного пейзажного парка, в котором насчитывалось около ста различных пород деревьев.

Постройка дворца, других зданий комплекса были закончены к 1795 году, а вот парк начинал устраиваться двумя годами позже. Считается, что парк проектировал видный русский архитектор – Николай Александрович Львов.

Первоначально территория парка достигала ста пятидесяти гектаров. Обнесенный каменной стеной общей протяженностью около десяти километров, парк включал в себя все, что требовала эпоха: искусно устроенные природные красоты, темные густые чащи, холмистые поляны с бегущими по ним тропинками и ручьями, косогоры и овраги с шумящими водопадами, среди деревьев скрывались беседки, летний дворец, ротонда «благодарности», много статуй.

Завадовский с большим рвением осуществлял свою мечту создать выдающийся парк. «Новый сад еще в младенчестве. По заочности я настолько заломил онаго, что отчаиваюсь одолеть в мой век и затеи и пространство», - пишет он графу Воронцову 26 февраля 1800 года [1, с.54].

Планировочная структура парка представляет собой сочетание регулярной планировки с ландшафтной, при территориальном господстве последней. Регулярную зону составляли парадный двор дворца, цветочный партер, затем фруктовый сад, частично входящий с юга на территорию парка. Вся остальная территория оформлялась как подобие «живой природы». Территория парка была заключена в каменные стены высокой ограды.

К.П.Шаликов, посетивший Ляличи в 1803 году, в книге «Путешествие в Малороссию» так изобразил парк: « Желал бы я быть Апеллесом, чтобы чудотворною кистью написать вам здешний истинно английский сад» [2, с.54].

Архитектурно – планировочная организация паркового пространства осуществлялась средствами ландшафтной композиции вокруг системы искусственных прудов, разделявших территорию парка на восточную и западную части. Цепочка каскадных прудов отделяла одну часть от другой. Обе части парка связывала система живописных аллей и затейливо проложенных дорожек, вместе с земляными плотинами, мостиками и переездами. На аллеях, усыпанных чистым белым песком, было фундаментально установлено несколько скамеек и более пятидесяти мраморных статуй.

Западная часть носила открытый характер. Ее поперечная ось выявлялась цветочным партером – садом. К партеру примыкали зеленые поляны с группами искусно подобранных деревьев. Отсюда был  великолепнейший вид на дворец.

Восточная часть парка, находящаяся за прудом на противоположном дворцу склоне, была обильно озеленена целыми рощами деревьев. На небольших полянах располагались архитектурные акценты, которые важны для композиции всего усадебного ансамбля. Летний дворец и «храм благодарности» подчеркивали и закрепляли композиционную связь всех частей парка. Летний дворец – двухэтажное здание классической архитектуры, состоял из нескольких небольших помещений.

Храм Благодарности - двенадцатиколонный круглый павильон-ротонда, покрытый куполом. На территории парка, оживляя и украшая его, располагалось около полусотни скульптур. В храме Благодарности располагалась и статуя фельдмаршала Румянцева-Задунайского. Считая Румянцева своим благодетелем, Завадовский желал увековечить память о нем таким способом. Пять плотин перекрывали ручей Излучье, образовывая эффектную систему прудов. Все водоемы имели свободные природные очертания и лишь земляные плотины напоминали о их искусственном происхождении. Озеленение парка основывалось на умелом использовании местных пород деревьев и кустарников. В итоге парк расположился на 130 десятинах. К тому же Воронцову писал: « Часть сия – господствующая во мне страсть, каковую умирять рассудительностью не могу себя принудить: по всякий день граничную черту подвигаю вперед» [4, с.167].

Несомненно, что парк в Ляличской усадьбе является шедевром русского паркостроительства. Как и сама усадьба, он поражает и размерами, и содержанием, и роскошью.

После смерти Завадовского, в 1812 году, его сын продал усадьбу семейству Энгельгардт, которое владело ею до 1847 года. Затем усадьба переходила из рук в руки, но уже пребывала в полной заброшенности и потихоньку растаскивалась.

Самый страшный удар нанесла Ляличам революция. В 1918 году Ляличи были сожжены. Погиб главный дворец, от него остались только руины подвальной части и одиноко стоящие колонны главного портика. Боковые флигели в последствии пытались восстанавливать.

Сейчас в Ляличах сохраняются остатки главного дома, полуразрушенные флигели, небольшая часть ограды, восстанавливаемая Екатерининская церковь.

Вот строчки стихотворения путешественника, посетившего Ляличи в 60 годах XIXвека:

Но все ток времени унес;

Еврей Румянцева увез,

Широкий двор травой порос,

И воцарилось запустенье

В дворце и парке…

Очень печально, что эта усадьба разделила участь многих дворянских усадеб того времени. Но даже в своих руинах дворец Завадовского остается ценным и удивительным памятником искусства. И радует то, что он до сих пор вызывает живой интерес не только деятелей науки, культуры, но и простого народа.

Как никогда важно сейчас сохранить те частички когда-то поистине великолепного усадебного комплекса, донести это достояние до будущего поколения.

Список использованных источников:

1.     Городков, В.Н. По старинным аллеям [Текст] / В.Н. Городков. Тула: Приок. кн. изд-во, 1982. – 141 с.

2.     Городков, В.Н. Памятники садово-паркового искусства [Текст] // Брянский краевед, №5, 1973. – 325 с.

3.     Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре [Текст] / Ю.М. Лотман. – М.: Наука, 1998

4.     Наш край в истории отечества [Текст] // Н.А. Голик. Унеча, 262 с.         

5.     Перфильева, А.А Усадебное наследие – дорогое, но разбитое зеркало [Текст] // Отечественная история, №5, 2002.         

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 25.9 Kb
Количество скачиваний: 6
Просмотров: 75

Похожие материалы