Ысыах – национальный праздник народа Саха (1 - 5 классы)
Предмет: | Начальные классы |
---|---|
Категория материала: | Презентации |
Автор: |
Березкина Анна Юрьевна
|
Классный час для учащихся 1- 5 классов, обучающихся по программе русской школы. Можно использовать на уроках «Культура народов Республики Саха (Якутия)».
Национальный праздник Ысыах — это уникальное духовное богатство якутского народа. Он был и пока остается главенствующим фактором сплочения якутского этноса, самовыражения его как нации. Ысыах — это символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха.
Если обратиться к фольклорным источникам, то происхождение праздника исходит из глубины веков, основываясь на якутский миф об Эллэе — культурном герое, главном первопредке народа саха. По представлениям якутов, на праздник Ысыах с небес спускались светлые божества айыы, именно от них зависела дальнейшая жизнь человеческого рода. На Ысыахе в день летнего солнцестояния якуты встречали небесных божеств и устраивали обряд поклонения божествам айыы и духам природы.
Основной сюжет народного праздника по описаниям якутских ученых, исследовавших традиции этого праздника был таков:
«В начале лета, когда богиня Иэйэхсит вновь обращается и Айыысыт вещает, Эллэй имел обыкновение устраивать праздник, собирая старых и малых, сирых и бедных. Устанавливал тогда священную мачту, обвязанную конским волосом, и в течение 10 дней и ночей устраивал увеселения и игры, говоря: "Пусть таков будет удел наших детей! "» «…Содрав бересту, он заставил жену сшить берестяную посуду. Сам из березового ствола понаделал разные виды кумысной посуды: из цельного дерева выдолбил чорооны с ножками в виде конских копыт и с выпуклой резьбой снаружи, сделал матаарчахи с густыми узорами, сделал кэриэн с фигурными украшениями, вытянутыми в ряд. Жена сшила "кыллаах-ыагас", узорчатый саар-ыагас, "сабарай" и разные ведра для коровьего молока. ...Срезав молодые березки и лиственницы, Эллэй воткнул их рядами в виде улицы до самого дому. Затем, свив веревку из черного и белого волоса и украсив ее пучками белого конского волоса, натянул ее на воткнутые деревья».
«…Выдаивая кобылиц своего тестя, он накопил большой запас кумыса и устроил Ысыах. К своему празднеству он пригласил Омогоя с женой и при этом сказал: "Настал день поминовения предков и Юрюнг Айыы и подношения им жертвенной чаши". Раньше Омогой и его люди не видели такого обряда… Придя на ысыах, Омогой увидел кумыс, напиток раньше ему незнакомый, невиданные прежде посуды, украшенные резьбой. Поверх кумыса плавало масло.
Эллэй поднял чашу с такой молитвой: "Господь, Юрюнг Айыы, настал день твоего воспоминания! Я, созданный тобою человек, угощаю тебя через чистый огонь. Почитаю тебя через огонь солнца!" Говоря так, он капал кумыс на огонь. В заключение призывал божее благословление возгласами "уруй", "айхал"».
«…Эллэй устроил праздник окропления кумыса, "ысыах". Вверху есть Юрюнг-Айыы Тойон с орлом на лбу. Еще есть дарующий приплод лошадей — их предок Уордаах-Джесегей Тойон. Затем есть дарующая приплод рогатого скота Айыысыт-Хотун с веснушчатыми ноздрями. На празднике, поднимая чаши с кумысом, Эллэй обращался к этим божествам с молением размножить его стада. Подняв чаши, он запел… Тогда мимо пролетели три белые птицы… Вот с тех пор люди, уверовав в существование богов, стали устраивать ысыахи».
Прекрасный знаток якутской мифологии и героического эпоса писатель П.А. Ойунский – Слепцов определял Ысыах как праздник коневодства и изобилия. Конь у якутов — животное божественного происхождения. Фольклорная традиция сохранила якутский миф о лошади — прародительнице народа саха. Считалось, что хозяйство Верхнего мира основано на разведении коней, и поэтому якуты посвящали коней небесным божествам.
Праздник Ысыах для народа саха — это праздник Нового года, всеобщий день рождения Природы и Человека. «Во время Ысыаха, с тремя небесами с теплым дыханием, подобно летнему ветру, с тремя душами, вытянувши стан, как трехглавый жеребенок, стоял задумчиво Аар Тойон, он раздвинул два белых солнца и сотворил третье и повесил их между небом и землей и сказал: "Народ якутский, происшедший от трех пен, укрепляйся, плодись и размножайся!"».
Еще П.А. Ойунский отмечал, что Ысыах как культ торжества и радости жизни был праздником семейным. К празднику готовились заранее, каждая семья старалась заготовить необходимый запас праздничной пищи и кумыса, сшить праздничную одежду. Семейные традиции праздника включали приглашение всех близких и дальних родственников, тесное общение всех родственников, планы на будущее, совместная трапеза и, наконец, благословения уважаемых и почтенных членов семьи молодому поколению. Здесь особое значение придавалось «обычаю произнесенного слова», через благопожелания задавалась стратегия будущей жизни. Непрерывность жизни подчеркивается на Ысыахе той ролью, которая принадлежит в ней старикам и особенно детям. Участие в таких обрядах представителей всех поколений, а также детей всех возрастов символизирует вечное продолжение человеческого рода. Активное участие в празднике молодежи создавало благоприятную ситуацию выбора брачной пары.
В настоящее время, когда во всем мире происходят экологические катаклизмы, исчезают традиционные способы хозяйства и меняется среда обитания, весьма актуальным представляется обращение к уникальному опыту традиционной системы питания народа саха. Система питания якутов сложилась под влиянием экологических, исторических и социальных факторов. Мясомолочная основа питания с ее рациональным соотношением всех элементов, необходимых для правильного обмена веществ в организме человека, — это следствие действия экологического фактора. Речь идет о сбалансированной системе питания. В этом отношении показателен Ысыах, где был представлен весь набор якутской национальной кухни. «Кумысный фестиваль» — так называли Ысыах зарубежные исследователи, особое внимание уделяя ритуалу кумысопития и самому кумысу как священному напитку якутских божеств.
В 1991 году Ысыах стал государственным праздником Республики Саха (Якутия). Он является объединяющим символом возрождения не только традиционной культуры народа саха, но и гуманистических тенденций в национальных проектах новой России.
Тип материала: | Презентация Power Point (ppsx) |
---|---|
Размер: | 3.36 Mb |
Количество скачиваний: | 5 |