Загадочная русская душа Музыкально-художественная композиция

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

Загадочная русская душа

Музыкально-художественная композиция
Звучит песня в исполнении Н. Караченцова ( первый куплет)

По струнам ходят пальцы не спеша.

Я в глубь себя, как в омут, погружаюсь.

Мне кажется, к тебе я приближаюсь,
Загадочная русская душа.

Загадочная русская душа.

В тебе сегодня песенная нежность.

Л завтра безрассудная мятежность...

Гак хороша ли ты - не хороша?

В е д у щ и й. Россия, русские, русскость... Всякий народ по-своему сложен для понимания со стороны других народов, но здесь особый случай: нс говорят о «загадочной английской душе», как и о «загадочной арабской или китайской»,—

нет, говорят только о «загадочной русской душе»* подчас расширяв! го понятие- вопрос до представления о «загадочной славянской душе», но все равно сводя сто к загадке русских, потому что не попадается словосочетание «загадочная болгарская душа», как и чешская, польская, украинская, белорусская...

Совершенно очевидно, что генетика тут ни при чем. Носителями особости. загадочной русскости, становятся евреи, переселившиеся в Израиль или в США. немцы, вернувшиеся на свою историческую родину с берегов Волги или из Сибири, эти качества /замечают на родине у итальянцев, китайцев, узбеков, африканцев, латиноамериканцев, проживших достаточно долгое время в нашей стране.

Думается, язык и культура, строй чувств и взгляд на мир, кар тина мира в первую очередь определяют специфику феномена «загадочной русской души».«Загадочная русская душа» подобна «загадке Гамлета», образа, так сконструированного Шекспиром, что его разгадка принципиально невозможна. Этотак называемые неразрешимые понятия-вопросы. Этим они отличаются от

фольклорных загадок, у которых всегда предполагается разгадка. Но их неразрешимость вовсе не означает, что они не вызывают желания их разрешить. Наоборот, над ними бьются столетиями, и в ходе этого поиска попутно открываетсяочень многое.

В е д у ш и й 1.

Загадочная русская душа...

Она. предмет восторгов и проклятий.

Бывает кулака мужского сжатей.

Бетонные препятствия круша.

А то вдруг станез тоньше лепестка.

Прозрачнее осенней паутины.

А то летит, как в первый день путины

Отчаянная торная река.

Музыка

 

В е д у ш и й 2.

И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "черт побери все!" - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты <...> летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль <...> и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет. - только небо над годовою, да легкиетучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто

тебя выдумал?знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не .побит шутить, а ровнем- гладнемзаднем разметнулась на полсвета <...> Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем: а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!..

Песня «Дорог ой длинною».

 

Ведуши й.

Что это такое - загадочная русская душа? Эта проблема возникла на 'Западе, в Европе и не раньше начала XVIII века.

Сначала европейцы обратили внимание на Россию из-за ее военных побед над ангелами. Победа над Наполеоном н ввод русских войск в Париж окончательно показали, что Россия — мощное европейское государство. Тогда-то изаинтересовался Запад загадочным народом, победившим мощную военную машину французов.

Русских все больше в Европе, в столицах и на курортах, европейцев все больше вРоссии в качестве чиновников и офицеров, ученых и гувернеров, непосредственное соприкосновение разных народов впервые выявило непонимание русской души и культурных ценностей, г ениально сформулированное в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть попа». Так Лермонтов описывает Дантеса, убийцу Пушкина:

Его убийца хладнокровно

Навел удар... спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно.

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?... издалека.

Подобный сотням беглецов.

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы:

Не мог шалить он нашей славы:

Не мог понять в сей миг кровавый.

На что он руку поднимал!..

Выявилось, впрочем, и сопротивление в России западным ценностям и стандартам, прозвучавшее в монологах Чацкого из «Горя от ума» А. С. Грибоедова:

 

София(Чацкому)

 

Скажите, что вас так гневит?

 

Чацкий

 

В той комнате незначащая встреча:

Французик из Бордо. * надсаживая грудь.

Собрал вокруг себя род веча *

И сказывал, как снаряжался в путь В Россию, к варварам, со страхом и слезами;

Приехал - и нашел, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Своя провинция. - Посмотришь, вечерком

Он чувствует себя здесь маленьким царьком;

Такой же толк у дам, такие же наряды...

Он рад, но мы не рады.

Умолк. И тут со всех сторон

Тоска, и оханье, и стон.

Ах! Франция! Нет в мире лучше края!-

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержен,

Куда деваться от княжен!–

Я одаль воссылал желанья

С миренные, однако вслух,

Чтоб истребил Господь нечистый этот дух:

Пустого, рабского, слепою подражания:

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с диной.

Кто мог бы словом и примером

Нас удержать, как крепкою вожжой.

От жалкой тошноты по стороне чужой.

Ах! сели рождены мы все перенимать.

Хоть у китайцев бы нам несколько занять

Премудрого у них незнанья иноземцев.

Воскреснем ли когда от чужевластия мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

 

Думается, именно в это время и складываются условия для возникновения западных представлений о «загадочной русской душе», отразившихся у Стендаля, Мернме и у друтих ав\оров ной жохи.

Высказывания иностранных авторов

Ведущий!.

Загадочная русская душа...

Оней за морем пишутся трактаты.

Неистовствуют киноаппараты       .

За хвост комету ухватить спеша.

 

Ведущий.

Почемуэти представления характерны для Запада, а не для Востока, который значительно раньше вошел в непосредственное соприкосновение с Русью? Для половцев, печенегов, монголо-татар Русь- объект захвата,о диалоге культур не может быть и речи. Добившись независимости от Золотой Орды, Русь поглотила ее н другие восточные народы, которые вошли в состав России. Очевидно, в это время закрепилось особое свойство русских — быть открытыми для других культур. Из великих культур мира, пожалуй, только русская культура и обладает такой степенью открытости, ч то выразилось в особом феномене —- культурном симбиозе, проявившемся не только по отношению к культурам многочисленных народов Российской империи, СССР, современной России, но и но отношению к культу рам многих зарубежных стран. У этого качества есть оборотная сторона слишком легкое подчинение то византийскому влиянию,то немецкому, то французскому, то американскому, соответствие ценностям которых на разных этапах отечественнойистории мерилом. Но самое главное - его можно было превзойти.

Где воедино запад и восток

И где их разделенье и слиянье?

Где северное сходится сиянье

И солнечный энергии исток?

....Какая-нибудь музыка…

Где же искать основной источник представлений о «загадочной русской душе»? Главным источником таковых представлений стала русская литература.

Русская литература обладает устойчивой к различным переменам спецификой, выделяющей ее среди других литератур мира. Изначально русская литература возникала с ориентацией на очень узкий круг грамотных людей, оставляя фольклору обслуживание запросов огромного населения Руси, России, не допущенного к грамоте.

Частушки

 

Ты по что меня ударил

Балалайкой по плечу?

Я за то тебя ударил:

Познакомиться хочу!

На горе стоим сосна.

Под горою - вишня.

Полюбил цыганку я

Она замуж вышла!

Если хочешь разлюбить.

Поезжай на станцию.

Сдай свою любовь в багаж.

Потеряй квитанцию!

Мой миленочек лукав:

Меня дернул за рукав.

Я ж лукавее его:

Не взглянула на него!

Подарил милой колечко,

Синенькую вставочку.

Иссушил моё сердечко.

Как зелёну травочку.

Основной слой грамотных людей — деятели церкви и государства, позтому русской литературе на протяжении многих веков свойственна духовность и государственность.

«Духовность» (как эзотерическое знание, только для посвященных), столь свойственная восточным литературам, в ходе усиления светского начала в русской культуре преобразовалась в «душевность». Отсюда — особая задушевность произведений русской классики, заставившая иностранцев говорить о «загадочной русской душе».

Если в литературе Европы на протяжении многих веков первенствовало эстетическое начало, то в русской литературе изначально первенствовало этическое начало, нравственный стержень, нравственность идет от души, сердца, не от идеи должного, а от образа должной жизни.

Точно так же содержательная сторона произведения была важнее формы. Но у Толстого и Достоевского ощутим исконный приоритет нравственного начала,содержательной стороны. Одна из причин этого кроется в борьбе крупнейших русских писателей с теорией «искусства для искусства»,внимание уделяется проблеме праведников и праведной жизни, то есть самой высокой проблематике, причем освещающие ее роман Ф. М. Достоевского «Идиот», повесть Л. Н. Толстого «Отец Сергий» и ряд других становятся в ряд самых читаемых, самых востребованных в России произведений

 

Звучит песня в исполнении Н. Караченцова (второй куплет)

 

Так хороша ли ты - не хороша?

Рвану в отчаянье на груди рубашку –

И ты открыта настежь, нараспашку.

Загадочная русская душа.

 

Загадочная русская душа,

Порой безумной радости источник.

То вдруг бываешь сумрачнее ночи.

Осенней безнадежностью дыша.

 

Музыка               Появляется О н,

 

Он.

 Было на этом рождественском балу в Москве все. что бывает на всех балах, но все мне казалось в тот вечер особенным: это все увеличивающееся к полуночи нарядное, возбужденное многолюдство, пьянящий шум движения толпы, теснота танцующих и эти всё покрывающие раскаты духовой музыки, торжествующе гремевшей с хор...

Я долго стоял в толпе у дверей зала, весь сосредоточенный на ожидании часа ее приезда. - она накануне сказала мне. что приедет в двенадцать.. От этого бального зноя и от волнения, с которым я ждал ее. решившись сказать ей наконец что-то последнее, решительное, все было обострено во мне. я уже давно был болен любовью к ней и как-то волшебно боялся се породистого тела, великолепных волос, полных губ, звука голоса, дыхания, боялся, будучи тридцатилетним сильным человеком, только что вышедшим в отставку гвардейским офицером! И вот я вдруг со страхом взглянул на часы. - оказалось ровно двенадцать, - и кинулся вниз по лестнице, навстречу все еще поднимавшейся снизу толпы. Сбежал я, несмотря па толпу, с необыкновенной быстротой и ловкостью и все-таки опоздал...

Она входит в сопровождении немолодого господина, грубого и крупного, в просторном

поношенном фраке, в прическе а-ля мужик. Он отходит в сторону, оставляя ее посреди залы, берет бокал вина. Девушка в розовом проходит мимо него с раскрытым веером.

Девушка в розовом(закрываясь веером). Завтра, в четыре.

Господин с самодовольной усмешкой прикрывает глаза в знак того, что слышал се.

Девушка скрывается.

Скинув платок. Она протягиваетруку для поцелуя руку в белой и длинной перчатке.

Он едва касается губами перчатки. Она. придерживая шлейф, берет его под руку, и они прохаживаются по сцене.

О н: Вы нынче танцуете?

О н а: Не танцую. (Останавливается, отпускает его руку и начинает обмахиваться веером.)

О н (а зрительный зал). Она продолжала молчать, точно меня и не было, но я уже больше не владел собой: боясь, что потом может и не представиться удобной минуты, вдруг стал говорить все то. что весь вечер готовился сказать, говорить г орячо, настойчиво но бормоча, делая безразличное лицо, чтобы никто не заметил этой горячности. И она. к великой моей радости, слушала внимательно, не прерывая меня.

Она в течение почти всей беседы стоит, смотря в зрительный зад (как на;танцующих),

мерно махая веером.

О н (к ней). Я знаю, я знаю, что я не смею ни на что надеяться... Вот вы нынче нё позволили мне заехать за вами...

О н а. Мой кучер прекрасно знает дорогу сюда.

О н. Да. я ничего не жду. с меня довольно и того, что вот я стою возле вас и имею счастье высказать вам наконец полностью все то. что я так долго не договаривал... Уж- одно ото (вытирая платком лоб и не сводя с нее глаз), уже только это одно...

К ним подбегает веселая рыжая барышня с: последним букетиком ландышей в плетеной корзиночке. Он
бессмысленно смотрит на ее веснушчатое личико й торопливо кладет в корзиночку пятьдесят рублей, не
взяв букетика. Барышня мило улыбаясь, приседает и убегает.

Она (продолжая .махать веером). Как надоела мне эта фарфоровая дура, ни один бал без нее не обходится. Жаль, что вы не взяли ландышей, я бы сохранила их на память о нынешнем бале... Впрочем, он итак будет памятен мне,

О н (опустив глаза, с трудом.). Памятен?

О н а (слегка повернув голову). Да. Я уже не раз слышала ваши признания. Но нынче вы имели, как выразились, "жалкое счастье" высказаться наконец "полностью" относительно своих чувств ко мне. Так вот нынешний бал будет мне памятен тем, что я тоже уже "полностью" возненавидела вас с вашей восторженной любовью. Казалось бы. что может быть трогательнее, прекраснее такой любви! Но что может быть несноснее, нестерпимей ее. когда не любишь сама? Мне кажется, что с нынешнего вечера я не в силах буду даже просто видеть вас возле себя. Вы подозревали, что я в кого-то влюблена и потому так "холодна й безжалостна" к вам. Да. я влюблена - и знаете в кого? В своего столь презираемого вами супруга. Подумать только! Ровно вдвое старше меня, до сих пор первый пьяница во всем полку, вечно весь багровый от хмеля, груб, как унтер, днюет и ночует у какой-то распутной венгерки, а вот поди ж ты! Влюблена!

Он медленно кланяется ей и медленно уходит. Она остается.

Она. Боже мой. как просто! Л ведь наша душа просит большего: страдания, надрыва, самоотречения... Вам ведь хочется услышать слова Татьяны:

Я вас люблю - к чему лукавить?

Но я другому отдана И буду век ему верна...

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 41.83 Kb
Количество скачиваний: 8
Просмотров: 79

Похожие материалы