Анатация на песню: «Ой, вы ветры – ветерочки» Слова В. Бокова Обработка Н. Кутузова

Предмет: Музыка
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

 

Управление культуры Белгородской области

ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт

культуры и искусств»

Факультет музыкального творчества

Кафедра искусства народного пения

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисцеплине «Практическое руководство хоровым коллективом.

Управление народным хором»

«Ой, вы ветры – ветерочки»

Слова В. Бокова    Обработка Н. Кутузова

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы 24 ИНП

заочной формы обучения

Водолажская  Н.А.

Руководитель:

доцент кафедры искусства

народного пения

Копылова Л. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород, 2014

 

 

Работа дирижёра над партитурой

Руководитель хорового коллектива должен знать:

·        виды репетиционной работы с коллективом;

·        закономерности и особенности хорового пения (вокальные и технические возможности хора, художественно выразительное исполнение элементы хоровой звучности)

·        типы и виды хоровых партитур;

·        систему отбора дирижёрских жестов для технического и выразительного освоения произведения;

·        Основные этапы работы над хоровой партитурой;

·        Особенности изучения хоровых произведений различных жанров и стилей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сведения о произведении:

1.           Сведения о композиторе

 

       Николай Васильевич Кутузов, Народный артист СССР, композитор, лауреат Государственной премии России им. М.Глинки, профессор, которому в 2011 году исполнилось 85 лет, возглавляет сегодня Академический хор русской песни. С коллективом, в который он был приглашен хормейстером (1950), а позже  (1954) был назначен его художественным руководителем, связана вся творческая деятельность этого выдающегося мастера.

       Русская песня, ее художественная и нравственная ценность, ее неповторимое индивидуальное звучание, стала основой репертуара коллектива. Н.В. Кутузов подготовил с хором целые фольклорные пласты Архангельской, Вологодской, Московской, Рязанской, Смоленской, Курской, Брянской, Орловской, Белгородской областей России, Сибири, Урала, Волги, Дона. В этих программах он выступает как талантливый интерпретатор и автор более 300 обработок народных песен.

      Среди авторских произведений, созданных композитором для хора, значительное место занимают песни патриотического звучания «Люблю тебя, моя Россия», «Баллада о двух солдатах», «Родина Победы», «Сердце, опаленное огнем». Сердечностью и теплотой проникнуты песни Кутузова о родной природе  - «Русская береза» (сл. Д.Кудрявцева), «Выхожу поутру на поля» (сл. С.Хакима), «Сибирская яблонька» (сл. В.Бокова). Кутузов не ограничивается использованием в своем творчестве народно - песенных интонаций. Он опирается также на стилистику бытового романса. В своих  сочинениях композитору удалось воплотить чувство собственного достоинства нашего народа, его гордость за бессмертные героические подвиги в годы войны, раскрыть широту души русских людей.

    В репертуаре хора значительное место занимают произведения известных российских композиторов А.Новикова, С.Туликова, А.Пахмутовой,  А. Аверкина, Р.Бойко, Г.Пономаренко и др.

   Тесная дружба связывает композитора с Людмилой Зыкиной. В последние годы Академический хор и его руководитель постоянно участвствовали  в совместных концертах, проходящих в престижных залах Москвы.

   Николай Кутузов является автором передач известного радиоцикла «России звонкие края». Открытый, доверительный, искренне заинтересованный тон этих программ на долгие годы снискал любовь слушателей и принес в 1982 году заслуженную награду ее создателю – Государственную премию России им. М.Глинки.

   С 1975 года Николай Кутузов возглавляет кафедру хорового дирижирования  в Государственном музыкально – педагогическом институте им. Гнесиных (ныне Российская Академия музыки им. Гнесиных). Многие годы он избирался председателем правления Всероссийского музыкального общества.

   Педагог, просветитель, композитор, организатор, дирижер Николай Васильевич Кутузов и сегодня ищет новые формы творческого самовыражения, чувствует свою ответственность перед современной музыкальной культурой.

 

2.           Сведения об авторе текста

 

            Боков Виктор Федорович (р. 6[19].09.1914), поэт, песенник, собиратель фольклора. Родился в деревне  Язвицы,  Александровского уезда Владимирской обл., ныне Загорский район  Московской области,  в семье крестьянина. Учился в Загорском педагогическом техникуме, работал токарем, зоотехником; служил в армии. В 1938 окончил Литературный институт.

    Стихи начал писать рано; первое стихотворение опубликовано в загорской газете «Вперед»; с 1935 его стихи и рассказы стали появляться в журналах «Колхозные ребята», «Дружные ребята». В стихах Бокова ощутимо творческое осмысление традиций А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, Н. А. Клюева, С. А. Есенина, А. Т. Твардовского и М. В. Исаковского, в первую очередь — в использовании поэтических возможностей русского фольклора. Первым главным учителем Бокова был и остается фольклор — песня, частушка, сказка, пословица, загадка. Своими «боевыми помощниками» поэт по сей день считает балалайку, гармонь, гитару.

     В. Боков — один из серьезнейших собирателей и творцов современной народной частушки. Ему принадлежит заслуга издания антологии «Русская частушка» (Л., 1950). Сотрудничество с известными собирателями русского фольклора,  поездки в фольклорные экспедиции на Рязанщину, на Волгу, в Вологодскую и Воронежскую области убедили Бокова в неисчерпаемости, глубине и поэтичности народного творчества, в плодотворности освоения его традиций.

   Песни на стихи Бокова — это особый пласт современной народной культуры. В них поэт настолько приблизился к народному миропониманию, что они уже стали неотделимы от времени, в которое были созданы и зазвучали (50—60-е)  годы: «Выходил на поля молодой агроном…», «Гляжу в поля просторные…», «На побывку едет…», «В чистом поле ясный месяц…», «Чтобы сердце было радо…», «Я назову тебя зоренькой…», «Оренбургский пуховый платок».  Песни  В. Бокова органично соединяют озорство, юмор частушек и распев русских лирических протяжных песен.

   Стихи  Бокова обращены к тем первоосновам бытия, о которых часто забывают за суетой буден: вкус хлеба, воды, воздуха, бесконечность дорог и неповторимая прелесть «малой родины». Именно эти ценности в его стихах задают ритм, определяют смысл, направляют ход мысли (стих. «Луга России меня спросили…», «Не губите реченьку…», «Женщины белье полощут…» из цикла «Отчие просторы»; «Весеннее небо выстирано…», «Черный хлеб», «У метели рукава горностаевые…» из цикла «Закрома»; «Сказка снега», «Снегирь» из цикла «Снега России» и др.).

   Поэзия В. Бокова охватывает различные жанры поэзии: патриотического содержания, лирического, шуточного, в которых звучит тема любви к Родине, родному краю, природе.

   Поэтическому творчеству В. Бокова проявляли интерес многие композиторы, в результате чего были написаны следующие произведения сольного и хорового характера: Н. Пономаренко - «Я кланяюсь России», «Оренбургский пуховый платок», «Колокольчик», «Я назову тебя зоренькой», «Я люблю снега России»; Ф. Маслова - «Гляжу в поля просторные», «В один прекрасный день»; А. Аверкина - «На побывку едет»; Н. Кутузова - «Ой, вы ветры - ветерочки», «Замело, занесло»,  «Стану я черёмухой» и многие другие.

 

3.           Жанровые и стилевые особенности

свадебной  песни , русского севера.

«Ой, вы ветры – ветерочки»

Свадебные обряды как составная части обычаев и традиций связаны с психологией народа, с его социальной практикой, поэтическим творчеством. Во время исполнения свадебных: ритуалов закреплялись определенные нормы и правила поведения. В них: проявилась народная мудрость, нашедшая словесное выражение в сопровождавших их произведенияхустного поэтического

 творчества. Русская свадьба - часть народной культуры, в ней отразились в гармоничном сочетании элементы словесно-поэтического, музыкального, хореографического и драматического искусств.

 

На Руси свадьбы игрались с древних пор. В каждой местности существовал свой обычай свадебных действий, причитаний , песен приговоров. Но при всём бесконечном многообразии свадьбы игрались по одним и тем же законам. Поэтическая свадебная действительность трансформирует происходящие в фантастически-сказочный мир. Как в сказке все образы разнообразны, так и сам обряд интерпретированный, предстаёт своеобразной сказкой. Свадьба, является одним из самых значительных событий человеческой жизни на Руси, требовала празднично-торжественного обрамления. И если прочувствовать все обряды и песни, углубившись в этот фантастический свадебный мир , можно познать щемящую красоту этого ритуала. Останутся «за кадром»  красочные одежды, гремящий колокольцами свадебный поезд, многоголосный хор «песельниц» и заунывные мелодии причитаний, звуки свиррестелей и гуделок, гармоний и балалаек- но сама поэзия свадьбы воскрешает- боль ухода из родительского дома и высокую радость праздничного состояния души-Любви.

Но свадьба севера значительно отличалась от свадьбы юга Росии. Если на юге свадьба – праздник, то на севере свадьба-похороны. Не всегда девушка знала будущего супруга, знакомство с ним могло состояться только на свадьбе. Прощание с девичий волей, с родным домом, очень волновало будующую невесту. Вот откуда в традиции северных свадеб берутся причитания, ими пронизана вся свадьба.


 

 Рассматриваемый хор в обработке Н. Кутузова выполнен в стиле русской народной песни. На это указывает как форма произведения – куплетная с элементами вариационности, запев – хоровой подхват, метроритм переменного характера. На протяжении всего произведения в качестве припева звучат припевки: «Алилей, лёли, лёли…», которые очень характерны для южнорусской песенной традиции (Воронежская область, Белгородская область, Курская область). Данное произведение можно отнести к хороводному жанру – одному из наиболее своеобразных жанров русского народного песенного творчества синтетического характера, сочетающий в себе поэзию и музыку с театрально-драматическими элементами и хореографией. Хороводы представляли собой массовое игровое действие с преимущественной ролью молодежи. Отсюда - ярко выраженный характер хороводных песен, воплощение в них жизнеутверждающего мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкально – теоретический анализ

Форма – стихотворно- вариационная. Стих состоит из двух строф:

Первая строфа – запев: «Ой, вы ветры –ветерочки, полудённы вихорёчки…»

Вторая строфа – припев: «Алилей, лёли, лёли, лёли…»

Тональность – d – moll (ре минор натуральный).

Начинается произведение с тоники «ре», оканчивается квинтсекстаккордом 2 ступени:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метр – переменный, выраженный сложносмешанным размером 5/4, дирижируемый по схеме 3+2, а также четырёхдольным размером 4/4.

 

 

 

 

Фактура – способ изложения произведения на включает в себя монодическое изложение - одноголосное (запев), двухголосное, аккордово-гармонический склад изложения, подголосочную полифонию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесситура:

- в женской группе голосоведение сопрано и альтов, в основном, проходит в средней тесситуре;

- соло солистки в 6 и 7 куплетах – исполняется в высокой тесситуре:

 

 

- в мужской группе тенора и басы  поют в средней и высокой тесситуре:

 

 

 

Ритмическая структура произведения – построена на длительностях:

 

 

В припеве присутствует пунктирный ритм:

 

Интервальное строение партий по горизонтали и вертикали:

По горизонтали:

 Сопрановая и альтовая партии построены на следующих интервальных соотношениях: секунды и терции , в сольном подголоске присутствуют кварты и квинты:В мужской партии также секунды, терции и кварты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По вертикали:

В женской партии основу составляют терции, в шестом и седьмом куплетах подголосочное соло составляет с основными голосами октаву:

 

 

 

 

 

 

В мужской партии также основу составляют терции, но также присутствуют и секунды, кварты и септимы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 464.46 Kb
Количество скачиваний: 15
Просмотров: 114

Похожие материалы