«Цветочная фантазия» (техника макраме и ганутель)

Предмет: Технология
Категория материала: Презентации
Автор:

Оглавление

 

Глава I.    Выбор и обоснование проекта…………………………….с. 4

 

Глава II    Историческая справка……………………………………..с. 3

 

Глава III.     Генерирование идеи…………………………….………..с. 5

 

Глава IV.     Дизайн-анализ. Выбор материалов для проекта……….с. 6

 

Глава V.      Обоснование использованных технологий,

          инструментов и приспособлений….……………………….с. 9

 

Глава VI.     Техника безопасности при выполнении работ.

                      Санитарно-гигиенические требования…………………..с. 12

 

Глава VII.   Экологическое обоснование проекта……………………..с. 14

 

Глава VIII. Экономическое обоснование проекта……………………..с. 15

 

Глава IX.     Реклама изделия……………………………………………..с. 16

 

           Список литературы…………………………………………с. 17

 

           Приложение…………………………………………………..с. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

Выбор и обоснование проекта

 

С детства я люблю живые цветы. Приходя с прогулок, я приносила большие охапки разных цветов. Они пахли и радовали меня своим красивым видом. Я очень расстраивалась, когда цветы увядали, всегда хотелось чтобы они цвели как можно дольше. Повзрослев, моя тяга к творчеству  увеличилась. И темой моих работ служила  природа. А когда я узнала о  том, что цветы можно не только вышивать, лепить и рисовать, но и делать из проволоки и ниток, сразу решила сделать такую композицию. Оказалось это совершенно просто и увлекательно. Можно точно скопировать  окраску цветов у природы, а можно фантазируя, сделать космические цветы.

И такой замечательный подарок к любому торжеству  приятно подарить друзьям и знакомым! Теперь цветы не вянут и всегда радуют глаз.

 

Цель проекта: выполнить декоративное изделие в техниках макраме и ганутель, которое украсит и обогатит интерьер дома.

Концепция проекта:

·        изделие должно быть оригинальным;

·        изделие должно отвечать современным тенденциям моды в оформлении интерьера;

·        изделие должно быть экологически безопасным;

·        изделие должно иметь низкую себестоимость;

·        изделие должно сочетать в своём исполнении несколько техник аппликации;

·        изделие должно быть выполнено и оформлено эстетично;

·        изготовление изделия должно быть выполнено в относительно короткий срок.

Задачи:

1)   разработать модель изделия;

2)   выполнить эскиз изделия;

3)   разработать детали изделия;

4)   определить свой выбор в техниках исполнения;

5)    выбрать и подготовить материал, инструменты и приспособления к работе;

6)    выполнить и оформить изделие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Историческая справка

 

Ганутель – мальтийское искусство неувядающей красоты.

Искусственные цветы всегда использовались в интерьере, ими украшают одежду, особенный шарм цветы придают модным дамским шляпкам. Искусственные цветы более долговечны, чем живые, а созданные из них икебаны простоят много лет, радуя глаз.

Обычно такие цветы делают из жёсткой ткани или из бумаги, иногда их вяжут, часто изготавливают из пластмассы, кожи, глины, шёлковых ленточек, бисера, ракушек, кружева.

На острове Мальта, который находится в Средиземном море, не так далеко от берегов Италии, известен ещё один традиционный способ изготовления цветов, который называется Ганутель. Скорее всего, эта техника была раньше известна и в других странах, но в настоящий момент она сохранилась именно в монастырях Мальты. Мальтийские монахини до сих пор делают эти красивые цветы для украшения церковного алтаря в резиденции папы Римского (рис.1 а-в).

В Ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки, а также бусинки, жемчуг или бисер. Получаются изящные, очень лёгкие на вес, блестящие цветы. В шестнадцатом веке такую спиральную проволоку из золота или серебра называли по-итальянски «canutiglia», а по-испански «canutillo», на русском языке вероятно это слово трансформировалось в «канитель». Мальтийское слово «ганутель» произносится на разнообразный лад: некоторые авторы называют этот вид рукоделия «ганутиль» или «ганитилль».

Красивые ажурные цветы, сделанные за стенами монастырей часто преподносились в качестве подарков высокопоставленным особам. Так известно, что в 1775 году образцы были преподнесены Римскому папе, а в 1787 году посланы в Россию Екатерине II.

После второй мировой войны искусство Ганутели было почти забыто, а с 1970 года появился большой интерес к композициям из сухих цветов - флористике. Но засохшие цветы не годились для украшений в церквях, и поэтому изящное искусство Ганутели всё-таки сохранилось там. Позднее, в конце 1990-х годов произошло внезапное возрождение техники Ганутель. И это совершенно естественно, ведь настоящая ганутель прекрасна.

 

Истоки «макраме» лежат в Древнем Китае и Японии, но были известны в других частях света.

История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями. Началась она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити и он завязал первый узел. Вначале человек делал примитивные, безузловые сети. Более устойчивая форма полотна сети получилась тогда, когда нити начали скручивать между собой. В скандинавских музеях можно увидеть сохранившиеся до наших дней остатки таких древних крученых сетей, сделанных из липового лыка. Этот метод плетения применяют и в наши дни рыбаки Мальты и Канарских островов при изготовлении крышек к корзинам. На смену безузловым пришли сети на основе "свайного" и "перуанского" узлов. Такие сети плели рыбаки Перу, жители Океании и древние африканские рыбаки из бассейна реки Конго.

По мере совершенствования материала для плетения все труднее было сохранить постоянную форму ячей сети. Нужны были нескользящие узлы. Такими узлами стали "рифовый" и "ткацкий". Изготовление сетей при помощи ткацкого узла практиковалось на северо-западе Европы очень давно. В финских болотах 50 лет назад были найдены остатки сетей времен каменного века.

На протяжении всего своего пути развития человечество относилось к узлам по-разному. Были периоды, когда узлы просто запрещали. Среди многих табу, соблюдение которых выпало на долю римских сенаторов, был запрет иметь на одежде хотя бы один узел. Табу на узлы существовало в Лапландии, Ост-Индии, у приморских даяков и у жителей северной части острова Целебес (Индонезия). На Руси вязать узлы -"наузить" означало "колдовать, знахарить, ворожить"- так пишет об этом В.И.Даль. Христианством на Руси осуждалось ношение узлов-амулетов. Но такое отношение к узлу было недолгим и не повсеместным. Некоторые народы, наоборот, считали, что узлы приносят известную пользу,- об этом писал римский историк Плиний Старший (1 век). Люди того времени, например, верили, что при помощи развязывания и завязывания узлов можно вылечить грыжу. Применяли их и для лечения переломов. На востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и сохраняли нужную информацию. На греческих вазах часто встречается изображение Геркулеса, облаченного в шкуру льва. Передние лапы зверя завязаны на груди узлом, который люди так и назвали геркулесовым. Этим узлом завязаны концы одежд на плечах персонажей египетских фресок и стебли лотосов на золотых нагрудных украшениях фараонов. Древние греки были уверены в магической силе геркулесова узла. Воины с его помощью перевязывали себе раны. Моряки плели цепочки и привязывали их на вершины мачт, свято веря, что они уберегут их от бед.

В Древней Греции во времена народных гуляний предлагалось развязать и завязать такой сложный узел, как "турецкий". Это служило своеобразным соревнованием в ловкости. "Турецкий узел", возможно, и является тем легендарным гордиевым узлом, распутывание которого, по древним легендам, сулило власть над Азией. А легенда такова.
Сын фригийского бедняка Гордия Мидас, когда в стране начались смуты, на повозке отца прибыл в Народное собрание и был провозглашен царем. Эту простую повозку с хитроумным узлом из лыка дикой вишни на дышле Мидас преподнес в дар Зевсу, и с тех пор она находилась во дворце. Александр Македонский знал легенду об удачливом царе из народа, и ему очень хотелось увидеть знаменитую повозку и хитроумно сплетенный узел, распутывание которого, согласно древнему пророчеству, обещало власть над Азией. По одним источникам, дошедшим до нас, Александр не мог распутать гордиев узел и, выхватив меч, разрубил его; по другим - царь вытащил колышек, распутал узел и снял ярмо, чем и подтвердил свое право быть властелином Азии. Расцвет макраме относится к 9 веку до н. э. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах. В 14 веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая. В кафедральном соборе в Мадриде найдены рисунки узоров и узлов макраме того времени. Тогда же макраме стало известно и популярно в Италии. Плетеным кружевом украшали покрывала, занавеси, одежду. Были открыты и первые школы макраме. В Турине, например, Валентина Кавандоли обучала плетению детей в возрасте 5-6 лет. Она ввела новый прием плетения, который теперь носит название "Кавандоли". Этот прием построен на использовании нитей двух цветов в плетении репсового узла.

Изделия макраме отражали в своих полотнах и художники. Одним из первых это сделал Сандро Ботичелли. В картине "Поклонение волхвов" (1476-1477гг.) на одном из персонажей надета шапочка макраме. В 17 веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. Тогда же оно стало очень популярным в Англии. В те времена многие модницы Европы украшали свои одежды узелковым кружевом. Искусством плетения во все времена владели очень немногие мастера. Они создавали прекрасные образцы плетеных изделий: шторы и покрывала, чехлы для музыкальных инструментов. Кружево, которое они плели из золотых нитей, украшало одежды лиц духовного и королевского сана. Как бы надолго ни забывалось искусство плетения, оно возрождалось с новой силой и не только приобретало новые черты, но и меняло свое название. В разные времена искусство плетения называлось: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома. И только в 19 веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть макраме. В переводе с турецкого "макраме"- это шарф или салфетка с бахромой, в переводе с арабского "миграмах"- это бахрома или шарф, украшенный плетеным кружевом. Новая волна возрождения макраме началась в 19 веке. Образцы плетеных изделий того времени, хранящиеся в различных музеях мира, выполнены в основном на основе горизонтального узла (репсового или двойного) во всех вариациях: ромбы, цепочки, уголки, клеточки. Для плетения тогда применяли разнообразные материалы: шелковые и хлопчатобумажные нити, шелковый шнурок, золотую канитель, шерсть. С двадцатых годов нашего века макраме вновь возрождается и входит в моду. Плетеными изделиями - коврами, салфетками, абажурами, ширмами, а позже и шторами. Кашпо - стали украшать комнаты. Плетеные панно начали комбинировать с ткачеством. Макраме нашло широкое применение и при создании таких предметов, как качалка, гамак, беседка. Сейчас возможности макраме еще более расширились. По-прежнему используя макраме для украшения одежды и интерьера комнат, к нему постепенно стали обращаться и при оформлении общественных помещений.

"Макраме: позволяет высказываться разнообразно и нестандартно, никого и ничего не копируя. Фольклорное начало проявляется в орнаменте и цветосочетаниях. Изделия макраме прекрасно сочетаются с бусинами, янтарем, деревом. Но этими эффектами надо пользоваться осторожно, не увлекаясь. Здесь только хороший вкус и чувство меры гарантируют успех. Для украшения интерьера и, особенно для костюма надо тщательно подбирать фактуру и цвет фона и узора, типы узлов, их плотность и воздушность. Тут основное - чувство ансамбля. К зимнему платью из плотной ткани не подойдет ажур, который будет прекрасно сочетаться с однотонным шелком. Или веревочный абажур не будет смотреться рядом с дорогими тяжелыми драпировочными тканями". Макраме завоевывает все больше и больше поклонников. Увлекаются плетением взрослые и дети. Организуются кружки и студии макраме при Домах и Дворцах культуры. Приемы узелкового плетения изучают на уроках школьники. Они с увлечением плетут красивые и нужные вещи. Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом. Широки возможности макраме для творческого проявления личности.





                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III

 Генерирование идеи

 

 

 

 

Глава IV

Дизайн-анализ.

Выбор материалов для проекта

 

Перед началом работы мне предстоит выбрать модель, материалы, инструменты.

Модель №1. Настенное панно «Фиалки». Техника ганутель представлена только одна. Основа фона – рамка с натянутой тканью. Работа малой облегчённой формы проста в исполнении (рис. 2 а).

Модель №2. Настенное панно «Корзина с цветами». По сравнению с моделью №1 она более сложная: используется 2 вида техники ганутель. Цветовое сочетание яркое, пёстрое. Аппликация крепится на рамку, обтянутую тканью и кружевом (рис. 2 б).

Модель №3. Настенное панно  «Цветочная фантазия. Данная работа более сложная: сочетание двух абсолютно самостоятельных техник – макраме (плетёная основа) и ганутель двух техник (объёмная аппликация). Пастельная цветовая гамма материалов передаёт тепло и покой от восприятия работы (рис. 2 в).

Материал для плетения макраме

Выбору материала для плетения уделяется большое внимание. Он должен соответствовать выбранной теме, быть хорошего качества, прочным и податлевым. лучше всего подходят для этой цели природные материалы, такие как лён, жгут, хлопок. Массивные шнуры, толстые льняные и пеньковые верёвки подойдут для плетения газетниц, ковриков, абажуров. Вещи, выполненные из этих материалов, придадут любому современному интерьеру оригинальный вид и особый уют. Верёвки, хотя и пластичный материал, на жесткой основе дают очень четкие очертания Главное условие, предъявляемое к качеству нитей для плетения,- они должны быть кручёными и достаточно жесткими. Без этого красивых и чётких узлов не получится. Слишком жесткие нити из натуральных волокон перед плетением можно прокипятить они станут более мягкими и эластичными. Сложно работать с нитями, имеющими скользкую поверхность. Это синтетическая соломка, шелковые шнуры, капроновая леска, полипропилен. Узлы из них быстро развязываются, поэтому затягивать их надо как можно туже. Главное и обязательное условие для всех видов веревок - прочность. Если веревки не прочные, они могут порваться.

Материал для кручения пружин под лепестки – проволока, так как она обладает следующей характеристикой: большой длиной, сравнительно малой толщиной, хорошей прочностью.

Материал для плетения лепестков может использоваться разный: нити и пряжа, а также ленты как натурального происхождения (растительного – хлопчатобумажные, шерстяные и др.) и цвета (белый, серый, рыжий, чёрный), так и химического (искусственные (вискозные или ацетатные) и синтетические (металлизированные)) – выбор зависит от планируемого результата (объёмности элементов работы и желаемой фактуры). Одни из них обладают блеском, другие – объёмностью, третьи – прочностью. Главное – нити для плетения ганутели должны быть хорошо скручены.

Материал для закрепления нити на проволоке – клей.

Для оклеивания бумаги и картона пользуются декстриновым - клеем. Он хорошо клеит, прозрачен, долго сохраняется в стеклянных, плотно прикрытых банках.

Вишневый клей обладает очень хорошими качествами. Он клеит гораздо прочнее, чем клейстер или декстриновый клей.

Лучший клей для дерева — столярный. Он изготовляется из разварен­ных костей, копыт, обрезков кожи и продается в виде плиток коричнево­гоцвета. Чем светлее, прозрачнее и тверже плитки, тем выше качество клея.

Для своей работы я решила остановить свой выбор на клее Titan, так как он хорошо склеивает разные материалы, он прозрачный и быстро сохнет.

 

Вывод: из рассмотренных мною моделей я остановила свой выбор на модели №3, так как уровень сложности, используемые материалы, цветовая гамма  и сочетание двух видов рукоделия мне доступны.  Панно будет выполнено в техниках макраме (фон-основа работы) и ганутель (искусственные цветы для аппликации). Пряжа для плетения макраме – джутовая (натуральная растительная), для искусственных цветов – микрофибра (искусственная). Для пружины лепестков – проволока из нержавеющей стали. Для закрепления нитей – клей Titan.

 

 

 

 

 

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 2.65 Mb
Количество скачиваний: 11
Просмотров: 111

Похожие материалы