Доклад на тему: Специфика и содержание этнокультурного компонента в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся.

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор:

 

 


Специфика и содержание этнокультурного компонента в духовно-нравственном развитии  и воспитании обучающихся.


 


                                                1.Актуальность.


  Воспитание не имеет  "срока годности". Взгляды на воспитание детей формировались и утверждались в течении тысячелетий. Воспитание возникло вместе с появлением людей на Земле. Оно меняет формы и способы, шагая  " в ногу" с развитием человеческого общества, представляя собой совокупность и взаимозависимость общих для всех народов взглядов, идей, а также навыков и приёмов в области воспитания.


  У каждого народа есть своя история, свой социальный и природный  опыт существования, а также своя психология, восприятие окружающего мира и традиции, которые  каждый  народ  передавал своим  потомкам из поколения в поколение. Этот процесс можно смело назвать "народная педагогика" или  " этнопедагогика". Каждый народ  в соответствии  с условиями существования выработал  формы и способы воздействия на подрастающее поколение, что составляет духовно-нравственное развитие, воспитание детей в этническом аспекте. Каждая этническая группа развиваясь веками в определённых географических, природно-климатических, социально-экономических условиях имеет не только своеобразную общность людей, но и только присущие ей быт, миропонимание, мышление. В.Г. Белинский подчёркивал, что "тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его манере, так сказать, понимать вещи".Важное место в жизни народа  занимают устойчивые обычаи, обряды, традиции культа предков, родителей, старших. Люди почтенного возраста олицетворяли собой мудрость , являлись хранителями жизненного опыта и норм поведения. Уважение к старшим- это укрепление преемственной связи поколений в духовно- нравственном воспитании детей.


  Исследователи едины в том, что преемственная связь поколений с лучшими национальными традициями воспитания и обучения детей придаёт стабильность, целостность, жизненность всего народа. Это подтверждает вывод К.Д. Ушинского: " Воспитание созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет такую воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах обучения и воспитания, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа"


 


  Традиции народа - это объективный компонент неотъемлемо связанный с жизнью людей .  В современном мире они постепенно стираются, исчезают в сознании людей, утрачивая свою ценность .Исчезают традиции - исчезает целый народ.  К большому сожалению ,это относится  и к бурятскому народу.


      Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации. 



                     2.  Аспекты , обуславливающие исчезновение этноса. 


     


   Одним из первых аспектов исчезновения этноса можно считать  развитие экономических и промышленных структур , социально- экономической жизни людей и природной среды в середине прошлого столетия. Наступление промышленности привело к вытеснению, а затем к частичной утрате традиционных форм хозяйствования, уклада жизни, быта. В результате коренное население  выбилось из привычного, сложенного веками уклада жизни, что привело к результату, который мы наблюдаем сегодня , который


представляет угрозу для существования этноса бурятского народа.


  Второй аспект непосредственно связан с нравственным совершенствованием личности школьника. Если ребёнок  от рождения не слышит родного материнского языка, не говорит на нем, и с приходом в образовательное учреждение попадает в среду , где не говорят  на родном языке ,то в его лице безвозвратно утрачивается самобытность народа.


   Третий аспект, который непосредственно ведёт к исчезновению этноса, касается острой потери языка. Нет языка- нет культуры, во всех её отношениях. Прежде всего человек  забывает родную речь, т.е обрывает корни, которые связывали его со своим  народом. Всё это разрушает связь поколений.


  Писатель ,философ  В.Санги  говорил:" Если язык выходит из сферы бытового, производственного, общественного употребления, никакие учебники,  даже самые совершенные школьные программы не смогут возродить язык". И по заключению К.Д.Ушинского, родное слово формирует душу, характер, приобщает человека к нации. Вместе с родным языком ребёнок приобретает


" много философского ума, истинно поэтического чувства, изящного вкуса... бездну необыкновенной чуткости к тончайшим переливам в явлениях природы, много наблюдательности, логики, высоких духовных порывов" .Весь этот потенциал родного языка хранится в народном творчестве. Наша задача: сохранить  язык, сохранить и передать своим детям то не малое ,что имеем на сегодняшний день.


 


                        3. Специфика этнокультурного компонента.


 


   Этнокультурный компонент в педагогике- это совокупность и взаимосвязь представлений, взглядов, суждений, убеждений, идей, навыков и приёмов в области воспитания, отраженных в большей степени в народном творчестве. Народное творчество - это явление которое включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремёсла, традиции, обычаи, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, народные костюмы, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Особое  место в народном творчестве занимает фольклор, т.к. как устное народное творчество неразрывно связано с языком. Нет родного языка- не только растворяется нация, исчезает культура, духовные ценности, но исчезает из обихода фольклор.


   Бурятский фольклор бытует в виде героических эпосов - улигеров ,сказаний, так и сказок, песен загадок, пословиц, поговорок ,скороговорок. В них отражаются нравы и обычаи, интересы и потребности, желание и воля народа, стремление родителей воспитать своих детей здоровыми, умными, трудолюбивыми, нравственно чистыми. Способ у наших предков был простой. Долгими вечерами дети слушали сказки, пели песни, загадывали и отгадывали загадки ,что является средством развития находчивости, наблюдательности, остроумия у детей, а также единственное средство сохранения родного языка.


   Этнокультурный компонент в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся необходимо максимально приблизить к традиционным воспитательным процессам  с привлечением членов семьи ребёнка, класса, школы, общественности.


   Выделим  этнопедагогические  традиции  воспитания  детей у бурят:


- бережное отношение к детям, сочетающее в себе любовь, уважение, доверия к ним с требовательностью к исполнению ими своих обязанностей;


- привитие с младенческих лет уважительного отношения к родителям, старшим по возрасту, создающее культ предков, родителей, родных; установление связи поколений;


- привязанность к родным местам ,рождающая бережное мудрое отношение к природе, животному и растительному миру;


-посильное участие детей в различных видах домашнего труда, привитие трудолюбия, понимания значения труда в жизни человека;


- социальное созревание детей, умение ценить  плоды труда, как своего собственного, так и других людей.


  Таким образом, выделим моменты этнокультурной организации нравственного формирования обучающихся:


- уважительное, доброе и ответственное отношение к старшим;


-умение изучать и ценить родословную, считаться с мнением родителей и взрослых;


-  воспитание гуманного отношения ко всему окружающему;


- восстановление утраченных нравственных традиций, обычаев, обрядов и других ценностей;


- умение оценивать, воспитывать, корректировать, развивать, контролировать себя;


- прилежание в труде;


- умение учиться.


 


 


 


                   4. Содержание этнокультурного компонента


                            1. Историко-теоретический раздел


    Основные понятия: этнос, традиция, культура. Этнос как явление. Основные свойства и признаки. Этническое самосознание. Этнос и язык.  Этимология, сущность и понятие термина "традиция". Этнические традиции культуры бурят: ландшафтная специфика, производящее хозяйство и т.д.. обычаи, обряды и т.д. Этнические стереотипы поведения. Язык и поведение. Этимология понятия "культура". Типология культуры. Этнознаковые функции культуры. Понятие "традиционная народная культура". Традиционное народное творчество как форма памяти, ориентированная на сохранение связи с прошлым во имя будущего, накопление сведений о закономерном и объективном, о порядке, а не его нарушении. Календарь, обряд, ритуал как символы бесписьменного типа культуры. Фольклор и народная музыкальная культура бурятского народа: история формирования, система жанров, жанровая стилистика. Этническая история  в легендах, мифах, сказаниях. Межэтнические контакты и их проявление в фольклоре. Традиционная народная культура в зеркале диалектного словаря.


                           2. Фольклорно-этнографический раздел


    Основные понятия: традиционная бытовая культура, Народные знания, фольклор, народное искусство. Традиционная бытовая культура как совокупность всех явлений жизненного уклада традиционного общества: трудовая деятельность, бытовая практика, отношения в семье и обществе, соционормативная культура. Универсальный характер человеческой деятельности. Специфика содержания категории "знание" в традиционной культуре. Отсутствие разделения на рациональные "правильные" знания (отношение к природе, производящему хозяйству технологии и т.д.) и иррациональные (религиозные представления). Модель мира в традиционной народной культуре. Целостность представлений о мире. Нерасторжимость семантических, мировоззренческих, функциональных связей вне деления на прагматические и идеологическое. Фольклор - устное народное поэтическое творчество как художественное выражение различных традиционных знаний и представлений. Ограниченность филологического подхода, "выключившего" фольклор из целостного явления традиционной народной культуры. Искусственность разделения фольклора на словесный и музыкальный. Стремление к преодолению сложившегося стереотипа в современных исследованиях. Пограничные дисциплины (этнолингвистика, этнопсихология, этномузыкознание и др.), субдисциплины (историческая этнография и др.) междисциплинарные исследования. Новые подходы к "устности" фольклорной традиции. Расширение "фольклорного пространства" за счет изменений в структуре жизненного уклада современного общества.. Годовой календарный цикл как структура жизненного уклада.  Юрта-модель мира .Семья в традиционном обществе. Состав семьи (типы, формы, демографические события жизненные циклы; дети в семье). Этнокультурные традиции семейного воспитания. Семейные обряды. Свадьба. Народные состязания и борьба. Народное искусство. Этнографический и искусствоведческий подходы в изучении, восприятии и передаче информации этнокультурного наследия новому поколению.


 


  На основе вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что этнокультурный компонент в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся необходим в современной системе обучения и воспитания детей  при эффективном осуществлении учебно-воспитательного процесса, а именно:


 


- учитель, как мудрый воспитатель, постоянно работает над собой и ставит ясную задачу для формирования молодого поколения с учётом потребностей обучающихся и общества на основе общечеловеческих ценностей;


- как учитель, так и обучающиеся используют  полученные знания по родному языку в быту  и в обществе;


- развитие гражданских, гуманистических, нравственно-эстетических качеств человека в процессе раскрытия содержания воспитательных и учебных занятий в образовательном учреждении и  вне его;


- проявление обучающимися интереса к народным традициям, обычаям, обрядам, ремёслам, песенному и поэтическому творчеству, спортивным и национальным играм, эпосу, легендам, сказкам и т.д.;


- знание национально - традиционных видов трудовой деятельности;


- изучение истории и культуры своего родного края, следуя истине: " Человек без прошлого, что дерево без корней";


- знание родословной по линии отца и матери;


-  знакомство учащихся с непреходящим духовным наследием прошлых времён;


- учителя и родители работают в  тондеме  для самореализации, самообразования, самовоспитания и самооценки обучающихся;


- уважение  и восхищение перед мудростью своих предков;


- воспитание нового поколения, которые будут знать, почитать и передавать знания о родном языке. 


 


                


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Библиография


 


Алагуева В.П. Серебряная книга о бурятах. - Улан-Удэ: Изд-во ОАО " Республиканская типография",2010. 64 с.


Басаева К.Д.  Семья и брак у бурят.- Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1991. 192 с.


 


Народная педагогика и современная национальная школа / Д.М .Бурхинов, Д.А. Данилов, С.Д. Намсараев/ под общ. ред. д-ра педагогических наук, профессора  Д.А. Данилова. - Улан-Удэ: изд-во " Бэлиг", 1993.136 с.


 


Белинский В.Г.  Собрание сочинений в 3 т. М. :,1948. - Т.3,


Ушинский К.Д.  Родное слово: в 6 т. М.: Педагогика, 1988. - Т.1


 

 

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 23.14 Kb
Количество скачиваний: 3
Просмотров: 76

Похожие материалы