Илья Трофимович Богдеско-рыцарь гравюры

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

Министерство просвещения ПМР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно-исследовательская работа

«Илья Трофимович Богдеско -рыцарь гравюры»

 

 

 

 

 

Выполнила: ученица 8 класса

 МОУ «Журская МСОШ»

Фидельская Юлия

Руководитель: учитель русского языка

и литературы МОУ «Журская МСОШ»

Морарь В.Н.

 

 

 

 

 

Рыбница, 2014г.

 

Введение……………………………………………………………………….. ..3 стр.

Глава 1. Родом из детства……………………………………………………… 4 стр.

Глава 2. Путь в искусство……………………………………………………… 4 стр.

Глава 3. Пробы пера…………………………………………………………….. 5 стр.

Глава 4. Грани творчества……………………………………………………….5 стр.

Глава 5. Искусство рукописного письма……………………………………….8 стр.

Заключение……………………………………………………………………… 10 стр.

Библиография…………………………………………………………………… 11 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Не место красит человека…

 Однажды я услышала от взрослых эту пословицу и задумалась: как может человек красить место? Расспросила маму, бабушку, папу. Они мне объяснили, что так говорят о человеке, который всю душу отдает своей работе. Мне стало интересно, есть ли такие люди в нашем селе, районе?  И оказалось, что есть. 

Город Рыбница и Рыбницкий район – родина многих знаменитых людей, внесших свой вклад в сокровищницу мировой культуры. 
      Их талант реализовывался нередко вдалеке от родных мест, но все они, независимо от национальности, состоялись как величины в славянских странах.

Одной из ярчайших звезд в искусстве российской графики последней четверти ушедшего века был Илья Трофимович Богдеско – художник-график, каллиграф, иллюстратор.

Наследие, оставленное художником, огромно. Еще при его жизни,  произведения И.Т.Богдеско были отмечены единодушным признанием профессионалов, удостоены медалей российской и испанской Королевской Академий Художеств, принесли мастеру звание профессора, народного художника России и действительного члена Российской Академии Художеств. Работал в области книжной и станковой графики, плаката, станковой и монументальной живописи; был участником многочисленных коллективных и персональных выставок, являлся членом международных жюри ряда конкурсов; представлен своими работами в музеях и частных коллекциях многих стран; член Союза художников России; народный художник СССР; член-корреспондент Российской академии художеств; лауреат Государственной премии Молдавии; награжден Большой золотой медалью Академии художеств СССР за монументальную живопись, Золотой медалью Международной выставки книги в Лейпциге, дипломом им. Ивана Федорова на Всесоюзном конкурсе "Искусство книги".

Данная работа представляет исследование творческого начала писателя, с его последующим увековечиванием мастерства народного художника СССР.

 

 

Глава 1.  Родом из детства

 

Талантливый художник, настоящий мастер своего дела и прекрасный человек с большим сердцем Илья Трофимович Богдеско родился 20 апреля 1923 года в селе Ботушаны (Бутучаны) Рыбницкого района в семье учителя. Первые 10 лет беззаботного детства, проведённые в солнечной Молдавии, навсегда оставили след в душе художника и не раз заставляли его возвращаться сюда. Позже в своих воспоминаниях он напишет, что нередко черпал вдохновение из картин родного края.

Свою первую работу маленький Илья представил на суд публики весьма оригинально. На свежевыбеленной стене собственного дома он изобразил целую баталию.

«Мама только что закончила побелку фасада нашего дома и ушла в село, и я, недолго думая, взялся за дело. Я изобразил большие фигуры всадников и лошадей, и ещё отдельно - пеших, энергично размахивавших руками. Теперь трудно сказать, что это было - битва, или, быть может, то, как гнали лошадей на водопой. Такое в селе я видел часто. Трудился я старательно и долго. Когда закончил работу и стал ею любоваться, звякнула клямка калитки, и во двор вошла мама…» - напишет в своих воспоминаниях «Круг за кругом» Илья Трофимович.

Родители мальчика не пришли в восторг, художества пришлось убрать. Но это не отбило у Ильи охоту рисовать. Он будет оттачивать своё искусство всю жизнь, каждую свободную минуту посвящая любимому делу. Работа станет его воздухом, без которого он, пожалуй, не мог бы существовать.

Из  рассказа Натальи Юрьевны Колесник, музееведа  МУ «Рыбницкое музейное объединение», «…Все, кто был знаком с Ильей Трофимовичем, - поражались его непостижимой трудоспособности и энергии, рабочий день художника - 12-13 часов в сутки! К каждому рисунку, вплоть до самого незначительного, можно было найти в его мастерской десятки эскизов и набросков».

 

Глава 2.  Путь в искусство

 

 Он был у Ильи Трофимовича далеко не из легких. Внезапный арест отца, когда Илья был ещё ребенком, ссылка на север, участие в Великой Отечественной войне, на которой начинающий художник составил не один десяток карт, нарисовал сотни плакатов и портретов. Печальные события не обозлили, а лишь закалили характер будущего мастера, не убавили доброты из большого сердца. Когда смотришь на работы Ильи Трофимовича, понимаешь, что только добрый человек мог создать такие шедевры, которые всегда будут вызывать положительные эмоции у людей.

Интересна история поступления Ильи Богдеско в Саратовское художественное училище. Провалив первые экзамены в своей жизни, он пошёл на физкультурное отделение в том же заведении, где проучился год, пока не сломал правую руку. Тогда товарищи, уже успевшие наглядеться на прекрасные работы будущего мастера, написали коллективную просьбу о зачислении его на художественное отделение. И преподаватели уступили. Так Илья Богдеско был зачислен на второй курс. Позже он признается, что никогда не жалел о годе, проведённом в спорте, так как физическая подготовка не раз помогала ему справляться с трудностями.

 

Глава 3. Пробы пера

У художников есть поверье: какова будет первая книга, так и сложится жизнь иллюстратора. В 1951 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Дипломная работа Ильи Богдеско - иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» - стала первым произведением, благодаря которому автор заслужил признание. Уже в дипломной работе  проявились его острая наблюдательность, выразительный рисунок, образная характеристика литературных героев и тонкий юмор.

 В нём мы впервые знакомимся с Ильёй Богдеско как с художником. Оригинальные иллюстрации, переводящие в зримые образы творческий замысел писателя, принесли успех молодому художнику, подчеркнув правильность выбранного им пути.

 С 1961 года был главным художником издательства «Картя Молдовеняскэ». Автор лиричных, эмоционально-напряжённых иллюстраций к «Цыганам» Пушкина (чёрная акварель, 1956), молдавской народной балладе «Миорица» (акварель, темпера, 1966), а также серии цветных линогравюр «Моя Родина» (1961—1963).

 

Глава 4.  Грани творчества

Станковая графика, книжная иллюстрация, плакат, станковая и монументальная живопись - творчество Ильи Богдеско многогранно.

Более чем 60-летний творческий путь художника связан преимущественно с иллюстрированием русской, молдавской и мировой классики: Гоголь, Пушкин, Достоевский, Крянгэ, Александри, Купер, Эразм Роттердамский, Свифт, Сервантес и многие другие. Оформил более 100 книг, и многие из его графических циклов стали классикой жанра книжной иллюстрации.

Богдеско в первую очередь график – блестящий рисовальщик, соединивший в своем творчестве традиции русской академической школы с виртуозностью и изяществом стиля мастеров итальянского Возрождения.  Его работы не раз удостаивались престижных премий и наград как в Советском Союзе, так и за рубежом.

 Талант Богдеско - живописца-монументалиста раскрылся во фреске «Молдавия», созданной совместно с Л. Беляевым в Кицканском доме культуры. За эту работу они были удостоены золотых медалей Академии художеств СССР.

Илья Трофимович Богдеско - уникальный художник в своём роде, он занимался древнейшей техникой резцовой гравюры на металле, одного из самых тонких в понимании и трудоёмких в исполнении видов изобразительного искусства. Резцовую гравюру художник начал осваивать уже в зрелом возрасте, в 50 лет, и достиг в ней совершенства. Вершиной творчества мастера в этой области стали иллюстрации к роману Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», над которыми Илья Трофимович трудился более 20 лет. Этот цикл был издан после кончины художника.

Одна из самых известных работ — иллюстрации к роману Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», выполненные в технике гравюры резцом на металле, широко распространённой во времена Свифта. За эту работу на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» в 1980 году Богдеско был удостоен диплома имени Ивана Фёдорова.

Но приоритетом для И.Т. Богдеско оставалось искусство книги. Приступая к работе, художник изучал эпоху, в которой действуют герои, но рассматривал книгу через призму современной жизни, через собственные переживания и наблюдения. Его восхождение к вершинам мастерства лишь на первый взгляд кажется бесконфликтным: все свои сомнения, мучительные поиски, неудачи художник оставлял в мастерской, а зрителям показывал лишь то, что десятки раз обдумано, взвешено на весах тонкого вкуса.

В течение около пяти лет создал серию из 33 иллюстраций к «Дон Кихоту» Сервантеса.

Мастерство народного художника СССР Ильи Трофимовича Богдеско давно завоевало широкое признание. Но то, как он сделал заново книжку Иона Крянге «Кошелёк с двумя денежками» (Кишинёвское издательство «Лумина», 1977 г.),

Иллюстрации к сказке Иона Крянгэ «Пунгуца ку дой бань» («Кошелёк с двумя денежками»), молдавским балладам «Миорица» и «Кодрян» - произведениям глубоко народным - не может не вызвать чувства особого восхищения, чувства благодарности художнику за создание очень живых, очень смешных и очень верных по своей национальной выразительности сказочных образов. Разговорное определение «сделал книжку» здесь как нельзя более уместно. И. Т. Богдеско действительно сделал её от начала и до конца: нарисовал целиком — от суперобложки до самого текста (продолжающего стилистику молдавских рукописных книг XV-XVII веков), с обозначением выходных данных и даже цены. Если вглядеться в рисованный шрифт книги, то легко можно убедиться, что он строен, ажурно красив, отточенно артистичен во всех своих нюансах, что он гармонично сочетается с иллюстрациями и оформительскими элементами

 

 

Глава 5. Искусство рукописного письма

Природа нередко одаривает людей способностью тонко чувствовать прекрасное. Одни с малых лет тянутся к музыке, другие — к живописи, третьих привлекает балет или архитектура. Но кого-то она наделяет особым чувством красивой буквы. Их мечтой становится каллиграфия. Ещё одно увлечение Ильи Трофимовича - каллиграфия, искусство красивого и чёткого письма.

Последние годы жизни художника были посвящены обобщению огромного опыта работы в искусстве шрифта. В 2005 году свет увидела его книга «Каллиграфия», над которой мастер работал более четырех лет и которая стала настольной для всех любителей и творцов этого изысканного и аристократичного искусства.

 

Заключение

Илья Трофимович Богдеско скончался 29 марта 2010 года.

 Он прожил многогранную, полную творческих взлётов жизнь. Илья Трофимович обучался и трудился в Санкт-Петербурге, работал в Саратове и Кишинёве. Был председателем правления Союза художников МССР, членом-корреспондентом Академии художеств СССР, депутатом Верховного Совета МССР, лауреатом Государственной премии МССР. Благодаря ему в Молдавии было открыто несколько факультетов искусств. Его работы представлены в музеях и частных коллекциях многих стран.

Сегодня одна из улиц в селе Бутучаны носит имя нашего знаменитого земляка.

Илья Трофимович оставил интереснейшие воспоминания о своей жизни, учебе, своих учителях и размышления о работе художника над книгой. К сожалению, пока эти воспоминания не опубликованы по разным причинам.

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1.      Гольцов Д.Д. Илья Богдеско. Иллюстрация. Каллиграфия. Станковая графика. Рисунок. Монументальное искусство. — М.: Советский художник, 1987. — 168 с

2.      Григорьев С. Ф., Илья Трофимович Богдеско, М., 1970.

3.      И. Богдеско. Рисунки. 

4.      Монография: "Илья Богдеско". Москва"Советский художник" 1987.

5.      Кошкина О.Ю. Пластическая метафора как основа графических произведений И. Т. Богдеско // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2014. № 8 (10) . URL: 

6.      Сайт Новости Радищевского музея.

7.      Третьяков В.П. Илья Богдеско. «Дон Кихот». Создание образа. — СПб: Вита Нова, 2010. — 144 с. 

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 11.78 Mb
Количество скачиваний: 2
Просмотров: 85

Похожие материалы