Исследовательская работа: "Художники пишут глазами любви"

Предмет: Классному руководителю
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

Человек жив пока есть хотя бы один, помнящий его имя, бессмертен пока жива память о нём и его делах…

Испокон веков Дон богат талантами. Здесь родились многие люди, внесшие большой вклад в сокровищницу не только российской, но и мировой культуры. Донская земля дала миру великих писателей, поэтов, художников.

Мы хотим рассказать о жизни и творчестве нашего земляка, известного художника  Юрия Николаевича Падалки.

Цель работы: привлечь внимание  жителей города  к вопросам сохранения культурного  наследия родного края.

В ходе работы были решены следующие задачи:

·                        исследовать истоки становления Ю.Н. Падалки как художника-живописца;

·                        изучить основные  мотивы  творчества и своеобразие работ художника.

Для этого мы занялись изучением статей о нем, документальных фильмов, материалов о выставках картин этого  интересного  художника. А ещё была встреча с удивительным человеком –  его женой. Любовь Васильевна всегда говорит о своем муже очень трепетно, нежно и все время подчеркивает, какой это был замечательный человек, с которым было прожито 37 лет счастливой супружеской жизни. А иначе и быть не могло. Этих людей объединила любовь к красоте. А красота – это источник, который питает доброту, сердечность. Ведь Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба и розовый разлив зари, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника. Он увидел это и пошёл по земле, чтобы создавать новую красоту.

Исток, начало, колыбель – как не скажи, а так или иначе, но каждое из этих слов в контексте разговора о творческом росте и развитии художественного взгляда человека символизирует тот далёкий, изначальный момент, когда он впервые ощутил скоротечную красоту окружающего мира, её мимолетность и непредсказуемость. Когда, впервые остановив взор на бескрайнем просторе степного раздолья, неожиданно почувствовал  божественное великолепие родного края. Яркие, незабываемые впечатления детства были для художника источником силы и вдохновения.


 

ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ Ю.Н. ПАДАЛКИ
 КАК ХУДОЖНИКА-ЖИВОПИСЦА

Юрий Николаевич Падалка родился 20 ноября 1953 года в хуторе Савоськин Зимовниковского района Ростовской области. Жили небогато, мальчишка рос без отца, помогал матери по хозяйству. Детские и юношеские годы провёл в родном степном краю. Запали в память художника раздолье донских степей, шёпот падающих листьев. Будучи ещё босоногим мальчишкой,  стремился запечатлеть в своей памяти ласковые лучи солнца, табуны лошадей в степи. Вот тогда-то и потянулся простой деревенский мальчик к рисованию. Рисовал всё, что видел вокруг, а детская память  очень цепкая.

Не было в хуторе художественной  школы. Только уроки рисования, что тогда вел  Сухомлинов Алексей Алексеевич, помогали ему;  он всегда получал пятерки за свои работы. Возникло у него непреодолимое желание  творить, постигать…  

А когда пришло время выбора профессии, он поехал в Москву, где  с 1974 по 1978 год  учился в Московском университете искусств и  успешно закончил отделение станковой живописи и графики. Работал художником -  оформителем в городе Волгодонске. В 1983 году поступил учиться в Ростовской областной центр народного образования (отделение художник-оформитель), где учился только на «отлично». Интересно, что уже тогда педагоги покупали его работы.  

 

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА  И

 СВОЕОБРАЗИЕ РАБОТ  ХУДОЖНИКА

Вся жизнь Юрия Николаевича – это занятие творчеством. Он каждый день шел в свою мастерскую. Мог заниматься несколькими картинами одновременно, а мог писать только одну до тех пор, пока полотно не было закончено.

Его близкий друг, скульптор Егор Дердиященко,  отмечал, что Юрий Николаевич писал живо, с натуры.  Редко,  кто так работает сегодня.

Его картины, написанные,  как говорят художники, пастозно, резкими мазками, хочется потрогать. Они будто источают свет и объём. А ещё они захватывают, покоряют. Залог своего творческого успеха  художник видел в том, что «рисует не только то, что видит, но и то, что чувствует».

Картины Юрия Падалки рассказывают о красоте природы юга России, донской степи, жизни казаков-станичников. Для сбора материала он часто встречался с жителями Донского края, ездил в станицу Нижне-Чирскую Второго Донского казачьего округа, основанную в 1637 году.

Эта станица расположена на берегу Цимлянского водохранилища. Благодатный казачий край, край хлеборобов, пастухов и воинов!  Сколько впечатлений! В кругу друзей шли оживлённые беседы, и часто звучала раздольная казачья песня «Ой, да не вечер…», которая была одной из любимых Юрия Николаевича. После таких поездок рождались   удивительные полотна.  «Знаменосец», «Рубака»,  «Всадник в степи», «Круг», «Кавалерийская атака» - это картины, в которых нашли отражение события  неспокойного времени.

В одном журнале в статье «Реквием» отмечается, что любимым мотивом живописца были лошади. Они вдохновляли художника грациозностью, утонченностью силуэта, выразительностью телосложения.

Конь – верный друг казака. Гордое и сильное животное изображено в разных ситуациях – в свободном беге, мирно пасущимся в степи, под седоком-охотником. Для Юрия Падалки лошадь – олицетворение и символ донского простора. Его полотна  «В степи», «Зной», «Донская степь», «Непогода в степи» - тому подтверждение.  Не случайно художника приглашали участвовать в ежегодной всемирной выставке в Манеже  города  Пролетарска, посвященной Году лошади. 

Владимир Цыгулев, директор «Галереи искусств»  г. Волгограда отмечал: «Его работы отличаются степной тематикой. Если это натюрморт, то это обязательно полевые цветы, если это степь, то дышащая, свободная».  Захватывают зрителя «Орлы в степи»,  «Изгиб реки», «Цветущая земля», «На Дону» …

«Твои картины мне подобны»,- говорил Юрию Николаевичу  Кшиштов Шеделка – известный польский антиквар и коллекционер – и уговаривал художника остаться жить и работать в Польше.  Сегодня картины «пана малярика», (так звали Юрия Николаевича), украшают старинные замки и галереи европейских городов. Но  Юрий Падалка не представлял себе жизни вдали от милого ему донского края. В «лихие» 1990-е он вернулся в родной Волгодонск. Он мог бы остаться в Европе, но художник выбирает сердцем. Он вернулся не за славой, а в родную, до боли знакомую степь.

Коллега по «Белой Веже» Анна Ковалёва посвятила Юрию Падалке стихи:

 

Да, свобода, жизнь, раздолье, великолепие, безбрежность -  и это малая толика эмоций и чувств, которые проносятся при взгляде на его картины. Они буквально пронизаны теплом рук, а также любовью художника к своему делу.  «Я хочу сказать, что самая большая сила – это любовь. Нужно любить своё дело.  Если ты пишешь только для того, чтобы продать, то ничего не выйдет,» - так считал сам художник.

Картины есть и в его доме.  Мы были восхищены  их простотой и величием одновременно. Это окна в мир,  в  котором живём мы, в мир удивительный и прекрасный, несмотря ни на что. Его картины – это красота. А красота вечна. И пусть она будет благословенна, как благословенен человек, сохраняющий эту красоту и преумножающий её.


 

 ПРИЗНАНИЕ

Творческое послание художника больше его жизни. И интерес к его живописи будет только расти.  Потомки  оценят, мы уверены, его творчество. 

Юрий Падалка говорил: «Для меня Донской край, родной край, родной город – источник сил и вдохновения. Поэтому всегда есть желание творить и радовать своим искусством людей».

В 2002  году Падалка Ю.Н. награжден дипломом Министерства культуры РФ за участие в Международном фестивале народного творчества стран СНГ и Балтии «Содружество».

В 2005 году награжден грамотой от Общества Друзей Донских Казаков, проживающих в зарубежье, в частности,  в городе Чикаго, за творческую деятельность, направленную на прославление Донской казачьей культуры; в  2006 году  – участник Всероссийской художественной выставки, посвященной 100-летию М.А.Шолохова. С 2007 года Юрий Падалка - член Союза художников России.

Можно было бы  продолжить этот большой список.  Ясно одно: картины художника всегда рады видеть в любом российском музее, и за рубежом его работы интересны для ценителей  творчества  Юрия  Николаевича.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы можем гордиться тем, что лично встречались с нашим знаменитым земляком. Когда мы учились в начальной школе, мы часто любовались работами художника в городском выставочном зале. Юрий Николаевич проводил для нас увлекательные занятия, рассказывал о живописи, учил азам рисунка. Как здорово, когда  тебя учит рисовать настоящий художник!

 

 «Степная стихия выбрала его, чтобы он передал её красоту миру. Степь, кони, казачий быт и небо… Бездонное, разное, родное…  Он пришёл из степи и  в  степь вернулся».  

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 31.06 Kb
Количество скачиваний: 16
Просмотров: 123

Похожие материалы