Исследовательская работа по литературе "Баба - яга: добро или зло? (образ Бабы-яги в русских народных сказках)"
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Давлетбаева Ольга Васильевна
|
Актуальность. Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Русская сказка создала замысловатый мир. Всё в нём необыкновенно: топор сам рубит лес, печка разговаривает, яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей.
Почти во всех волшебных сказках одним из героев является Баба-яга. Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает в сказках. Народная мудрость гласит: «По одёжке встречают, по уму провожают». Не внешность и производимое впечатление важны в человеке, а его характер, способности, знания. Принцип оценки человека по одежде издревле отражён в культурно-этнографической традиции многих народов. По богатству и покрою одежды прежде точно определялся статус человека, его социальное положение. Народная мудрость, однако, всегда отличала эту внешнюю форму оценки от содержательной, общечеловеческой. В шкале оценок ум занимает «вершинную» позицию и поэтому в итоге человека судят во всех социальных слоях прежде всего за ум, что познаётся при деловом общении с ним. Мы знаем, что не всегда положительные герои народных сказок привлекательны внешне («Царевна - лягушка»), но народ ценит их за трудолюбие, ласку, способность прийти на помощь. Самый спорный образ русских народных сказок – Баба-яга.
Поэтому я выбрала тему исследования: «Образ Бабы-яги в русских народных сказках»
Цель исследования: проанализировать образ Бабы-яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.
Задачи исследования:
1. Узнать из
дополнительной литературы о Бабе-яге.
2. Прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба-яга.
3. Провести опрос по теме работы среди учащихся.
4. Проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.
Объект исследования – образ Бабы-яги.
Предмет исследования – русские народные сказки.
Гипотеза. Предположим, что Баба-яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок, олицетворяющий зло в сказках.
Методы исследования: Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов.
Материалом исследования послужили тексты сказок А.Н.Афанасьева.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы, при проведении классных часов и викторин.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 3.25 Mb |
Количество скачиваний: | 12 |