Исследовательская работа по литературе "Мифологический подход к анализу повести А.И.Куприна "Олеся"
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Мартова Нина Алексеевна
|
Произведениям замечательного писателя А. И. Куприна суждена долгая жизнь. Его повести и рассказы продолжают волновать людей разных поколений. Особенно поразила меня история о девушке Олесе, героине одноименной повести. История любви прекрасной девушки-колдуньи и молодого барина одновременно трагична и прекрасна.
Куприн создает сказочный образ полесской красавицы. «Чарующая сказка», «сказочная избушка», «волшебная сказка любви» - эти эпитеты не раз звучат на страницах повести. У меня возник вопрос, что же имел в виду писатель, употребляя слово «сказка»? И я поставила перед собой цель: рассмотреть повесть Куприна как волшебную сказку, в соответствии с требованием жанра.
Еще в 70-е годы 20 века М.Бахтин писал, что литературное произведение существует в двух временах: малое историческое время, когда живет его автор, и большое историческое время, которое уходит корнями в прежнее время. Увидеть эти корни в повести А.И.Куприна «Олеся», обнаружить эту глубину - задача нашей работы. Мы, анализируя повесть, постараемся угадать тот исторический факт, который лежит в ее основе, и, отправляясь от этого предположения, докажем тождество повести с волшебной сказкой.
Сказка настолько богата и разнообразна, что изучать все явление сказки целиком во всем его объеме и у всех народов невозможно. Поэтому материал должен быть ограничен, и я ограничиваю его волшебными сказками.
Такая сказка обычно начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда (похищение, изгнание и др.) или с желания иметь что-либо (царь посылает сына за жар-птицей) и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дарит ему волшебное средство или помощника, при помощи которого предмет поисков находится. В дальнейшем сказка дает поединок с противником (важнейшая форма его — змееборство), возвращение и погоню. Часто эта композиция дает осложнение. Герой уже возвращается домой, братья сбрасывают его в пропасть. В дальнейшем он вновь прибывает, подвергается испытанию через трудные задачи и воцаряется и женится или в своем царстве или в царстве своего тестя. Это — краткое схематическое изложение композиционного стержня, лежащего в основе очень многих и разнообразных сюжетов. Сказки, отражающие эту схему, будут здесь называться волшебными, и они-то и составляют предмет нашего исследования.
При написании работы мы опирались на гипотезу Карла Густафа Юнга, врача – психоаналитика, который утверждал что, «источник творчества человека - в бессознательной мифологии».
Методом моего исследования будет мифологический подход к анализу повести, а именно выявление в произведении мифологического подтекста на всех уровнях: сюжетном, композиционном, образном, языковом.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 81.5 Kb |
Количество скачиваний: | 10 |