Конспект урока литературы на тему "Художественный мир Бориса Пастернака" (7 класс)

Предмет: Другое
Категория материала: Конспекты
Автор:

              Тема урока: Художественный мир Бориса Пастернака.

       Цель урока: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества поэта.

 Задачи урока: Обучающая: усвоение теоретических литературных понятий (персонификация, пиррихий); дальнейшее развитие навыков анализа текста;

Развивающая: развитие творческого воображения, умений выразить свое суждение о поэтическом и музыкальном  произведениях; развитие зрительной, слуховой памяти.

  Воспитательная: содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся: уважения к людям, любви к природе, благодарности за возможность жить и творить.

  1. Оргмомент. Приветствие. Создание нужного эмоционального настроя. Проверка наличия л/с, письменных принадлежностей

Сегодня на уроке у вас будет возможность получить талант за три правильных ответа, а соответственно за нарушение правил поведения на уроке талант вы можете потерять. Запись д/з: Ф.А. Аб­рамов. Рассказ «О чем плачут ло­шади» Подготовить рассказ о жизни и творчестве можно с презентацией.

  1. Вступительное слово учителя.

Видеофрагмент спектакля «Гамлет»: В.С. Высоцкий поет одноименное стихотворение Б.Л. Пастернака

Сегодня у нас состоится первая встреча с поэтом Борисом Пастернаком. Прошу обратить внимание ударение всегда падает на третий слог. ПастернАков, ПастернАка и пр. В то время, когда стихотворения Пастернака получили широкую известность, это 10-20- годы 20 века, творили такие гиганты, как С. Есенин, В. Маяковский, И. Бунин, А. Ахматова, А. Блок, О. Мандельштам. Какой же яркой индивидуальностью, каким ярким талантом надо было обладать, чтобы не затеряться в этой компании. Пастернак не затерялся. Не мог затеряться в силу своего миропонимания. Выросший среди знаменитостей, он и сам слышал, что талантлив.

Послушаем биографическую справку о Б.Пастернаке.

     

     2.Биографическая справка (реализация индивидуального домашнего задания).

  -Во время прослушивания подумайте над вопросом:

                                                 - Какие обстоятельства жизни способствовали развитию

                                                   творческих способностей Пастернака?

Задание для всего класса: Составьте словесный внешний и психологический портреты

     3.Ответы учащихся.     Дополнения учителя.

                                  Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало  пробуждению тяги к творчеству (родители одаренные художник и музыкант, знакомство со знаменитостями: Н.Ге, Поленовым, Серовым, Рахманиновым и др. Дом был открыт для друзей, устраивались музыкальные, рисовальные вечера, на которые собирались известные люди того времени. Дети ( их в семье было четверо) копировали увлечения взрослых - они издавали рукописный журнал с произведениями собственного сочинения и иллюстрациями к ним). Пастернак много переводил с английского, немецкого, венгерского. Польского, грузинского.

   Когда будете в 11 классе, мы поближе познакомимся с личностью Б.Пастернака, творческая судьба его не была гладкой. Но об этом, когда будете взрослее.

Итак, Пастернак не стал ни философом, ни художником, ни музыкантом, но живопись и музыка органично вошли в ткань его стихов, слились воедино. Произведения П. необычны, фантазия увлекает нас в таинственный, иногда не совсем понятный с первого взгляда мир.

Сегодня мы попробуем проникнуть в этот мир, посмотреть, в чем своеобразие его поэтического почерка. Каков он, художественный мир Бориса Пастернака.

Для анализа авторы учебника предлагают нам два стихотворения: «Никого не будет в доме» и «Июль».

4. Анализ  стихотворения «Никого не будет в доме»   (1931г.)    

  Реализация индивидуального домашнего задания. Стихотворение «Никого не будет в доме»   наизусть рассказывает один из уч-ся.

Стихи  Пастернака нельзя читать молча, их обязательно нужно слышать, чтобы видеть.

  Чтение стихотворения.

- Какое настроение вызвало это стихотворение?

   (Несмотря на то,  что стихотворение  об одиночестве, оно не  создает настроения печального, в нем нет безысходности, тоски)

-П о ч е м у ?                (Учитель разворачивает доску, на которой  синими мелками написаны опорные слова:   никого  зимний день сумерки мокрые комья снега только крыши, снег  -и перечеркивает их желтым мелком, ставит большой вопросительный знак. Мы проанализируем стихотворение с точки зрения композиции, содержания, интонационных особенностей.

И тогда ответим на наш главный вопрос.

-Обращаемся к первым строчкам стихотворения (первые две строфы). Какую картину мы себе представляем?      

                                (Видим дом,  в котором никого нет. Сумерки. В окне - мокрые комья                                                                                

                                 снега. Поэт смотрит на крыши за окном. Тишина.)

-Каким словом поддерживается смысловое единство?

                                (Никого-дважды)

-Обратим внимание на внутристиховую паузу во втором стихе (стих-строка!)

                                 После этой паузы развертывается картина зимнего дня, в которой соче-

                                 тается  неподвижность «только крыши, снег» с движением  «белых

                                  мокрых комьев быстрый промельк маховой».

В русском языке предлог «кроме» обычно произносится со слабым ударением. Для Пастернака он очень важен, он полноправно входит в ритмообразующую систему стиха 2-го и 7-го. Он даже ударный. Итак, первая часть (это две строфы) создают унылое, грустное настроение.

-Смотрим на 3 и 4 строфы. Они вместе образуют одно сложное предложение (в учебниках опечатка – стоит после 3 строфы точка) Автор предпочел поставить запятую, объединив по значению 3 и 4 строфы.

-О чем вторая смысловая часть?

                                   В центре – переживания героя. Воспоминания о прошлой зиме рожда

                                   ют чувства неотпущенной вины, тоски.

-В каких изобразительно-выразительных средствах эти чувства находят художественное воплощение?

                     Метафоры: завертит мной, кольнут виной

-И во второй части найдем ключевые слова, которые поддерживают смысловое единство.

                     И опять…-3 раза

-Вспомните, как называется такая фигура речи? (анафора)

-Зачем такие повторы, какова их роль?

                     Они усиливают переживание, посетившее лирического героя, и служат

                     музыкальности и выразительности стихотворения.

Завершает центральную часть стихотворения бытовая деталь:

                                                    И окно по крестовине

                                                    Сдавит голод дровяной

В трудные 30-е годы остро ощущалась нужда в дровах, и дом протапливался не настолько, чтобы освободиться от налета инея на внутренней поверхности окна. Чисто бытовая деталь вырастает у поэта в емкий метафорический образ.

-И наконец заключительная часть. С какого слова начинается 5 строфа?

                         С противительного союза но. Уже этим подчеркивается       противопоставленность двум предыдущим частям.

-В чем суть этого противопоставления?

                         Там – никого, а тут – «нежданно» появляется образ вошедшей в дом.

-Стоит воспроизвести первые строки:

           

                         Но неЖданно По ПоРтьеРе

                         ПРобеЖит втоРЖенья дРоЖь

-Чем насыщена эта поистине колдовская метафора?

                         Аллитерацией. Образ «лепится» с помощью звуков. Мы не видим, кто это

                          идет, но понимаем, что это дорогой герою человек. Гостья дана намеками.

-Свежесть, новизна в 3 и 4 строках:

                                 

                           ТиШину Шагами меря,

                           Ты, как будуЩность, войдеШь.

-И вновь аллитерация. Сцепление похожих звуков ш, щ, т-заставляет замереть, как будто прислушаться к шагам.

-Чем сменяется уныние, вызванное сумерками, одиночеством?

                           Ощущением чуда, надеждой на счастье.

-Образ вошедшей лишен каких-либо конкретных очертаний. Неопределенность образа

Подчеркнута повтором неопределенного местоимения в чем-то. Теперь уже нет никакой грусти и тоски. Восторг, восхищение овладевают лирическим героем.

-Как перекликаются последние и первые строки?

                           Вначале снежные комья безрадостно мелькали в проеме окна, теперь они  

                            Сродни тем материям, «из которых хлопья шьют». Эти хлопья делают

                            героиню воздушной, недосягаемой, оторванной от мира, сотворенной

                            из снегового платья, любимой и недосягаемой.

-Так почему же стихотворение, пронизанное чувством уныния и одиночества, все-таки

не оставляет у читателя чувства тоски и безысходности?

                             Встреча лирического героя с любимой состоится, она и дана в будущем

                             времени «Ты как будущность войдешь».

                             Мы не знаем, состоялась ли встреча не можем сказать, была ли она

                             такой, какой ее описал поэт. Но ощущение тайны, загадки, связанной

                             с появлением любимой, оказывается ярче, весомее, чем его печаль и  

                             чувство вины.

Биографическая справка (учитель).

                              В 1931 году Пастернак, расставшись с женой и сыном, создает новую

                              семью. Процесс был трудным для всех. «И все-таки это не драма, потому

                              что радости здесь больше, чем вины и стыда». Стихотворение «Никого  

                              не будет в доме» связано с личными переживаниями, с новой любовью

                              в его жизни.

5. Оформление записи в тетрадях.

        Особенности лирики Пастернака:

         А) Метафоричность поэзии

    (метафоры у Пастернака создавали впечатление случайных, слишком субъективных)

         Б) Аллитерации (сцепления схожих звуков скрепляют текст, внедряют его в память)

         В) Анафоры (служат музыкальности, общей выразительности)

         Г) Сложный ритмический рисунок.

             Разберемся в размере. После определения ударных и безударных слогов устанавливаем размер стиха (хорей). Но нас в заблуждение могли ввести два безударных слога, с этим мы уже встречались,  запишем новое понятие. Пиррихий – два смежных безударных слога в двусложных размерах стиха (на доске показать схему стиха)

6. Прослушивание песни «Никого не будет в доме»

                                            Музыка М.Таривердиева

                                                   Стихи Б.Пастернака

     Это стихотворение стало вершиной любовной лирики после того, как в виде песни прозвучало в фильме Э.Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!»

-Какое впечатление вызывает у вас музыкальное произведение?

                      Высказываются  в первую очередь те, кто имеет начальное музыкальное

                      образование.

                      Композитор Микаэл Таривердиев написал музыку к более ста кинофильмам.

                      Для него текст стоял на первом месте. Он должен был прочувствовать его,

                      уловить ритм. Своеобразие рифмовки и лишь затем зафиксировать восприя-

                       тие.

 7.Анализ стихотворения Б. Пастернака « Июль».

А сейчас знакомство еще с одним стихотворением Б.Пастернака. Мы понаблюдаем, как в этом стихотворении автор использует одно из ярчайших изобразительно-выразительных

Средств, главное в его поэтическом арсенале.

- Чтение стихотворения .

-Так кто же этот необычный герой?

                                                    (июльский воздух луговой)

-Давайте посмотрим, как автор создает этот образ. Во-первых, как он называет своего героя? Кто он?

                                                   (и привидение

                                                    и домовой

                                                    и баловник-невежа

                                                    и призрак

                                                    и отпускник

                                                    и двойник)

В начале стихотворения мы даже не понимаем, о ком речь, то ли это человек, то ли мифическое существо. Он странный, таинственный, не может устоять на месте.

-Каковы его действия?

                                           (мелькает, бродит, болтается, вбегает, мешается, срывает

                                             скатерть, кидается, взвивается с занавеской)

Ведь этот июльский воздух имеет вполне зримый образ со своим характером.

-Каким вы себе его представляете?

                                           (нечесаный растрепа, весельчак, болтун, пахнет липой и

                                            ботвой)

-Какие эмоции он вызывает?

                                           (он нам симпатичен, потому что юморной, подвижный,

                                            вольнолюбивый,хотя, возможно, не считается с правилами

                                            приличия)

-На каком изобразительно-выразительном средстве построено все стихотворение ?

                                           (содержание всего стихотворения определяет олицетворение)

-Сегодня мы познакомимся еще с одним термином. Персонификация - развернутое олицетворение, Изображаемый предмет приобретает черты индивидуального лица, имеет свой характер (запись учащиеся делают в тетрадь).

-Установите самостоятельно размер стиха. (ямб с пиррихием).

8.Заключительное слово учителя.

Читая сборники ст. Пастернака, замечаешь, что много стихотворений посвящено природе.

Поэт в пристальном, постоянном внимании к зимам и веснам, к солнцу, снегу, дождю.

Главная тема его творчества – благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Стихотворения Пастернака требуют усилий читателя, его сотворчества. Пастернаком надо переболеть, мучаясь от невозможности до конца постигнуть того, чьими глазами ты вдруг посмотрел на мир и удивился его цельности, яркости. Так давайте вместе с нашими поэтами удивляться,  восторгаться, наслаждаться.

 9. Итоги урока.

 Оценки. Понравился ли вам урок?

Тип материала: Архив RAR (rar)
Размер: 7.35 Mb
Количество скачиваний: 0
Просмотров: 100

Похожие материалы