Конспект урока на тему "Культура русских земель в XII-XIII веках"

Предмет: История
Категория материала: Конспекты
Автор:

  Конспект   урока

 

 

АВТОР: Романов Михаил Владимирович

Березниковская ООШ – филиал МБОУ Юрьевской СОШ

Предмет: история России

Класс : 6

Тема урока «Культура русских земель в XII-XIII веках»

Место урока в теме:

изучение нового материала

 

 «Культура русских земель в XII-XIII веках».

Цель урока: рассмотреть особенности развития культуры русских земель в XII-XIII веках. 

Задачи урока:

образовательные: познакомить учащихся с особенностями культуры различных русских княжеств; дать представление о литературе, зодчестве, живописи, научных знаниях русских земель в XII-XIII вв; активизировать познавательную активность учащихся; раскрыть вопрос о влиянии ордынского владычества на русскую землю.

 

воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; формирование культуры личности; эстетическое воспитание

 

развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой.

 

Эпиграф       Культура – это образование

                        умственное и нравственное.

                                                       В.И. Даль.

 

План

  1. Особенности культуры XII-XIII вв.
  2. Научные знания.
  3. Литература.
  4. Зодчество.
  5. Живопись.

 

                                     Проблемное задание

(Приступая к рассмотрению новой темы, учитель ставит перед учениками проблемное задание)

 

Какое влияние, на ваш взгляд,  оказала раздробленность на культурное развитие русских земель?

 

      Учитель и учащиеся дают определение культуры и записывают его в тетради.

   Культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.

   Культура бывает двух видов: материальная и духовная.

 

                 Особенности культуры XII-XIIIвеков:

- раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры,

- древнерусская культура получила новые источники для своего развития,

- появились местные культурные центры (Великий Новгород, Псков, Галич, Владимир – на – Клязьме),

- складывались собственные культурные традиции.

 

   Обобщая отве­ты учащихся, учитель отмечает, что вычленение отдельных княжеств не только не приостановило развитие культуры, но и содействовало ее дальнейшему расцвету. Наиболее совершен­ные памятники искусства и литературы Древней Руси были созданы в этот период. Несмотря на пестроту местных школ, стилей, традиций, древнерусская культура продолжала оста­ваться единой в своей основе. Каждый князь был заинтересо­ван в развитии своего княжества, в увековечении своего име­ни, поэтому заботился о развитии летописного дела, пригла­шал зодчих и иконописцев.

   В данный период времени шло накопление научных знаний.

 

   Учащимся предлагается самостоятельно прочитать текст учебника на с. 128 и ответить на вопрос: Какие факты свидетельствуют о накоплении научных знаний на Руси?

 

    Учитель объясняет, что после распада государства и до монгольского нашествия литература в целом продолжала сле­довать тем направлениям, которые установились при Ярославе и его потомках. Рассматриваются основные идеи литературы: - единство Руси,

                                                  - смысл жизни, гармоничность человека, идеальный правитель,

                                                  - высоконравственный человек.

Затем разбираем литературные жанры: летописи и повести.

Приводим примеры ( «Повесть временных лет», «Поучение детям», «Слово о полку Игореве».)

Записываем в тетради определение:

    Летопись – историческое произведение, в котором повествование велось по годам (летам).

 

     С XII в. начинается новый период в истории русского летописания. В условиях обособления земель значи­тельно увеличивается количество центров летописания. Кроме Киева и Новгорода летописи велись в Чернигове и Переяславле, в Полоцке и Смоленске, во Владимире и Ростове, в Галиче и Владимире-Волынском, в  Рязани и в других городах. (Учащимся предлагается показать эти го­рода на карте).

       Летописцы сосредоточивали внимание на местных собы­тиях, рассматривая историю своих земель как продолжение истории Русского государства. Появляются родовые княжеские летописи, жизнеописания отдельных князей, исторические повести об отношениях между князьями. Составителями их были, как правило, не монахи, а бояре и дружинники, а иногда и сами князья. Это усиливало светское направление в летопи­сании.

 

       Древнейшая  дошедшая до нас летопись «Повесть временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево – Печерского монастыря Нестором.

 

      Величайшими литературными памятниками являются такие произведения как «Слово о полку Игореве», «Поучение детям» Владимира Мономаха,  «Моление» Даниила Заточника.

    Класс делится на 3 группы, каждая группа работает со своим произведением из выше перечисленных, а затем отвечает на вопросы учителя.

 

Учащимся 1группы предлагается вспомнить содержание «Поуче­ния детям» Владимира Мономаха.

Вопросы:- Какие наставления дает Владимир Мономах потомкам?

                - Можно ли на основе это­го текста охарактеризовать нравы людей того времени?

 

Учащимся 2 группы предлагается познакомиться с идеями «Моления» Даниила Заточника (129 учебника).

 

(Ряд исследователей считает, что это произведение является образцом смеховой литературы XIIв. Даниил Заточник (то есть заточенный в тюрьму, сосланный или закабаленный) обращается к новго­родскому князю Ярославу Владимировичу, правившему с 1182 по 1199 г. Это своеобразное сочинение просительного послания, похвального и одновременно обличительного слова. Автор предстает человеком начитанным: он свободно цитиру­ет библейские тексты, заимствует образы, афоризмы. Даниил последовательно противопоставляет богатство и бедность, связывая с первым и уважение, и наличие друзей, а богатство, по его мнению, зависит лишь от милости князя. Автор видит только три пути к богатству: княжеская служба, выгодный брак и воровство. Даниил с юмором рассказывает о своей бед­ности и тонко иронизирует над всесилием князя: «Да не будет сжата рука твоя, княже мой, господине, на подаяние бедным: ибо ни чашею моря не вычерпать, ни нашими просьбами твое­го дома не истощить». Смысл этого рассуждения ясен: отказав в милости, князь как бы признается в собственной бедности, а такого быть никак не может.)

 

Вопросы учащимся:

1. Опираясь на текст, охарактеризуйте автора (уровень его образования, социальное положение).

2. Как вы думаете, по­чему «Моление» относят к смеховой древнерусской литерату­ре? Можно ли сказать, что автор избрал своеобразную форму разговора с князем? Обоснуйте свое мнение.

3. Как вы ду­маете, какой могла быть реакция князя на это послание?

 

Учащиеся 3 группы  работают с отрывком из «Слова о полку Игореве» на стр. 138 учебника.

 

        Демонстрация отрывка из произведения «Слово о полку Игореве»

 

 

    («Слово о полку Игореве» (около 1187 г.). В нем повествуется о не­удачном походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г. Но описание этого похода служит автору лишь поводом для размышлений о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с ко­чевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Центральным в «Слове» является образ Рус­ской земли. Автор обращается к князьям с призывом прекра­тить усобицы и объединиться перед лицом внешней опасно­сти, чтобы «загородить Полю ворота», постоять «за землю Русскую», защитить южные границы Руси. Появление подоб­ного шедевра свидетельствовало о высокой степени зрелости молодой русской литературы, о ее самобытности, о высоком уровне развития русской культуры вообще.)

 

Вопросы: - Каковы причины поражения в борьбе с кочевникам?,

                 - На каких князей необходимо равняться и почему?

 

    Архитектура и ее виды:  деревянная и каменная(представлены картинки деревянной и   

                         каменной архитектуры).

       С XIIв. начался новый этап в развитии русской архи­тектуры. Наиболее типичным стал кубический храм с массив­ной главой. Архитектура ХП-ХШ вв. отличается от предшест­вующего   периода   уменьшением   объемов   и   упрощением внешнего вида каменных зданий. Интерьеры стали более чет­кими и почти квадратными в плане и строго подчиненными центральному подкупольному пространству. Многие русские земли, имея собственных строителей, все же продолжали ки­евскую архитектурную традицию.  При сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатывались ме­стные ее особенности.

Со второй половины XIIв. заметно ослабевает византий­ское влияние. В древнерусской архитектуре появились храмы башнеобразной формы, неведомой византийскому зодчеству. Наиболее ранним примером такого храма является собор Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке (до 1159 г.), а также собор Михаила Архангела в Смоленске (1191-1194) и церковь Параскевы Пятницы в Чернигове (конец XIIв.). Устремлен­ность здания вверх подчеркивалась высоким стройным бара­баном, вторым ярусом закомар и декоративными кокошника­ми у основания барабана.

       Во Владимиро-Суздальском княжестве особенно активно каменное строительство велось при Андрее Боголюбском. Успёнский собор во Владимире , отличался как от киевских, так и от ранних памятников Севе­ро-Восточной Руси. Это белокаменный храм стройных про­порций и крупных размеров, украшенный роскошными рез­ными перспективными порталами, сложно-профилированными пилястрами. От своих предшественников Успенский собор отличался конструкцией, размерами и вытянутыми пропорциями (он выше Софийских соборов в Киеве и Новгороде).

Достижением русского зодчества стала построенная в 1166 г. церковь Покрова на Нерли , которая поражает своей утонченностью и стройностью форм. Это одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм. Он стоит на пересечении важнейших торговых водных магистралей и виден со всех сторон. Сначала был заложен мощный фундамент высотой 1,6 м из булыжников, залитых известью. На фундаменте начинали возводить стены и по мере их возведения строители засыпали как внутренность будущего храма, так и вокруг него, землей. Так появился холм высотой 4 м. На этом холме и стоит церковь. Церковь небольшая, но у окружающих складывается ощущение, что она грандиозна и величественна. Строители несколько наклонили стены храма внутрь и уменьшили верх здания по сравнению с высотой стен, чтобы создавалось впечатление о высоте строения. Цер­ковь украшена 33 рельефными изображениями. Богатая декоративная резьба придает облику здания почти скульптурную завершенность. Это выдающийся памятник не только древне­русской, но и мировой архитектуры.

В годы правления князя Всеволода Большое Гнездо был построен новый дворцовый храм — Дмитриевский собор , символизировавший могущество «владимирского самовласт­ца».   Верхняя  часть  постройки,  над аркатурным  поясом, обильно декорирована резьбой по белому камню. Каменная резьба под влиянием традиций русской народной деревянной резьбы становится более плоской и орнаментальной в отли­чие от «круглой» романской. Искусствовед Л.Д. Любимов писал: «Мы глядим на его высокие стены и не можем нагля­деться. Как чудесная сказка, широко развертывается перед нами белокаменная резьба. Все, что на Руси было создано замечательного в скани, гравировке, эмали, рукописном ор­наменте и особенно в деревянной резьбе, нашло свое отра­жение в изобразительных и декоративных мотивах этого ше­девра владимирских каменосечцев».

Учащимся предлагает­ся, используя иллюстрации, объяснить, почему резной декор Дмитриевского собора называют поэмой в камне, а иногда и каменным ковром

 

       В Новгородской феодальной республике формирование самостоятельной архитектурной школы и разработка новых архитектурных форм происходили в специфических социаль­но-политических условиях. Начиная с церкви Бориса и Глеба в Детинце (1167), почти все новгородские храмы возводились уже не по княжескому заказу, а на средства бояр, купцов или прихожан. Упрощение техники строительства и декоративной отделки позволяло новгородским зодчим в короткие сроки создавать сооружения, соответствовавшие материальным возможностям и эстетическим представлениям заказчиков. К на­чалу ХШ е. в Новгороде сложился тип храма простой формы с трехлопастным членением фасадов, наличием только одной апсиды. При таком построении даже маленькая церковь ка­жется величественной. Ярким памятником новгородского зод­чества явилась церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207).

Вниманию учащихся предлагается иллюстрация Георгиев­ской церкви на Ладоге .Маленькая, почти квадратная в плане, не лишенная изящества, она производит впечатление слепленной из глины, хотя в ее постройке были использованы обычные для новгородского зодчества материалы — природ­ный камень и кирпич.

Далее учитель обращается к иллюстрации церкви Спаса на Нередице  которая, по мнению ряда ученых, является образцовым памятником новгородской архитектуры второй половины XIIв. Она была выстроена в 1198 г. по заказу нов­городского князя Ярослава Владимировича на его загородном дворе. Несмотря на свои небольшие размеры, она производит впечатление монументального сооружения. У нее толстые ше­роховатые стены, широкие и плоские далеко выступающие лопатки, массивный барабан с восемью узкими, доходящими только до середины его высоты окнами. Единственное укра­шение храма — аркатурный пояс под куполом. В годы Вели­кой Отечественной войны церковь Спаса на Нередице была превращена в руины. В настоящее время она восстановлена, однако внутреннее убранство и росписи стен погибли.

Вопрос учащимся: Каковы были отличия храмового строительства Владимиро-Суздальской и Новгородской земли?

 

Учитель вместе с учениками разбирает, что такое живопись и вспоминает

                      виды  живописи ( мозайка, фреска, иконопись).

 

Учащиеся вспоминают определения:

             - Мозайка– картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

             - Фреска – техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке.

             - Иконопись – изображение, образ.

 

К началу XIIв. дорогая и трудоемкая мозаика вытесня­ется фреской. От живописи Владимиро-Суздальской Руси до­монгольского времени до нас дошли фрагменты фресок Дмит­риевского и Успенского соборов во Владимире.

В росписях соборов Владимиро-Суздальской земли, осо­бенно в правление Всеволода, иностранным мастерам помога­ли уже и русские мастера. Икон XIIв. сохранилось мало, но среди них подлинные шедевры: икона «Богоматерь Влади­мирская»,написанная византийским автором, и икона «Дмитрий Солунский»

Название иконы «Богоматерь Владимирская» связано с еедолгим пребыванием во Владимире. По преданию, икона на­писана евангелистом Лукой, была в Иерусалиме, Константи­нополе, затем в Киеве, откуда Андрей Боголюбский перевез еево Владимир. Эта икона — один из вариантов Богоматери Умиление (милующаяся) — самый проникновенный в живо­писи образ, передающий ласкание матери и ребенка.

На иконе «Дмитрий Солунский» изображен воин и муче­ник, умерщвленный при императоре Диоклетиане за привер­женность христианству и почитаемый как покровитель воин­ства и славян. На его троне знак князя Всеволода Большое Гнездо. В правой руке Дмитрий Солунский держит меч — символ незыблемой княжеской власти. Предполагают, что это портретное изображение самого князя. У видевших икону не­вольно возникали ассоциации с князем, который призван тво­рить правый суд и оберегать свой Народ.

 

                                                   Проблемное задание

( После рассмотрения всех вопросов  учащиеся дают ответ на проблемное задание)

 

  Какое влияние, на ваш взгляд,  оказала раздробленность на культурное развитие русских земель?

 

Слайд                  Домашнее задание:

                                                                  § 16, ответить на вопросы, стр. 136.

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 67.5 Kb
Количество скачиваний: 22
Просмотров: 123

Похожие материалы