«Культурное наследие династии Романовых»

Предмет: Классному руководителю
Категория материала: Видеоуроки
Автор:

Каждый человек оставляет  после себя след.
Мы должны знать свою историю, жизнь людей.
Всё, что мы узнаём, остаётся с нами на всю жизнь

  и передаётся нашим потомкам.

 

«Культурное наследие династии Романовых»

Предмет исследования

произведения искусства, в которых отражена историческая действительность эпохи правления династии Романовых.

Объект исследования

великая династия Романовых.

Задачи

  • оценить значение династии Романовых в культурном наследии  России.

  •  выделить события и личности, связанные с династией Романовых, получившие наибольшее  отражение в  произведениях искусства.

    Гипотеза

    Действительно  ли  Романовы  были для   народа   не просто

    царями-самодержцами, а   личностями   с высокими

    духовно-нравственными  качествами.

    Этапы проекта

  • Изучение интернет-ресурсов, чтение книг, определение ведущих идей проекта

  • Практическая реализация проекта  - обобщение материалов исследования, создание мультимедийных проектов

  • Защита проекта

    Ход работы над проектом

  • Чтение интересных материалов о династии Романовых в группе

  •  провели тесты и игры исторических знаний

  •  провели конкурс рисунков «Дом Романовых»

  •  провели экскурс «Цари из династии Романовых в искусстве 19 -20 веков»

    Династия  Романовых  в  России  1613 – 1917 гг.

    Династия Романовых  начала отсчет  с 16-го века, до этого времени они носили  другую фамилию.

    Первые Романовы начинаются с супруги Ивана Грозного, Анастасии, вначале носившей отчество Романовна, которое затем плавно превратилось  в фамилию.

     

    Романовы

  • боярский род, царская (с 1613), императорская (1721-1917) фамилия. Первым известным предком Романовых был Андрей Иванович Кобыла (умер до 1351 г.). До начала XVI в. именовались Кошкиными, затем Захарьиными-Кошкиными и Захарьиными-Юрьевыми. Родоначальник Романовых — боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев (умер в 1586 г.). Его сын Федор — будущий патриарх Филарет, сыном которого и был первый царь из династии Романовых – Михаил.

     

     

    Царствование Романовых состоит из  трех периодов:

             I период - восстановление после невзгод - включает царствование царя Михаила (1613-1645), его сына Алексея (1645-1676)  и   внука Федора (1676-1682).

     В этой эпохе России начинает выделяться в качестве ведущей державы, во многом за счет своей огромной территории, крестьяне были разделены между землевладельцами и прикреплены к земле.

    Избрание Романовых на царство

    21 февраля 1613 года Земский собор в Ипатьевском монастыре города Костромы объявил об избрании царем 16 –летнего Михаила Фёдоровича  Романова.

     

    Михаил Фёдорович   1613 – 1645 гг.

    Заключение «вечного мира» со Швецией Установление прочной централизованной власти на всей территории страны посредством назначения воевод и старост на местах. Преодоление тяжелейших последствий Смутного времени, восстановление нормального хозяйства и торговли. Реорганизация армии .

     (Звучит игра на органе)

     

    В исторических архивах сохранились интересные сведения о том, что Михаил Фёдорович выписал из Голландии «двух мастеров органного дела и орган, который был украшен изображениями соловья и кукушки; стоило органу заиграть, как птицы начинали петь; царь Михаил был покорён мощью и красотой звучания органа и велел выдать мастерам небывалую сумму в 2676рублей и по сороку соболей каждому».

    Алексей Михайлович «Тишайший» 1645 – 1676 гг.

    В середине XVII века после смерти первого царя на престол Русского царства вступил его сын Алексей.

    Более чем тридцатилетнее царствование второго царя из рода Романовых было ознаменовано бунтами, войнами и мятежами, из-за которых всё XVII столетие получило название «бунташного века». Однако несмотря на это, Алексей Михайлович получил в народе прозвище «тишайший».

    (Алекс Князев   виолончель)

    Алексей Михайлович любил писать. И писал много. Из всех древнерусских царей его творчество по объему было сравнимо только с творчеством Ивана Грозного. Он пытался изложить историю своих военных походов, пробовал себя в поэзии. Но больше всего оставил он писем к разным лицам. В этих письмах много простодушия, веселости, подчас задушевной грусти. В них видно тонкое понимание ежедневных людских отношений, меткая оценка житейских мелочей и заурядных людей.

    Фёдор III Алексеевич  1676 – 1682 гг.

  • Короткое царствование Фёдора Алексеевича ознаменовано некоторыми важными акциями и реформами

  • Местничество

  • Родословные книги.

  • полки иноземного строя[

     

    Иван V Алексеевич и Пётр I Алексеевич 1682 – 1689 гг.

    при регентстве  Софьи Алексеевны

     

     

     

    Первые Романовы смогли стабилизировать сложную ситуацию в стране, где царила разруха и хаос, и укрепить свое положение. Это время требовало действий - в российском государстве было необходимо ликвидировать отставание от европейских стран в экономической, промышленной, торговой, управленческой, образовательной и военной областях, с чем и справились первые Романовы.

    II период - начинается с правления Петра I Великого (1682-1725) и завершается Екатериной Великой (1762-1796). За этот период Россия превратилась в выдающуюся европейскую Империю с мощной армией и флотом, и расширила свое владычество на территорию от Балтийского моря до Черного.

    (звучит торжественная музыка)

     

    Пётр I Алексеевич Великий 1689 – 1725 гг.

     

    Был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно  с 1689 года , с  юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни.

    С 1721 г. – Император

     

    АКТ О ПОДНЕСЕНИИ ПЕТРУ I ТИТУЛА ИМПЕРАТОРА ВСЕРОССИЙСКОГО,  22 ОКТЯБРЯ 1721 г.

    В 20 день сего октября, по совету в Сенате обще с духовным Синодом, намерение воспринято, его величество, в показание своего должного благодарения, за высокую его милость и отеческое попечение и старание, которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования и особливо во время прошедшие шведские войны явить изволил, и всероссийское государство в такое сильное и доброе состояние, и народ свой подданной в такую славу у всего света через единое токмо свое руковождение привел, как то всем довольно известно, именем всего народа российского просить, дабы изволил принять, по примеру других, от них титло: отца отечествия, императора всероссийского, Петра Великого...

          Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3840.

     

    Портретная галерея

     

       

     

    Кнеллер Готфрид                              Карл Моор «Пётр –I»

    Портрет Петра  

                     

    В.А. Серов  «Пётр-I».

     

        

     

    «Портрет Петра I»

      М. В. Ломоносов

     

    В литературе

     

    А. Н. Толстой, роман «Пётр Первый» 

     Юрий Герман, роман «Россия молодая» 

     А. С. Пушкин произвёл глубокое изучение жизни Петр и сделал Петра Великого героем своих поэм «Полтава» и «Медный всадник», а также романа «Арап Петра Великого».

    Дмитрий Мережковский. Трилогия Христос и Антихрист. Пётр и Алексей (роман).

    А. Волков, повесть «Два брата» 

    А. Брусникин, роман «Девятный Спас»  (2007)

    Ю. Тынянов, повесть «Восковая персона

    Борис Чичибабин. Проклятие Петру (1972)

    Гранин Даниил, «Вечера с Петром Великим» (2003)

     

    В музыке

    «Пётр Великий»— опера Андре Гретри

    «Юность Петра Великого»— опера Йозефа Вайгля

     «Царь и плотник»— оперетта Альберта Лорцинга

    «Северная звезда» — опера Джакомо Мейербера

    «Табачный капитан» (1942) — оперетта В. В. Щербачёва

    «Пётр I» (1975) — опера Андрея Петрова

     

    В  кинематографе

    Пётр Воинов («Пётр Великий», 1910)

    Леонид Леонидов («Царевич Алексей», 1918)

    Николай Симонов («Пётр Первый», 1937—1938)

    Роман Ткачук («Баллада о Беринге и его друзьях», 1970)

    Владлен Давыдов («Табачный капитан», 1972)

    Алексей Петренко («Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», 1976)

     

     

    XVIII век

    В нём долго или       кратко

    Царило много лиц,

    Царей не очень много,

    А более цариц

    Звучит музыка  гиардино

    Екатерина I Алексеевна  1725 – 1727 гг.

    Вторая жена Петра Великого     Фаворит – А.Д. Меншиков

     

     

    Пётр II Алексеевич  1727 – 1730 гг.

  • Сын Алексея Петровича, внук Петра Великого

  • Фактический правитель Иван Долгорукий

     

     

    Анна Иоанновна  1730 – 1740 гг.

    Дочь Ивана V, племянница Петра Великого

                       Фаворит – Э.И. Бирон

     

     

    «КОНДИЦИИ», ПОДПИСАННЫЕ АННОЙ ИОАННОВНОЙ

    в 1730 г.

  • По приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять.

  • Еще обещаемся, что без оного Верховного тайного совета согласия:

    1) Ни с кем войны не всчинять.

    2) Миру не заключать.

    3) Подданных новыми податьми не отягощать.

    4) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

    5) Вотчины и деревни не жаловать.

    6) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.

    7) Государственные доходы в расход не употреблять.

  • А буде чего почему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.

     

    Иван VI Антонович    1740 – 1741 гг.

  • Правнук Ивана V

  • Анна Леопольдовна

  • Фактический правитель А.И. Остерман

     

    Елизавета Петровна  1741 – 1761 гг.

  • Дочь Петра Великого и Екатерины I

  • Фавориты – А.Г. Разумовский и И.И. Шувалов

     

     

    Пётр III Фёдорович  1761 – 1762 гг.

  • Внук Петра Великого, племянник Елизаветы Петровны

    Екатерина II Алексеевна Великая  1762 – 1796 гг.

  • София-Августа-Фредерика Анхальт-Цербстская,

              жена Петра III

  • Фаворит –    Г.А. Потёмкин

     

    III период      попал на владычество

    Павла I (1796-1801), Александра I (1801-1825), Николая I (1825-1855), Александра II (1855-1881) и Александра III (1881-1894).

    Победа над Наполеоном и расширение с азиатской стороны сделало Россию мировой державой. Тем не менее, внутреннее развитие России по-прежнему отставало от западных стран, не взирая на быстрый экономический рост и отмену крепостного права...

     

    Павел I Петрович 1796 – 1801 гг.

  • Сын Екатерины Великой и Петра III

  • «Российский Гамлет»

  • «Бедный, бедный Павел»

     

     

    Указ Павла Iо престолонаследии  от 1797 г.

    Новый порядок наследования трона  Российского:

  • токмо лишь по мужской;

  • токмо лишь по старшинству;

  • и токмо по прямой линиям.

    Так и токмо так, и иному не бывать

     

    Все представители Дома Романовых имели домашнее музыкальное образование, в том числе и императоры. Притом музыкальное образование было весьма востребовано в их повседневной жизни. Степень музыкально-исполнительской квалификации, конечно, разная, но все русские императоры владели теми или иными музыкальными инструментами. Самое главное – все они были ценителями и знатоками музыки, с удовольствием посещая оперу, различные музыкальные спектакли и концерты.

    Музыка Дэвид Фердинанд

     

    Александр I Павлович Благословенный 1801 – 1825 гг.

  • Старший сын Павла I и великой княгини Марии Фёдоровны, любимый внук Екатерины II.

  •  К политике отца Александр относился отрицательно.

         Именно это способствовало его вовлечению в заговор против Павла I, но на условиях, что заговорщики будут добиваться лишь отречения императора.

     

    Рождение и имя

    Одного из своих внуков Екатерина II назвала Константином в честь Константина Великого, другого — Александром в честь Александра Невского. Этим выбором имён выражалась надежда, что Константин освободит Константинополь от турок, а новоявленный Александр Македонский станет государем новой империи. На престоле предполагавшейся к воссозданию Греческой империи она хотела видеть Константина[4].

     

    В  литературе

    Александр Iвпервые встречается в одеГаврилы Державина «На рождение в Севере порфирородного отрока».

    Оды в честь этого события также были написаны Василием Майковым и Ермилой Костровым.

     

    При жизни императора отношение к нему становилось всё более негативным. Особенно это видно по стихам, эпиграммам Пушкина: X главе «Евгения Онегина», прозаическому произведению поэта «Воображаемый разговор с императором Александром I». Скрытая насмешка есть и в баснях И. А. Крылова, таких как «Обоз», «Лебедь, рак и щука», «Квартет».

     

    Александр I уже как легендарная фигура появляется в произведениях второй половины XIX века, таких как «Война и мир» Льва Толстого, «Левша» Николая Лескова.

    Скрытая насмешка над этим царём присутствует в образе Эраста Грустилова в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города».

     

    Император Александр I играл

    на скрипке и кларнете.

     Обучил его виртуоз Фердинанд Диц (1742–1798), ученик композитора Глюка, который начинал карьеру в Венской опере, где приобрел репутацию виртуозного скрипача.

     

    Александр I в 1812

     

     

     

    Александр I на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгород

     

     

    Память об Александре I

    Александерплац — главная площадь довоенного Берлина

  • Ансамбль Дворцовой площади с Александровской колонной.

  • Арка Главного штаба.

  • Площадь Александра — одна из самых знаменитых площадей Берлина, до 1945 года — главная площадь города.

  • Место его моления в Старочеркасске.

    На правление Александра пришлась победоносная Отечественная война 1812 года, и многие памятники, посвящённые победе в той войне так или иначе были связаны с Александром.

     

    Памятники Александру I

  • Памятник Александру I в Таганроге (скульптор И. П. Мартос, архитектор А. И. Мельников, 1831)[18].

  • В Хельсинки на Сенатской площади с наружной стороны здания университетской библиотеки установлен бронзовый бюст Александра I[19].

  • В Евпатории на территории караимского храмового комплекса установлена мраморная стела, увенчанная двуглавым позолоченным орлом[источник не указан 76 дней].

  • Памятник Императору Всероссийскому Александру I и Кронпринцу Швеции Карлу Юхану (посвящается исторической встрече в августе 1812), Турку, Финляндия, 2012 год. Скульптор А. Н. Ковальчук[20].

     

     

    Киновоплощения

  • Владимир Максимов («Декабристы», СССР, 1926).

  • Нил Хэмильтон (Патриот, 1928)

  • Георгий Кранерт («Юность поэта» СССР, 1936).

  • Н. Тимченко («Кутузов», СССР, 1943).

  • Михаил Названов («Корабли штурмуют бастионы», СССР, 1953).

  • Виктор Мурганов («Война и мир», СССР, 1967; «Багратион», СССР, 1985).

  • Дональд Дуглас («Война и мир (телесериал, 1972) (англ.)русск.», Великобритания, 1972).

  • Борис Дубенский («Звезда пленительного счастья», СССР, 1975).

  • Андрей Толубеев («Россия», Великобритания, 1986).

  • Леонид Куравлев («Левша», СССР, 1986).

  • Борис Плотников («Графиня Шереметева», Россия, 1994).

  • Василий Лановой («Незримый путешественник», Россия, 1998).

  • ТобиСтивенс («Наполеон», Франция — Германия — Великобритания, 2002).

  • Владимир Симонов («Северный сфинкс», Россия, 2003).

  • Алексей Барабаш («Бедный, бедный Павел», Россия, 2003).

  • Александр Ефимов («Адъютанты любви», Россия, 2005).

  • Игорь Костолевский («Война и мир», Россия — Франция — Германия — Италия — Польша, 2007).

  • Дмитрий Исаев («1812: Уланская баллада», 2012).

     

    Николай I Павлович  1825 – 1855 гг.

     

  • Младший сын Павла I, брат Александра I«Жандарм Европы»,

           «Палкин»

     

       звучит Ференц Лист

     

    Домашнее прозвище — Никс. Официальное прозвище — Незабвенный.

    Лев Толстой в рассказе «Николай Палкин» приводит другое прозвище императора.

     

        Николай I в общегенеральском мундире, 1843 год,

                     Русский музей

     

     

    Император Николай Павлович стал первым российским монархом, игравшим на различных духовых инструментах: флейте, валторне, корнете и корнет-а-пистоне.

    Современники отмечали его хорошую музыкальную память и слух. Кое-где он даже сочинял, отдавая предпочтение военным маршам. Свои музыкальные навыки Николай Павлович реализовывал так, как это принято в дворянской среде по всей России, – на домашних концертах.

     

    В период правления Николая I формируется такая форма музыкального досуга, как концерты на открытом воздухе в императорских резиденциях. Именно в 1840-х гг. Павловский вокзал превращается в музыкальную Мекку для истинных ценителей музыки. Согласно некоторым сведениям, великий князь Михаил Павлович согласился на продолжение Царскосельской железной дороги до Павловска только при условии регулярных музыкальных вечеров, которые предполагалось организовывать в здании Павловского вокзала.

     

    Рамазанов Н. А."Открытие Веребьинского моста" на железной дороге Петербург — Москва (фрагмент памятника императору

     

     

     

    К Императорскому двору регулярно приглашались первоклассные европейские музыканты, они принимали участие и в музыкальных вечерах в Павловске. Так, 5 апреля 1843 г. на торжестве по случаю 25-летия обручения Николая I и Александры Федоровны играл Ференц Лист.

    Знаменитый Иоганн Штраус более десятка сезонов отыграл на Павловском вокзале для рафинированной публики.

     

    В честь Императора Николая I в Российской Империи было установлено около полутора десятков памятников, в основном — различные колонны и обелиски, в память посещения им того или иного места. Почти все скульптурные памятники Императору (за исключением конного памятника в Санкт-Петербурге) были уничтожены в годы советской власти.

     

    1.Николай I на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

    2.Памятник Николаю I в Санкт-Петербурге

     

     

    Первые картины, где появился образ царя Николая I, были немыми. В 1910 году вышел художественный короткометражный фильм «Жизнь и смерть Пушкина».

  • 1910 — «Жизнь и смерть Пушкина».

  • 1911 — «Оборона Севастополя».

  • 1918 — «Отец Сергий» (играл Владимир Гайдаров).

  • 1926 — «Декабристы» (Евгений Боронихин).

  • 1927 — «Поэт и царь» (Константин Каренин)

  • 1928 — «Тайны древнего рода», Польша (Павел Оверлло)

  • 1930 — «Белый дьявол» Германия (Фриц Альберти)

  • 1932 — «Мёртвый дом» (Николай Витовтов)

  • 1936 — «Прометей» (Владимир Ершов)

  • 1943 — «Лермонтов» (А. Савостьянов)

  • 1946 — «Глинка» (Б. Ливанов)

  • А также М. Названов в фильмах «Тарас Шевченко», «Белинский», (1951) «Композитор Глинка» (1952)

  • В. Стржельчик «Сон» (1964 год), «Третья молодость» (1965), «Зеленая карета» (1967), «Отец Сергий» (1978)

     

  • С. Полежаев «Ошибка Оноре де Бальзака» (1968)

  • В. Захарченко «Разбудите Мухина» (1967)

  • В. Ливанов «Звезда пленительного счастья» (1975)

  • Ю. Богатырёв «Нос» (1977), «И с вами снова я» (1981)

  • С. Байков «Чокан Валиханов» (1985)

  • МарисЛиепа «Лермонтов», (1986)

  • Ю. Яковлев «Левша» (1986)

  • Э. Романов «Залив счастья» (1987)

  • М. Боярский «Чокнутые» (1991)

  • Б. Плотников «Грибоедовский вальс» (1995)

  • Ю. Макаров «Русский ковчег» (2002), «Пушкин. Последняя дуэль» (2006)

  • М. Башаров «Сатисфакция» (2005)

  • В. Вержбицкий «Бедная Настя» (2003—2004), «Одна ночь любви» (2008)

  • Н. Токарев «Северный сфинкс» (2003)

  • А. Зибров «Смерть Вазир-Мухтара» (2010).

     

     

    Николай I объявляет своей гвардии о восстании в Польше (1830 год)

     

    Александр II Николаевич Освободитель 1855 – 1881 гг.

     

  • Сын Николая I

  • Отменил в 1861 году крепостное право и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства. Провёл военную и судебную реформы. Ввёл систему местного самоуправления, городские думы и земские управы. Завершил многолетнюю Кавказскую войну. Освободил славянские народы от османского ига.

  • Погиб 1 (13) марта 1881 года в результате террористического акта».

       (классическая музыка)

     

    Убийству Александра II посвящены следующие строки Александра Блока (поэма «Возмездие»):

    «…Грянул взрыв
    С Екатеринина канала,
    Россию облаком покрыв.
    Всё издалёка предвещало,
    Что час свершится роковой,
    Что выпадет такая карта…
    И этот века час дневной —
    Последний — назван первым марта»

     

    Петербург. Александровский сад. Дуб, лично посаженный Императором.

  • И по сей день в Болгарии во время литургии в православных храмах, во время великого входа литургии верных поминается Александр II и все русские воины, павшие на поле боя за освобождение Болгарии в Русско-турецкой войне 1877—1878 года.

  • Александр II - последний на данный момент глава российского государства, родившийся в Москве.

  • Александр II был особо страстным любителем охоты. Именно при Александре II в среде Императорского двора вошла в моду охота на медведя. В коллекции Гатчинского арсенала (оружейной комнате Гатчинского дворца) хранится коллекция охотничьих рогатин, с которыми Александр II мог лично ходить на медведей, хотя это и было очень рискованно[178].

  • Прежде чем водворить в жизнь судебную реформу 1864 года, царь решил лично ознакомиться с условиями содержания заключенных и пообщаться с ними[179].

     

    А. И. Корзухин. Сбор недоимок (Уводят последнюю корову).       Картина 1868 г

     

     

    Нищие. Картина С. А. Виноградова

       Памятник Александру II на Сенатской площади в Хельсинки (Финляндия)

    Москва   в Кремле, рядом с Малым Николаевским дворцом, где родился Александр (против Чудова монастыря), открыт памятник ему (работа А. М. Опекушина).

    Другой Памятник установлен на гранитной площадке с северо-восточной стороны Храма Христа Спасителя.

    Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

    Признательный болгарский народ воздвиг царю-освободителю множество памятников и назвал в его честь улицы и учреждения во всей стране.

    Памятник Александру II (Киев)

    Памятник Александру II в Казани был установлен на ставшей Александровской площади (ранее — Ивановской, ныне — 1 Мая) у Спасской башниКазанского кремля

    Памятник Александру II на Сенатской площади в Хельсинки

     

    Александр II   играл на фортепиано. Императрица Мария Александровна, как и всякая аристократка ее эпохи, также владела этим инструментом.

    В салоне императрицы Марии Александровны регулярно проводились музыкальные вечера. Императрица   «по должности» покровительствовала музыкантам, ее именем назван Мариинский театр.

     

     

    Сыновья и племянники императорской четы музыку любили с детства и реализовали свои музыкальные интересы в полной мере. Так, великий князь Константин Константинович, будучи молодым человеком, каждую пятницу играл на виолончели в русском оркестре под управлением Направника.

    У «Константиновичей» виолончель – семейный инструмент.

     

    (Звучит арфа и виолончель)

         

     

    Великий князь Константи́н Константи́нович, поэтический псевдоним К. Р. (1858, —1915,— член Российского Императорского дома, генерал-адъютант (1901), генерал от инфантерии (1907), генерал-инспектор Военно-учебных заведений, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1889), поэт, переводчик и драматург.

     

    Как известно, музыка объединяет, и в первой половине 1860-х гг. вокруг сыновей Александра II складывается кружок любителей музыки, он просуществовал около 10 лет. По свидетельству мемуариста, Александр Александрович играл квартеты еще со своим старшим братом-наследником Николаем Александровичем

    После смерти старшего брата в апреле 1865 г. великий князь Александр Александрович стал цесаревичем, и к 1869 г. вокруг него сложился «скромный медный септет» из девяти человек.

    (звучит духовая музыка)

    В 1872 г. пожеланию цесаревича Александра Александровича было основано «Общество любителей духовой музыки», в то время оно называлось «Хор наследника цесаревича Александра Александровича». Цесаревич лично на протяжении 9 лет участвовал в его регулярных репетициях и концертах.

    Личное участие цесаревича в занятиях «Хора» продолжалось вплоть до марта 1881 г., когда после воцарения у Александра III уже не осталось ни времени, ни возможности для регулярных занятий музыкой.

    Будущий Александр III не был чужд и пения. Мемуарист упоминает, как «великий князь, сидя рядом с бароном Владимиром Александровичем Фредериксом, очень твердым певцом, пел вместе с ним партию 2-го тенора».

     

     

Тип материала: Презентация Power Point (ppt)
Размер: 6.35 Mb
Количество скачиваний: 1
Просмотров: 77

Похожие материалы