Методическая разработка по теме: «КАРТИНЫ ИЗ БЕРЕСТЫ»

Предмет: Технология
Категория материала: Тесты
Автор:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Чистоозёрного района

 

 

 

 

 

Методическая разработка

по теме:

 

 

«картины из бересты»

 

 

 

                                              Автор:

                                        Зинин Сергей Александрович,

                                        педагог дополнительного           

                                        образования высшей

                                        квалификационной категории,

                                        руководитель творческих

                                        объединений «Юный художник» и

                                        «Город мастеров».

 

 

 

 

 

 

р.п. Чистоозёрное

 

Пояснительная записка

 

   Область применения: кружковые занятия в системе дополнительного образования.

Данная методическая разработка предназначена педагогам, занимающихся развитием творческих способностей детей на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

 

Возраст детей: 10-17лет.

Цель: Развитие творческих способностей детей, их художественного вкуса и практических навыков.

 

ОБРАЗОВТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

     -развить  творческую  индивидуальность и художественный вкус у детей;

 -обеспечить уровень усвоения детьми содержания занятий;

     -формировать умения творческой работы в коллективе;

     -развивать интерес к сибирским мотивам в творчестве учащихся.

     -развитие эмоциональности, эстетического восприятия действительности, творческой активности и инициативы;

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

     -раскрыть потенциал, пробудить инициативу, творческую активность детей;  

    -воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за свои    действия;

     -воспитывать ответственность за порученное дело, умение доводить дело до конца.                                               

 

 

 

Форма проведения занятий:

    - индивидуальная  (педагог работает  индивидуально с каждым ребёнком, в зависимости от его уровня знаний, коммуникабельности, способностей к восприятию.  Каждый ребёнок  получает своё индивидуальное задание. Выполняет его на основе уже имеющихся знаний, опыта и несет личную ответственность за полученный результат).

 

Методы:

          - Практические.(к ним относится всё то, что делается детьми на практике.

          -Коммуникативные. ( методы, применяемые для лучшего  усвоения материала (игры, беседы, дискуссии.), подобные методы позволяют детям в свободной и активной форме проявить себя, свои знания.)

-Сенсорные. (методы и приёмы, направленные на восприятие учащимися материала, даваемого педагогом. Лекции, просмотр репродукций, фотографий  и т.д. Требуют обширного дидактического материала: книги, репродукции картин, фотографии и т.д.

-Комбинированные. (это наиболее универсальная методика, позволяющая совместить и практическую и теоретическую части, когда полученные знания тут же проверяются на практике.)

 

Оборудование и материалы:  наглядные пособия (плакаты с изображением последовательности работы), краски, кисти, палитра, резаки, карандаши, клей, лак.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попробуйте угадать, из чего сделаны  эти  картины. Догадались?

Все, о чем дальше пойдет речь, связано с берестой - березовой корой. Из этого удивительно нежного, красивого, мягкого и
бархатистого, легко поддающегося обработке даже в детских руках материала и сделана эта чудесная картина.

Береста, или  берёсто, - верхний слой берёзовой коры, прочный, гибкий, мало поддающийся гниению. Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой — мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста. Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению. Бересту подкладывали под нижний венец рубленой избы, чтобы в него не проникала сырость. Плели из бересты влагоустойчивую обувь, обшивали лодки-берестянки, делали знаменитые теперь туеса, в которых молоко и квас даже в жару оставались холодными. В Древней Руси бересту использовали как бумагу. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности, позволившие ученым заглянуть в далекое прошлое.

Бересту иногда называют древнерусским папирусом. Множество берестяных грамот ученые нашли при раскопках древнего Новгорода. Писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы.

 

Каждая вещь из бересты индивидуальна и неповторима, так как здесь присутствует только ручной труд. 
Основные сюжеты таких картин - пейзажи, деревья, церкви, деревенские дома, ручьи, поля. А время года, которое чаще всего изображают на таких картинах, - зима или ранняя весна, когда еще не сошел снег. Почему? А потому, что яркие краски лета и осени не гармонируют с мягкой белизной бересты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюжет картины диктует сама, природа. Автор в работе использует естественные неровности, вписывает их в пейзаж. На каждом кусочке бересты свой неповторимый рисунок. Традиционные картины, выполненные на холсте можно копировать, а эти картины не дублируются. Каждая работа уникальна и неповторима. 

Весна - самое время снимать бересту с дров, а с
деревьев в местах вырубки - в мае-июне. Что такое береста? Это
верхний слой коры березы, белый с одной стороны и золотисто-желтый с другой. Берестяные листы кладутся пачками под тяжесть (чтобы они не сгибались) в темном, хорошо проветриваемом помещении.

Теперь о красках. Для работы на бересте используются темперные
краски. Они отличаются тем, что при рисовании дают приятную матовость и бархатистость. Они быстро высыхают и впоследствии образуют пленку, которая не растворяется водой. 

Итак, для изготовления картины тебе понадобятся:
- готовая деревянная рамка;
- лист фанеры, ДВП или ДСП размером с рамку;
- клей ПВА; 
- маленький ножичек;
-  акварельные и гуашевые  краски, кисти разной толщины

Этап 1. 
Береста выбирается по размерам рамки или наоборот - рамка подгоняется под размер бересты. Клеем ПВА наклей бересту на лист ДВП, размер которого такой же, что и у рамки. Поставь наклеенную бересту под мягкий пресс на 24 часа.

Этап 2. 
Маленьким ножом почисти бересту в тех местах, где будет рисунок.
Аккуратно поддень слой бересты с уголка и убери его со всей
плоскости. Главное - не перестараться, очищая бересту. Оставь на
бересте несколько наростов, которые можно использовать в композиции рисунка. Приложи к бересте рамку, отодвинь от себя бересту и внимательно рассмотри ее поверхность, наросты. Подумай, может быть, они что-то тебе напоминают. Приглядись, и ты увидишь в них стволы деревьев, облака, снежные сугробы… Оставив несколько таких наростов, ты превращаешь простой рисунок в настоящую картину на бересте.

Отслоения на краях бересты можешь убрать с помощью клея ПВА.

Этап 3.
Когда ты выбрал сюжет рисунка, придумал композицию и подобрал цвета, можно начинать рисовать. Только надо помнить, что рисование на бересте ведется постепенно и, соблюдая все правила, ты можешь получить чудесную картину.

Сначала коричневой краской (неяркой, полупрозрачной) наносится общий  фон изображений (церкви, дома). Должно получиться нечто похожее на однотонные пятна с формой изображаемых предметов. Рисунок наносится кистью так, чтобы места, предназначенные для снега, оставались нетронутыми.

Пока краска не высохла (на бересте она сохнет долго), с одной стороны  изображения наносятся светлые, желтоватые мазки, а с другой стороны - матово-голубые. Эти условные введения делают рисунок объемным. На первый взгляд, получается некрасиво и размазано, однако это не должно пугать.

Этап 4. 
Этот этап самый трудный, и от него зависит качество всей работы.
Возьми самую тонкую кисть и черной краской наноси почти чертежный рисунок: прорисовываются церкви, дома, окна, заборы… Все маленькие детальки вырисовывай тонкими линиями.
Оставь только деревья, травинки и кусты, так как их рисуют позже
более темной краской. 

Этап 5. 
Все оттенки снега можно найти в бересте. Подбери колер к более
темному оттенку и с разной насыщенностью нарисуй снег на крышах, на деревьях, на деталях домов, заборах и кустах. Этим же колером сделай тени под домами, нарисуй травинки на фоне темных домов.

Слегка эасветлив колер белилами, сделай несколько светлых мазков на деревьях и кустах переднего плана. 

Этап 6. 
Все предыдущие этапы работы предусматривают использование того цвета, который мы находим в бересте. Благодаря этому снег не смотрится белилами, а деревья и архитектура органично вписываются в орнамент бересты. Для освещения окон используется светловато-оранжевый, желто- оранжевый, желто-зеленый, малиновый, зеленовато-красно-оранжевый цвета. Это делается для придания картине радости, таинственности.

Затем темно-малиновой, малиновой или светло-малиновой краской нанеси сеточку на окна церквей и прорисуй рамы в окнах домов.

Завершающие работы. 
Когда работа закончена, необходимо ее еще раз проанализировать и, если есть необходимость, черные наросты на бересте забели краской, которой ты рисовал снег.

Вставь готовую картину в рамку, заклей ее с обратной стороны толстой бумагой или картоном и положи под пресс на 24 часа.

'tab-stops:202.5pt'> 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 2.26 Mb
Количество скачиваний: 12
Просмотров: 94

Похожие материалы