Методическая разработка урока литературы «Символическое значение персонажей в романе А. Беляева «Человек-амфибия»
Предмет:
|
Русский язык и литература
|
Категория материала:
|
Конспекты
|
Автор:
|
Танашевич Александра Александровна
|
Здесь была ссылка на работу Методическая разработка урока литературы «Символическое значение персонажей в романе А. Беляева «Человек-амфибия» автора Танашевич Александра Александровна.
Ссылка на нее удалена по требованию посредника Инфоурок.
Если вы являетесь автором этой работы и хотите подтвердить её публикацию на этом сайте,
.
Управление образования, молодежи и спорта Красногвардейской РГА Октябрьский учебно-воспитательный комплекс № 1«Школа-гимназия» Красногвардейского районного совета Республики Крым МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ В РОМАНЕ А. БЕЛЯЕВА «ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ» Подготовил учитель русского языка и литературы Танашевич Александра Александровна пгт Октябрьское – 2014 Тема: Символическое значение персонажей в романе А. Беляева «Человек-амфибия» Цель: учить объяснять мотивы поступков героев, умению делать выводы, вести диспут, комментировать прочитанное; развивать умение отстаивать свою точку зрения, давать оценку поступкам героев, наблюдательность во время чтения отрывков романа, развивать аналитическое мышление; воспитывать доброту, милосердие, чувство ответственности за свои поступки. Оборудование: портрет А. Р. Беляева, выставка книг писателя, роман «Человек-амфибия», иллюстрации к произведению, схема, таблица, словарь литературоведческих терминов. Тип урока: урок–проблемный вопрос, урок–исследование. Истинная наука не знает ни симпатий, ни антипатий: единственная цель ее — истина. У. Грове Природа — это лучшая и объективнейшая учительница при решении самых трудных вопросов науки. В. В. Докучаев ХОД УРОКА I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ 1) Что мы знаем об Александре Романовиче Беляеве? Ответ: Александр Беляев – известный писатель-фантаст, ставший одним из основоположников советской научно-фантастической литературы. Серьезная литературная деятельность Беляева начинается только после переезда в Москву, в 1923 году. В эти годы печатаются его первые научно-фантастические рассказы, а также повести в журналах. Кстати, со временем за писателем закрепилось прозвище «советского Жюля Верна». В период с 1925 по 1930-е гг. выходит целый ряд произведений Беляева, а именно – «Властелин мира», «Человек, потерявший свое лицо», а также «Человек-амфибия». Эти рассказы прославили писателя не только в России, но и за рубежом. Последним романом стал «Ариэль», который был написан в 1941 году. Те произведения, которые Беляев печатал уже после 1930-х годов, выражали различные научные идеи и политические агитки, так как в это время наблюдался жесткий идеологический прессинг, под которым жили литераторы той эпохи. Интересный факт: рассказы Беляева выпускались не только под своим именем, но и под псевдонимами Немо, А. Ром, А. Романович. За несколько месяцев до начала войны писатель перенес очередную операцию, поэтому отказался эвакуироваться. В военные годы он проживал в городе Пушкин, в пригороде Ленинграда, который был оккупирован. В 1942 году писатель умер от голода. Однако обстоятельства смерти до сих пор остаются загадкой для историков. Мнения относительно смерти писателя разделились. Бытовало мнение, что Беляев не выдержал ужасов оккупации, а некоторые считали, что причина гибели скрыта в его последнем романе. На Казанском кладбище Царского села установлен памятник фантасту. Однако установлен он не на могиле писателя, а в месте его предполагаемого захоронения. В 1990 году Союз писателей СССР утвердил литературную премию имени Александра Беляева, которой награждаются за научно-художественные и научно-популярные произведения. 2) Что мы знаем об истории создания романа «Человек-амфибия»? Ответ: «Челове́к-амфи́бия» — научно-фантастический роман о человеке, способном жить под водой, написанный Александром Беляевым в 1927, однако историю о человеке-амфибии пересказывают с древних времен. Источники сюжета 1. Французский роман-фельетон «Человек, который может жить в воде» Жана де ла Ира, публиковавшийся газетой «Le Matin» (Париж) с июля по сентябрь 1909 года. Главный герой иезуит Фульбер, мечтающий о власти над миром, пересаживает маленькому Гиктанеру заменяющие одно легкое жабры молодой акулы и внушает ненависть ко всему роду человеческому. Подросший Гиктанер пускает ко дну целые эскадры, а его наставник предъявляет мировой общественности ультиматумы. Так продолжается, пока Гиктанер не влюбляется в Моизетту, которая открывает ему существование Бога. Человек-амфибия выходит из подчинения Фульберу, делает в Париже операцию по удалению жабр, а затем перебирается жить на Таити вместе с Моизеттой. 2. Русский роман «Человек-рыба» анонимного автора, созданный на основе текста Жана де ла Ира, напечатанный в петербургской газете «Земщина» осенью 1909 года. В русской переделке сохраняются основные сюжетные линии французского подлинника, однако Фульбер становится евреем и старается подчинить мир международному еврейству, чтобы «поработить человеческую расу». Литературовед М. Н. Золотоносов, указавший в 2003 году на эти источники, считает, что непосредственным образцом для Беляева стал роман «Человек-рыба»: он был переработан «по-советски» и получил вместо антисемитского — гуманистическое звучание.
Тип материала:
|
Документ Microsoft Word (docx)
|
Размер:
|
1.29 Mb
|
Количество скачиваний:
|
187
|
Просмотров: 437
Похожие материалы