Музыкальная предметно-развивающая среда,как средство развития креативности ребенка

Предмет: Музыка
Категория материала: Презентации
Автор:

Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка.

К важнейшим показателям креативности относятся: творческая активность, т. е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;самовыражение, - свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности,интеллект (интеллектуальные способности, - музыкальный интеллект – способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку; знания и навыки.

К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести:информационный, позволяющий развивать интеллект; социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества; эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Знание и учет этих показателей креативности и факторов, которые способствуют развитию творчества, позволяют педагогу осуществлять функцию управления процессом музыкального образования детей. Опосредованное управление, использующее в качестве педагогического средства окружающую среду, находится в настоящее время на стадии становления.

Понимание среды как основного фактора и средства воспитания и образования личности выделяются два подхода: один определяет среду как условие реализации ребенком своих способностей, другой – как средство воспитания личностных качеств.

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре. Музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в т. ч. занятий и праздников.

Музыкальные инструменты, игрушки, пособия можно выделить в предметно-развивающую среду, которая разработана в дошкольной педагогике. Но этого недостаточно для музыкального образования, направленного на становление креативности.

Для ребенка дошкольного возраста очень важна среда семьи, среда дошкольного учреждения, среда социума. Творческая среда характеризуется творческой атмосферой.

При разработке и оценке музыкальной среды опираются на следующие критерии ее качества:

1) качество содержания;

2) качество структуры;

3) функциональный и эмоциональный комфорт детей.

Целостность содержания музыкальной среды строится на следующих основах:

1) психологической, где учитываются возрастные возможности детей;

2) эстетической, где учитывается дизайн интерьера;

3) педагогической, где среда создается для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности.

Среда должна быть системной, отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребенка и уровню его подготовки.

Музыкально-образовательная среда ДОУ.

- среда организованной (регламентированной) музыкально-творческой деятельности: музыкальных занятий, развлечений и других видов деятельности с использованием музыки;

- среда нерегламентированной совместной музыкально-творческой деятельности детей с воспитателем в группе;

- среда нерегламентированной самостоятельной музыкально-творческой деятельности.

Среда организованной музыкально-творческой деятельности ДОУ.

Исходное требование к среде – ее проблемность и развивающий характер: она через свое содержание должна создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребенка, стимулирующие развитие его креативности.

В программе «Истоки» отражено базисное содержание дошкольного воспитания, которое предполагает всестороннее развитие ребенка, в т. ч. формирование у него творческих способностей.

Задачи музыкального воспитания, направленные на развитие творчества.

Ранний возраст:

1) Увлекать, удивлять и радовать детей музыкой.

2) Приучать внимательно слушать музыку.

3) Побуждать к подпеванию и пению.

4) Развивать умение связывать движения с музыкой в сюжетных играх, упражнениях, плясках.

Младший возраст:

1) Побуждать к творческим проявлениям в игре, танцах, к самостоятельным действиям.

2) Развивать желание и умение воплощать в творческих свободных движениях общий характер музыки, динамику ее образов.

3) Учить совместному со взрослым музицированию на музыкальных инструментах, используя песни-ритмы, построенные на одном звуке.

4) Учить подбирать по слуху мелодические построения.

5) Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.

Старший возраст:

1) Активизировать творческую самостоятельность при импровизации простейших попевок, плясовых, игровых движений.

2) Развивать желание и умение детей воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития музыкального образа.

3) Развивать творческое воображение и музыкальное мышление.

4) Способствовать становлению музыкально-двигательной импровизации в сюжетных этюдах.

5) Учить детей подбирать по слуху простейшие мелодии на музыкальных инструментах.

6) Развивать творческую активность, воображение и фантазию ребенка в процессе импровизации на детских музыкальных инструментах.

Базисная программа имеет открытый характер. Музыкальный руководитель по своему усмотрению с учетом возможностей детей и собственного профессионального опыта может творчески использовать как предложенные в Программе, так и другие педагогические технологии.

Информационный фактор играет в этом значительную роль, поэтому педагог проектирует предметно-развивающий компонент среды (музыкальные инструменты, пособия, костюмы и т. д.) К нему относится и репертуар в соответствии с программой.

Социальный фактор проявляется в том, что организатором среды и ее компонентом является музыкальный руководитель, а музыкально-творческая деятельность протекает во взаимодействии с воспитателем.

Эмоциональный фактор данной среды включает психологический комфорт, настрой на активную познавательную деятельность. Ребенок должен получить эстетическое наслаждение, тогда ему будет понятно эмоционально-образное содержание музыкального произведения. Нельзя заставить ребенка полюбить музыку – ею можно только увлечь.

Среда нерегламентированной музыкально-творческой деятельности ДОУ.

Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому она должна иметь потенциал для музыкального воспитания и становления креативности.

Информационный фактор обеспечивает преемственность с организованной музыкальной деятельностью.

Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателем в группе. Воспитатель не обучает – он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, и т. д.

Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий:

- наличие у детей умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности;

-наличие в группе всех наглядных пособий, которые используются на музыкальных занятиях;

-наличие магнитофона и кассет, на которые музыкальный руководитель записывает музыкальный репертуар.

Социальный фактор состоит в том, что воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является образцом музыкального творчества.

Эмоциональный фактор в виде заинтересованности детей в музыкально-творческой деятельности должна преподноситься воспитателем через собственную эмоциональную активность и стимулировать творческую активность детей.

Параллельно осуществляется самостоятельная музыкально-творческая деятельность детей, обладающая наибольшим потенциалом развития креативности дошкольников.

Музыкально-образовательная среда семьи.

В среде семьи осуществляется нерегламентированная музыкальная деятельность детей:

- совместная с родителями;

- самостоятельная.

Общепризнанно: семья или способствует музыкальному развитию ребенка или тормозит его.

Информационный фактор представлен в виде музыкального репертуара, выбор которого определяется особенностями культуры каждой семьи. Здесь желательно согласование музыкального репертуара и педагогических действий между родителями и музыкальным руководителем.

Музыкальное просвещение родителей предполагает проведение выставок книг по музыкально-эстетическому воспитанию, проведение дней открытых дверей, индивидуальных консультаций и др. Родителям нужно рассказывать о музыкальном режиме в группе, о значении музыкотерапии.

Особенность социального фактора в семье состоит в том, что он представлен родными для ребенка людьми. Это обстоятельство накладывает отпечаток и наэмоциональный фактор в процессе приобщения ребенка музыкальному творчеству.

Музыкально-образовательная среда социума.

Среда социума отличается от среды ДОУ и семьи. Поэтому весьма важно соблюдать принцип целостности при организации этой среды.

Информационный фактор предусматривает согласование музыкальным руководителем и воспитателем, с одной стороны, и родителями с другой, возможностей использования социума в музыкальном воспитании детей.

Музыкальные произведения, с которыми дети встречаются в театре, должны быть им знакомы. Это дает детям возможность получить удовольствие от встречи со знакомыми произведениями и более активно стремиться к посещению концертных залов (большой социум) и музыкальной школы (малый социум) .

Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с профессиональными музыкантами, с людьми, заинтересованными в музыкальном просвещении детей. Этим отличается и эмоциональный фактор. Увлеченность профессионалов заражает детей и является фактором стимулирования творческой активности детей. Использование возможностей социальной среды способствует личностному росту детей – развитию их музыкальности в целом, художественной и общей культуры, творческого воображения.

Тип материала: Презентация Power Point (pptx)
Размер: 9.7 Mb
Количество скачиваний: 1
Просмотров: 56

Похожие материалы