МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
Предмет: | Музыка |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Балгина Анара Доскалиевна
|
Цивилизованное существование человека невозможно вне окружающей его культуры. Рождаясь, человек не выбирает, своих родителей, ту культурно-историческую среду, в которой ему предстоит прожить свой век. Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек – необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества.
Взаимосвязь и взаимодействие человека с окружающим миром не могут быть полноценными, если он не обладает способностью эстетически относиться к нему.
В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль. «Хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремлённый творческий труд, но жизнь без искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и гармонично развитого».
Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системах общего и музыкально - профессионального образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.
Музыкальное воспитание – целенаправленное и систематическое развитие музыкальной культуры, музыкальных способностей человека, воспитание в нём эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания ее содержания. Музыкальное воспитание есть процесс передачи общественно – исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению…
Главная задача педагогов заключается в воспитании понимания красивого в окружающей жизни, в природе, в человеческих отношениях каждым ребёнком.
Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года учёные констатируют обесценивание знаний как духовного богатства человека – над умами властвует примитивное материальное (денежное) богатство.
Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связанные с экономическими кризисами. Экологические катастрофы, вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое – все это сказывается на их духовном состоянии и на психическом здоровье (детские страхи и ощущение, что мир рушиться). В этом кроются причины духовной деградации – рост детской наркомании и самоубийств (ежегодно – две тысячи!).
Сегодняшний ребёнок современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно – нравственном плане. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно – нравственные акценты в массовом музыкальном образовании.
Перед музыкальным воспитанием стоят новые проблемы в связи с явлением шизофонии (разорванное звучание, возникающее при помощи технических средств передачи музыки). Человек в наушниках, пытающийся заглушить музыкой рёв машин, подвергает себя опасности. Выключая ухо из органов естественной ориентации. И не только в физическом смысле – столкнуться с кем-либо или с чем – либо…, но и в психологическом плане – «распад природных связей органов чувств», «деградация связанных с музыкой психофизиологических и нравственных черт личности», «пространственный диссонанс», «физиологический дискомфорт». Не случайно шизофония имеет общий корень с шизофренией. То есть раздвоенным сознанием.
Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: зарубежные учёные констатируют, что дети в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности, с чем и связан на западе гуманитарный бум – искусство и художественное творчество внедряются во все сферы обучения. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим.
Исследователи проблем музыкального образования отмечают, что современному образованию нужна концепция музыкального образования с духовно – нравственными акцентами, с ориентацией на творческое развитие в процессе формирования общей музыкальной культуры: не только слушать музыку. Но и создать условия для музыкально – творческого самораскрытия природного дара каждого ребёнка, – только в этом случае музыкальное воспитание и образование может стать целостным и гармоничным.
Выяснилось, что главной проблемой, связанной с осмыслением музыки в воспитании человека, является её специфика. Не углубляясь в теорию вопроса, отметим лишь те основные черты, которые отличают музыку от других видов искусства по силе воздействия и выразительности.
1. Порождающая все другие, кроется в интонационном периоде этого вида искусства. Музыка становится нам близкой и понятной в силу сходства с интонациями человеческой речи. Интонируя, человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Это позволяет воспринимать музыкальное отражение души и разума человека.
2. Восприятие и понимание музыкального образа состоит в особенностях его гносеологического статуса. Само содержание музыки мыслится независимым от объективной действительности, чисто «символичным», условным.
3. Состоит в глубине и огромной эмоциональной силе психологического и физиологического воздействия на человека. Музыка – это искусство временное и звуковое. Материалом, физической основой построения музыкального образа выступает звук. Громкость, тембр, высота, продолжительность музыкального звука имеют не только специфическое художественно – образное значение, но и физически воздействует на человека, вызывая в нём определённое физиологическое состояние. Научные наблюдения показывают, что звук является более сильным сенсорным раздражителем для человека, чем свет или цвет.
О чём не может поведать нам музыка? Музыка способна более ярко и разнообразно передавать переживания человека, внутренний мир его чувств и волнений, эмоционально – психологические состояния, их динамику и переливы. Внутренние, тончайшие, сокровенные стороны души человека, то, что порой не передаваемо на привычном языке человеческого общения, становится доступным выражению музыкальными звуками, выступает основой особой образности в музыке.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 20.66 Kb |
Количество скачиваний: | 2 |