Национальная культура как основа толерантной личности.
Предмет: | Директору-завучу |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Валиева Людмила Васильевна
|
Существует множество определений понятия «культура» (некоторые исследователи насчитывают их более двухсот). В самом широком смысле культурапредставляет собой совокупность небиологических средств и механизмов деятельности, посредством которой человек осваивает окружающий мир, осуществляет регуляцию общественной жизни, т.е. культура – это исключительно человеческий, социальный по своему происхождению и назначению механизм. Правомерно сказать, что культураявляется универсальной формой человеческих коммуникаций, её функционирование обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элементов общества. Возникновение и развитие человеческой личности, существование общества невозможны вне культурного контекста. Современное человечество существует в неоднородной культурной среде, т.к. функционирует множество различных культур (национальной, субкультур, контркультур, этнокультур, элитарной, массовой и др.). Общество является многоконфессиональным – люди придерживаются разных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой – побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поликультурном многоконфессиональным мире является толерантность.
Толерантность основывается на гуманистических принципах: признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное разнообразие напрямую связано с многоликостью человеческих типов, качеств. Поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, инакость.
Толерантность – сложная стратегия поведения, включающая готовность без протеста воспринимать иные взгляды. Это уважение свободы (в том числе свободы мысли, совести, творчества) другого человека. Это определённая мера сострадания, великодушия и терпения.
Толерантность имеет различные формы. Личная толерантность проявляется в социальных взаимодействиях отдельных индивидов. Общественные формы отражены в общественной психологии, сознании, моральных нормах и нравах. Государственная форма толерантности закреплена в законодательстве, в частности в утверждении принципа свободы, совести и в политической практике. Хотя толерантность предполагает терпимое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконенавистническим идеям. Преступно и аморально игнорировать существование и распространение подобных идей, образа действий.
В современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов, которые представляют серьёзную и весьма значительную угрозу правам человека, демократии, миру. Pоссийское общество с трудом справляется с разрушительными последствиями национального противостояния. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействия, конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряжённостью в обществе, продолжающимися межэтническими, межконфессиональными конфликтами.
Анализ этих процессов свидетельствует о том, что школе не уклониться от исторических реалий, от необходимости участвовать в процессах примирения. Школьные классы становятся микроскопом культурного многообразия, поэтому задачи школы оказываются связанными с миром, правами человека, толерантностью. Каждое звено сообщества может внести свой вклад в воспитание толерантности.
Малмыжский район – многонациональный. На его территории проживают: русские (43%), татары (31,5%), мари (16%), удмурты (5%). Он славен щедрой нивой, неповторимой архитектурой исторических зданий, известными посадскими лесами, парками, садами, знаменитыми людьми, традиционными народными национальными праздниками (татарского «Сабантуя», русской «Казанской», марийского «Ак Батыра», межрегиональным интернациональным детским праздником «Костер Дружбы» (Марий Эл, Татарстан, Кировская область, Малмыжский район).
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 47.5 Kb |
Количество скачиваний: | 6 |