Написание музыкального диктанта в современных условиях

Предмет: Музыка
Категория материала: Конспекты
Автор:
                                                                                                                                                                                                                                                                        А. Н. Краус                                                                                                                                                                                                                                        Основными требованиями к современному преподаванию музыкально-теоретических дисциплин является связь теории с практикой. Теоретические предметы должны развивать практические навыки необходимые будущему музыканту в работе. Дисциплина «сольфеджио»  является частью учебного  цикла на всех ступенях музыкального образования. Современные формы работы на уроке остаются в целом неизменными, к ним относятся сольфеджирование, музыкальный диктант, слуховой анализ. Цель музыкального диктант – воспитать навыки непосредственного перевода воспринимаемых музыкальных образов, в четкие слуховые представления, и возможно более быстрого закрепления их в виде нотной записи. Значение музыкального диктанта не ограничивается воспитанием навыков записи музыки, практика нотной записи служит большим подспорьем в воспитании и развитии четких, рельефных музыкальных представлений; занятия по музыкальному диктанту воспитывают чувства стиля музыки и обогащают память запасом полезных музыкальных образцов. [9;с.252] Музыкальный диктант в современных условиях является главным аспектом в предмете сольфеджио. Основные виды диктанта: устный и письменный, графический и нотный; ритмический,  мелодический, гармонический. Принцип записи диктанта - это воспроизведение по памяти. Однако роль современного музыкального диктанта заключается, прежде всего, в том, чтобы развивать сознательное запоминание.  Навыки написания диктанта осваиваются постепенно. Современный процесс записывания напоминает проявление фотографии, поэтому структуру, форму, фразировку   ставим на первое место.  В процессе написания  музыкального диктанта перед учащимися ставится   много задач. Конечная цель:  заключается в  выработке у ученика навыка записывания мелодии в форме периода, как диатонических, так и с применением хроматизма и простейших мелодий, содействуя тем самым основной задаче курса сольфеджио- воспитанию музыкального слуха.[2; с.48] Успех запоминания определяется правильной организацией повторений. Повторение должно быть осознанным, осмысленным и активным. Психологический аспект музыкального диктанта, к сожалению, ускользает из поля зрения некоторых педагогов сольфеджио. Учащиеся испытывают панический страх перед  написанием мелодии, и в результате по психологическим причинам не справляются с ним. В современных условиях  преподавателю необходимо подходить к работе со знанием психологии, учитывать возрастные и индивидуальные способности и интересы, овладевать технологическими и психологическими приемами работы над этим видом деятельности. Планировать урок так, чтобы музыкальному диктанту уделялось самое пристальное внимание.[8;с.119] Современный диктант направлен на комплексное развитие слуха, в том числе развивается тембровый, полифонический слух. Очень полезно давать учащимся музыкальный диктант в звучании не только фортепиано, но и в звучании других музыкальных инструментов, рекомендуется  давать его в начале урока, когда учащиеся не утомлены. Исполнять диктант следует все время целиком, не дробя на фразы или предложения, иначе учащиеся не смогут охватить построение в целом, разобраться по форме и воспользоваться методикой целостного анализа диктанта. Время, отводимое на записывание диктанта, должно быть определено преподавателем в зависимости от трудности и протяженности примера.  На сегодняшний день существует тенденция учета специальностей: не нужно отучать вокалистов петь при записи диктанта. Это может быть связано со спецификой слуха. Именно поэтому пианисты « проигрывают диктант на столе - они легче его осознают через кинестетику. Записанный диктант учащийся проигрывает на своем инструменте, это  методика применяется в наше время . Музыкальному диктанту предшествует целый этап подготовительных упражнений. Очень эффективное при настройке упражнение «Эхо», которое использует в своей практике известный педагог Кузнецов В.В.[4;с8]. Педагог на фортепиано играет ступени лада, а ученики в заданном ритме и темпе повторяют и поют, в   младших классах применяется методика сказок.   Главное в диктанте помочь учащимся   « начать работу» это может быть и тоника в конце    « А что перед тоникой?» Важно ориентировать  их на соотношение двух рядом стоящих нот. При работе важна эмоциональная атмосфера, музыкальное произведение внимательно прослушивается и анализируется. В современном написании музыкального диктанта  преподаватель может использовать «набор условных обозначений» точки, палочки, стрелочки при повторении мелодии. Схему, которую создают дети, хорошо видна структура мелодии с повторениями. Чтобы процесс записывания диктанта не был скучным, музыкальное произведение сначала поют «в слух», потом « про себя». Постепенно учащиеся привыкают контролировать свой внутренний слух, что пишут нотами. Эффективно работает настройка по пособию Пилипенко             ,                                                                                                                                                                                             . Диктант –  это лучший показатель качества обучения.                                                                             ств                                                                                                                                 
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 25.51 Kb
Количество скачиваний: 20
Просмотров: 122

Похожие материалы