Здесь была ссылка на работу «Новый человек» в русской литературе 19 века автора Плыга Елена Ивановна.
Ссылка на нее удалена по требованию посредника Инфоурок.
Если вы являетесь автором этой работы и хотите подтвердить её публикацию на этом сайте,
.
Русская классическая литература ХIХ века была универсальной по своей природе и функциям: она явилась нашей национальной философией, моралью, эстетикой, политикой. Вот почему каждый крупный писатель той эпохи был одновременно еще и теоретиком, философом-мыслителем. Многие пытались сформулировать цельную систему своих воззрений на общественную жизнь и на художественное творчество. В художественном сознании первых десятилетий 19 века происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе стиля классицизма и определявшейся мотивами действий героя, прежде всего гражданским долгом и общественным служением. Характерными чертами поколения 60-х годов 19 века является резкая оппозиция предыдущему поколению, борьба с его «романтизмом», с любовью к отвлеченному мышлению, с культом искусства. Новое поколение защищает «реализм», ищет опоры в точном знании, – отсюда преклонение перед «точными» науками и естествознанием. Культ искусства пропадает, на место него выдвигается вера в личность, вера в ее творческие силы, защита «естественных» движений в душе и наивная вера в «разумный эгоизм». Этот духовный склад слагается с необыкновенной быстротой и очень скоро создает действительную пропасть между новой и предыдущей эпохами. Все это слагается в некое психологическое единство и переживается, как отличие «новых людей» от предыдущего поколения. И, как следствие, усиливалось внимание к человеку нового типа. Вера в личность, вера в ее творческие силы, а не долг становится важным побудительным мотивом поступков.