Открытый урок по литературе 6 класс
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: |
Коновалова Ирина Владимировна
|
Урок – суд по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
Сострадание есть главнейший, и, может быть, единственный закон бытия человеческого.
Ф. М. Достоевский.
Цели урока:
- Проанализировать поступки героев повести, осудить их неправильное поведение, повлёкшее за собой смерть С. Вырина.
-Умение высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения; развивать память, внимание, логическое мышление.
- Воспитание любви к родителям, способности признания своих ошибок
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Методы и формы работы: слово учителя, фронтальный опрос с целью анализа текста, совместное обсуждение, письменная работа
Межпредметные связи: изобразительное искусство
Оборудование:
1. Портрет А. С. Пушкина.
2. Иллюстрации к повести.
3. Иллюстрации к «Притче о блудном сыне».
4. Высказывания:
Исправить общество, и болезни не будет.
Ф. М. Достоевский.
Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.
А. П. Чехов.
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».
Ход урока
I. Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на уроке. Сообщение темы и задач урока.
1. Приветствие
Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение.
Здравствуйте, те, кому не нравится погода за окном.
Здравствуйте, те, кто любит проводить время в одиночестве.
Здравствуйте, те, кто проводит время в общении с друзьями.
Здравствуйте, те, кто пришёл к нам на урок – суд по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель: Родители и дети – люди, связанные воедино узами крови. Мать и отец дают жизнь своему ребенку, отвечают перед Создателем за то, каким человеком он вырастет. Они, подобно свече, горят, освещая жизненный путь своему чаду. Но, к сожалению, дети, иногда не понимая этой жертвенности, отрекаются от родителей. Они чувствуют в себе силы идти по жизни без родительского благословения... Правы ли они? На этот вопрос нам поможет ответить повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
Учитель: Это произведение мы изучаем вслед за «Библией». Мы говорили, о том, что не случайно Пушкин вводит в сюжет «Притчу о блудном сыне».
Учитель: Давайте вспомним определение жанра притчи.
Ученики: Краткий поучительный иносказательный рассказ – притча.
Притча – это небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение.
Учитель: На востоке, в древности, возник жанр притчи. Это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый должен извлечь из нее сам. Среди евангельских притч «Притча о блудном сыне» едва ли не самая популярная.
- Давайте еще раз вспомним содержание притчи о блудном сыне.
Подумаем, почему эта притча получила такое название. Чтобы ответить на
этот вопрос, давайте поразмышляем над прилагательным “блудный”. Что означает это слово?
Ученики: Заблудившийся, потерявший ориентиры, цель в жизни. Блудный сын - человек, потерявший семью, отчий дом, веру, родину.
Учитель: Давайте рассмотрим библейские картинки и ответим на вопросы.
Почему младший сын ушёл от отца?
Ученики: Он хотел пойти своей дорогой, получить самостоятельность, вырваться из-под родительской опеки.
Учитель: Чем отец жил во время разлуки?
Ученики: Надеждой на возвращение сына.
Учитель: Почему он простил младшего сына?
Ученики: Отец любил его, долго не знал, что стало с его ребёнком, жив ли он, поэтому, вновь обретя, забыл все обиды.
Учитель:
В доме холодно, пусто и сыро.
Дождь и ветер стучат о порог.
Возвращение блудного сына
Пишет Рембрандт, кончается срок.
Не слышны приглушённые звуки,
На холсте и в округе темно, -
Лишь отца освещённые руки
Да лица световое пятно.
Не вернуться. Живём по-другому.
Не округла, как прежде, земля.
Разрушение отчего дома –
Как сожжение корабля.
Запустение, тьма, паутина,
Шорох капель и чаячий крик.
И предсмертную пишет картину
Одинокий и скорбный старик.
Это отрывки из стихотворения поэта ХХ века Александра Городницкого “Рембрандт”.
Учитель: Перед вами – картина художника XVII века Рембрандта Ван Рейна “Возвращение блудного сына” Эта тема всегда волновала художника, он неоднократно касался её в набросках. И вот, наконец, почти перед самой смертью Рембрандт создаёт потрясающее по своей жизненной правдивости и выразительности форм произведение. Какой момент запечатлел художник?
Ученики: Сын на коленях просит у отца прощения.
Учитель: Все фигуры, не имеющие первостепенной важности, как бы отодвинуты в тень. И на первый план выдвинуты фигуры двух людей. Кого?
Ученики: Отца и стоящего на коленях сына.
Опишите сына.
Ученики: Он в одежде нищего, с котомкой, почти босой. Видно, что он пережил много бед.
Учитель: Как вы думаете, чьи чувства важнее для художника, чьи эмоции он хочет показать в картине? Почему вы так решили?
Ученики: Для художника важнее чувства отца, потому что его мировосприятие ближе Рембрандту (в момент создания картины он сам был стариком). Кроме того, именно его лицо показывает зрителям автор, сын стоит спиной к нам.
Учитель: Как вы думаете, какие чувства наполняют душу отца?
Ученики: Радость от возвращения сына, грусть, потому что он видит, в каком состоянии сын, чувствует, сколько ему пришлось пережить. Отец руками обнял сына, как бы защищая его от всего плохого, что случилось и могло ещё случиться.
Учитель: Радостный финал притчи, потому что сын вернулся домой, успел попросить у отца прошение и получить его.
А в повести? Повесть заканчивается трагически, смертью С. Вырина. Кто виноват в его смерти? Мы попытаемся ответить на этот вопрос.
- Итак, ведётся судебное расследование.
- Прошу всех занять свои места.
Секретарь: Прошу всех встать! Суд идёт!
Судья: Сегодня на суде мы рассматриваем два дела по обвинению в смерти Самсона Вырина. Первый обвиняемый Владимир Минский, второй – Авдотья Самсоновна Вырина. Вначале мы рассмотрим первое дело. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Я считаю, что в смерти С. Вырина виноват Владимир Минский. Он, увидев, Дуню решил, во что бы то ни стало завладеть ею. Для этого он притворился больным и остался в доме смотрителя. Он увёз её с собой, оставив Вырина одного, так как Дуня была единственной радостью в жизни Самсона Вырина, он спился и вскоре умер.
Судья: Чем вы можете подтвердить свои слова?
Прокурор: Я вызываю в качестве свидетеля господина Ивана Петровича Белкина.
Белкин: У меня много знакомых среди станционных смотрителей. Но с Выриным у меня сложились приятельские отношения. А первый приезд я познакомился с его дочерью Дуняшей. Самсон Вырин выглядел очень бодрым и жизнерадостным, хотя ему было около пятидесяти лет. Через несколько лет довелось мне вновь проезжать эту станцию. С. Вырин спал, укрывшись тулупом. В доме был беспорядок. Сам хозяин состарился, ссутулился, сильно поседел. Когда я стал спрашивать про Дуню, он не сразу разговорился. Только после выпитого пунша он рассказал, что Дуню увёз гусар.
Прокурор: Расскажите поподробнее, как это произошло.
Белкин: Владимир Минский, когда увидел Дуню, решил остаться в доме смотрителя. Притворился больным и остался здесь на три дня. В воскресенье Дуня собиралась в церковь, Минский предложил ей подвезти её. И таким образом Минский увёз Дуню. Самсон Вырин сильно переживал за судьбу своей дочери, он решил во что бы то ни стало разыскать её. Он узнал, что Минский ехал в Петербург. Вырин отправился туда, хотя Минский не хотел его видеть. Он прогоняет бедного старика, даёт ему деньги. Но Вырин хотел увидеть свою дочь. Он разыскивает дом, где живёт его дочь, и проникает в дом, когда там находится Минский. Увидев отца, дочь падает в обморок, а Минский, разозлившись, выталкивает Вырина из комнаты на лестницу. С тех пор Самсон Вырин ничего не знает о судьбе дочери. Спустя ещё несколько лет я опять был в тех краях. Меня очень волновала судьба Дуни и её отца, и я поехал на эту станцию. Я узнал, что Вырин умер, и что после его смерти приезжала богатая барыня. По все видимости, это была его дочь Дуняша.
Прокурор: Спасибо. Теперь вы, наверное, убедились, что в смерти Самсона Вырина виноват Владимир Минский. Я приглашаю ещё одного свидетеля. Где и при каких обстоятельствах вы встретили Самсона Вырина.
Швейцар: Мне велено было не впускать никого в дом, но он каким – то образом пробрался в дом, и я видел только, как Минский его вытолкал из комнаты.
Прокурор: У меня всё. Все факты указывают на то, что с Самсоном Выриным Владимир Минский обошёлся очень плохо, бесчеловечно.
Судья: Слово предоставляется адвокату.
Адвокат: Спасибо, Ваша честь.
Адвокат: Я считаю, что мой подзащитный не виноват в смерти Самсона Вырина. То, что он увёз его дочь смотрителя, не говорит о том, что он виноват. Авдотья Вырина сама по своей воле хотела поехать в город. Владимир Минский сильно полюбил эту девушку. Он не оставил её на улице, а наоборот женился на ней. Я приглашаю в качестве свидетеля мальчика – сына пивовара.
Мальчик: Через нашу станцию редко кто проезжает. Но вот летом проезжала красивая барыня, в карете, запряжённой шестью лошадьми, с тремя детишками, с кормилицей. Как узнала она о смерти смотрителя заплакала и сказала, что пойдёт на кладбище. Я хотел её проводить, но она сказала, что знает дорогу. Я издали следил за нею. Она легла на могилку и долго плакала. А потом призвала попа, дала ему денег. И мне пятак серебром. Славная барыня!
Адвокат: И из этих слов следует, что Владимир Минский не бросил Дуню, что он на ней женился, то есть поступил благородно. И у Самсона Вырина не было причины спиваться.
В. Минский: Ваша Честь. Я хочу сказать, что, как только я увидел Дуню, я влюбился в неё. И поэтому притворился больным, чтобы остаться подольше с ней. И когда я предложил Дуню поехать со мной, она согласилась. Я её не бросил, я на ней женился, поэтому, думаю, что не виноват.
(Все встают).
Судья: Заслушав свидетельские показания и показания прокурора и адвоката, суд выносит приговор.
В смерти отца Авдотьи Самсоновной Выриной Минский виноват.
Судья: Слушается дело по обвинению Авдотьи Самсоновны Выриной в смерти её отца Самсона Вырина. Прошу всех садиться.. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Авдотья Вырина виновата в том, что бросила отца одного. Отец лелеял, любил её очень, заботился о ней, гордился ею. Она была для него единственной радостью, а она уехала с проезжающим гусаром. Ни разу не навестила отца, не прислала какой либо весточки. Отец её спился только потому, что беспокоился за судьбу дочери. Он боялся, что она окажется на улице. Приглашаю в качестве свидетеля ямщика, который отвозил В. Минского и Дуняшу.
Ямщик: Я только могу сказать, что Дуняша всю дорогу плакала, но, видимо, ехала по своей охоте.
Прокурор: Значит из – за бездушия, черствости Дуни умер прежде времени её отец Самсон Вырин. У меня всё.
Судья: Слово предоставляется защите.
Адвокат: Спасибо, Ваша Честь. Прежде всего, я хочу сказать, что моя подзащитная так молода. Ей всего 14 лет. Когда она уехала с Минским, она не думала, что будут такие последствия. Красивая, роскошная жизнь вскружила ей голову.
Ей было не до отца. А после замужества у неё появились дети, и она тем более не могла вырваться к отцу. Я считаю, что Дуняша не виновата.
Судья: Слово Авдотье Самсоновне Выриной.
Дуняша: Я росла с маленьких лет с отцом. Нигде, кроме нашей станции, я не была. Я часто видела проезжающих красивых барышней, дом. Как они богаты! Как красиво одеты! Мне хотелось хоть краем глаза увидеть городскую жизнь. И когда мне представилась возможность, я ни секунды не медля, решила ехать, хотя мне было очень жалко своего отца. Я очень виновата перед ним.
(Все встают)
Судья: Выносится приговор: признать Дуню виновной в смерти отца – Самсона Вырина.
Учитель: суд закончен. Мы пришли к выводу, что в смерти Самсона Вырина виноваты и Минский и Дуня. А почему, как вы думаете, они виноваты?
-Проанализируйте эпизод первой встречи Вырина и Минского. Прочитайте его выразительно. (. “Что сделано, того не воротишь…Он сжал бумажки в комок”).
Учитель: Можно ли считать данное покаяние Минского настоящим?
-Почему от этой встречи наворачиваются слезы у бедного отца.
Ученики: Происходит психологическая схватка между Минским и станционным смотрителем. Минский хотел купить свое благополучие и заглушить работу проснувшейся совести. Деньги, мятые и небрежно врученные смотрителю, оскорбляют его (Вырина) человеческое достоинство.
Учитель: Впервые в русской критике вместе с образом Вырина рождается определение “маленький человек”.
“Маленький человек” – это человек, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами.
Учитель: Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью?
Ученики: Хочет лично увидеть дочь и убедить ее вернуться домой, но и посмотреть ей в глаза, понять, как она без него живет: ест и спит…
Учитель: Как живет его дочь в Петербурге?
Ученики: Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского…Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною”. Она здорова, богата и нисколько не горюет от тех перемен, которые с ней произошли…
Учитель: Сын из библейской притчи вернулся к отцу, А как закончилась история смотрителя?
Ученики: Он умер, так и не дождавшись дочери, не узнав, что же с ней стало.
Учитель: Но в конце повести его могилу посещает какая-то барыня. Найдите в тексте этот эпизод. Кто это? Как она живет, судя по её виду?
Ученики: “Прекрасная барыня, …ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя барчатами, и с кормилицей, и с чёрной моською; и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: “Сидите смирно, а я схожу на кладбище”…Она легла здесь и лежала долго”. Дуня богата, у неё трое “маленьких барчат”, приехала в карете, не жалеет денег.
Учитель: У неё всё есть, почему же она плачет?
Ученики: Она не успела увидеть отца живым.
Учитель: Так кто же оказался счастливее: блудный обнищавший сын из библейской притчи, успевший вернуться к отцу, или богатая, нарядная Дуня? Почему?
Ученики: Библейский герой счастливее, потому что он успел попросить прощения у отца и был прощён, а Дуня всю свою жизнь будет мучиться мыслью, что она предала отца, погубила его.
Заключение.
Учитель: Скажите, к герою какой истории более всего подходят слова из стихотворения А. Городницкого, которые вы видите на доске: “Разрушение отчего дома – как сожжение корабля”? Почему?
Ученики: Эти слова более всего подходят к Дуне, потому что она своим исчезновением разрушила отчий дом.
Учитель: Почему автор сравнивает разрушение родительского дома с сожжением корабля?
Ученики: Уничтожение корабля неизбежно ведёт к гибели всех людей, находящихся на нём. Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого.
Учитель: В роли блудного сына может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло? (Ответы учеников) Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Подумайте о том, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения.
Учитель: Отказ от тех, кто дал нам жизнь, есть грех.
-Прошу всех встать! Мы вместе произнесём клятву, которую, я надеюсь, вы не забудете и будете ей верны.
Любовь к родителям
В душе я сберегу.
Тепло родного дома
Навечно сохраню.
Учитель: Ребята, дома вы должны были нарисовать иллюстрации, посвященные повести «Станционный смотритель», отразить свои впечатления в них.
Учитель: Я думаю, что сегодня на уроке мы многому научились. Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.
Дом.задание: написать мини-сочинения на темы:
1.Родители - самые дорогие люди на земле.
2. За что я хочу сказать спасибо (или прости) своим родителям?
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 78 Kb |
Количество скачиваний: | 3 |