Пермский звериный стиль

Предмет: ИЗО, МХК
Категория материала: Презентации
Автор:
Пермский звериный стиль — своебразное и загадочное искусство, «самый загадочный род памятников Чуди…», самое таинственное во всем «Чудском наследстве», «Пермский звериный стиль — самобытное историческое и художественное явление». Искусство пермского звериного стиля — это в основном искусство изготовления причудливых бронзовых бляшек и других украшений — детище ананьинской культуры, вобравшей в себя как местные художественные достижения кочевнических сибирской и скифской культур. Расцвет этого искусства приходится на ломоватовскую эпоху. . В 1890 году в Перми был создан научно-промышленный музей, в который было передано волеговско-теплоуховское собрание археологических раритетов. Вскоре (после Великой Октябрьской социалистической революции) драгоценная коллекция оказалась под пристальным наблюдением и изучением первого советского уральского археологоа А.В. Шмидта, создавшего в музее археологический отдел и ставшего его первым заведующим. В 1921 году А.В. Шмидт прочел в Пермском университете доклад «Происхождение и развитие некоторых мотивов в искусстве камской чуди», а итоги всей работы по этой теме подвел два года спустя в объемистой рукописи. В сущности все исследование было посвящено пермскому звериному стилю В дальнейшем пермский звериный стиль изучали такие известнейшие советские археологи, историки и этнографы, как А. Сидоров, А. Смирнов, А. Збруев, М. Талицкий, В. Чернецов, В. Чарнолусский, Л. Грибова, В. Оборин. Л. Грибова полагает, что «несмотря на большую литературу по данной проблеме, сущность образов звериного стиля полностью не раскрыта, много в них еще остается загадочного и таинственного, покрытого завесой времени… Основной трудностью в изучении пермского звериного стиля является неразгаданная сущность сложного зооантропоморфного образа, составляющего основу этого стиля… сложные образы составляют сущность пермского звериного стиля и являются его загадкой».   Звериный пермский стиль, вполне естественно, включил в свою орбиту таких зверей и в таких изображениях, каких нет в других звериных стилях. Мировоззренческая орбита стиля настолько широка, что претендует на охват как Земли, так и всей Вселенной. С одной стороны, на бронзовых бляшках в образах животных и человека изображены подземный мир, жизнь на Земле и в небе, прошлое, настоящее и будущее, а с другой стороны в некоторых бляшках воспроизведены Вселенная, смена времен года, движение солнца среди созвездий. И почти везде на бляшках, в центре их собирательный образ человека, иногда весьма сложный — например, в виде человеко-птице-лося  — размышляющий или, наоборот, динамичный, стремительный, шагающий, летящий, бесконечное число раз умирающий, гибнущий и снова возраждающийся к жизни. И этот человек в центре мира не только не стремится выделять себя из окружающей жизни, но, наоборот, всячески подчеркивает свое с ней нерасторжимое единство. Ни в одном зверином стиле мира, кроме пермского, не обнаружено такого многонаселённого животного подземного царства. В обиходе ученых, исследующих проблемы пермского звериного стиля, не случайно появилось устойчивое словосочетание «Подземная Пермь». Нередко исследователи теряются, как назвать непонятных животных, изображенных в самом нижнем этаже бронзовых бляшек. В этих монстрах, напоминающих змей, рыб, ящериц, трудно узнать животных реальноПрошло много десятилетий после того, как были написаны эти слова, и палеонтологи обнаружили в Прикамье и в Приуралье останки ящеров пермского геологического периода именно с такими внешними признаками, которые перечислял Д.Н. Анучин. И значит, встреча чудских народов с этими ископаемыми ящерами произошла гораздо раньше, чем до сих пор предполагалось.   Из разных исторических источников известно, что чудские горняки были непревзойденными геологами. Приведем только две записи академика И. Лепехина, обследовавшего немало медных рудников и слышавшего от горных специалистов везде одно и то же: «жившая тут «чудь» только самую лучшую руду отбирала», или: «лазя под землей наподобие кротов, отковыривала лучшую руду кабаньими клыками». Речь в этих записях идет о добыче медной руды из пермских медистых песчаников. Но именно в медоносных слоях этих же самых песчаников сделаны все гораздо более поздние, современные нам  находки пермских ящеров. Таким образом, можно сделать вывод, что отражение подземного мира на бронзовых бляшках, выполненных в пермском зверином стиле, имеет не выдуманный, а вполне реалистический характер  Интересно, что многие герои преданий и сказок пермских народов свободно опускаются под землю, путешествуют под землей, а иногда и встречаются там с такими чудесами, которые на земной поверхности не увидишь. Нередко подземный мир представлялся подобным земному, но мир ящеров и драконов остался у человечества с тех пор, когда он встречался с их ископаемыми формами накоротке с кабаньими клыками в руках. .
Тип материала: Архив ZIP (zip)
Размер: 2.16 Mb
Количество скачиваний: 1
Просмотров: 145

Похожие материалы