Подробный конспект урока «Правда в пьесе М. Горького "На дне"».

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор:

«Правда в пьесе М. Горького "На дне"».

 

Цели:

Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова. продолжить работу по формированию навыков анализа литературного произведения; умений связной речи.

Воспитательная –  содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся  по отношению к такому понятию как «правда»; создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход; воспитывать "культуру спора".

 

Развивающая –  формирование навыков работы в группе,  публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся, развитие устной речи учащихся, закрепить правила устного выступления.

 

Оборудование: слайдовый материал, компьютер, экран, изображения героев пьесы, портрет М. Горького, карточки для голосования, листы формата А 3.

Методические приемы: учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

 

Ход урока

Каждый, кто любит правду,

 приходит  к свету;

он не боится обнаружить дела свои.

Леви Х. Доулинг

I. Вводно-мотивационный этап.

Объявление темы урока,   постановка                     целей  и  задач  урока

II.  Вступительное слово учителя

После  серии  романтических  произведений,  полных  бунтарских  идей,  Горький  создает  пьесу,  ставшую,   пожалуй, наиболее  важным  звеном  во  всей   философско – художественной  системе  писателя – драму «На  дне» (1902 г.).

Посмотрим,  какие  герои  населяют  «дно» и  как  они  живут.

– Сегодняшний  наш урок я предлагаю посвятить вопросу, который, пожалуй, является основным в пьесе «На дне». Я надеюсь, что произведение, которое было создано почти сто лет назад, не потеряло своей актуальности и по сей день, и мы с вами, думаю, в этом убедимся.
Пожалуйста, обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока, и постарайтесь озвучить тему урока, исходя из содержания данных строчек

(Ключевое слово здесь «правда», поэтому речь, скорее всего, пойдет о правде)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Беседа по содержанию пьесы “На дне”.

В своих произведениях Горький показал, что носителями новой “свободной морали” являются босяки. Написав пьесу “На дне”, писатель выявил разные темы жизненного поведения обитателей ночлежки, а также поставил вопрос о свободе и назначении человека.

Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе.

Проблемные вопросы:

1)Какова была основная тема творчества М.Горького конца XIX – начала XX века?

2)На чём построена сюжетная линия произведения?

3)Дать характеристику героям пьесы?

4)Кто по-настоящему спорит с Лукой: Сатин или сам автор?

5)Пьеса “На дне” является ли новаторским произведением?

6)В чём спасение людей, упавших “на дно” жизни?

7)Какие две проблемы отразились в спорах героев о человеке, жизни, которые подняли проблему гуманизма?

-В начале XX века основной темой своего творчества М. Горький выбирает тему разоблачения пороков капиталистической деятельности. Пьеса “На дне” является протестом против социальных порядков и неукротимым призывом к другой справедливой и свободной жизни.

Сюжетная линия пьесы.

-В основе пьесы лежит острый социальный конфликт: противоречие между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением; противоречие между массами и самодержавными порядками помещичьей России, которые низводят людей до трагической участи бродяг.

4.Характеристика героев.

Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя и типичными. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения.

Лука

Пожилой человек (60 лет), странствующий проповедник, который всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!” Лука — личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Он ни во что не верит, но ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.

Сатин

Безработный мужчина (40лет). Он любит непонятные, редкие слова, т.к. раньше служил в телеграфе, много читал и был образованным человеком. Герой выражает авторскую позицию, он далек от философии христианского терпения, для него есть одно гордо звучащее слово — человек, который “за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он свободен”. Яснее других понимает социальную несправедливость. Он утверждает, что человеку нужна правда, какая бы она ни была!

Костылёв и Василиса

Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылёва (54г.), одного из "хозяев жизни", который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса (26л.) своей безнравственностью, в ней “нет души”, она “жадная до денег”.

Васька Пепел

Молодой человек (28лет) - потомственный вор, жаждущий правильной жизни, он желает стать честным и порядочным человеком, т.к. на жизнь, Пепел зарабатывает нечестным трудом, он хочет всё это исправить. Васька мечтает о вольной жизни в Сибири. И думает, что, женившись на Наташе, получит желаемое. Но в итоге, убив Костылёва, попадает в тюрьму.

Наташа

Наташа – 20 лет, сестра Василисы. Тихая, добрая девушка. Она полна страстных мечтаний о будущем. Наташа хочет уйти из ночлежки, выбраться с этого “дна жизни”, но не может. Наташу хотят выдать замуж за Пепла, но девушка понимает, что ничего хорошего из этого не выйдет. Ведь Васька плохо обошёлся с её сестрой, значит и с ней он может поступить также. Замуж она так и не вышла, т.к. после побоев сестры попадает в больницу, а оттуда уходит в неизвестном направлении.

Барон и Настя

Настя – молодая девушка, (20лет), страстно желающая большой, настоящей любви. Правда, её мечты у окружающих вызывают злобную насмешку. Даже её сожитель Барон подшучивает над ней. Настя страдает от своей безысходности и всё хочет уйти на край света.

Барон (33г.) – единственный человек, не имеющий иллюзий об освобождении. Но у него есть ниточка: “Всё в прошлом!” Если ничего нет впереди, так хоть что-то есть позади. Барон часто вспоминал о своём происхождении (старая фамилия, дома в Москве и Петербурге, кареты с гербами и т.д.). Но Настя издевается над ним, говорит, что ничего этого не было. “Понял, какого человеку, когда ему не верят?”

Клещ и Анна

Андрей Митрич (40л.) – слесарь, мечтает о честном труде. Он больше всех надеется вырваться из этой ямы (“Вылезу… кожу сдеру, а вылезу!”), что это не конец, а временное падение. Клещ думает, что после смерти жены, его жизнь станет легче. Её смерти он ждёт, как освобождения!

Анна (30л.) – его жена, тяжело больна, при смерти. Считает себя самой несчастной женщиной. Она раздавлена жизнью, полна страдания и никому не нужная.

Актёр

В прошлом был известным актёром, но вскоре опустился, спился и даже забыл своё имя! Он часто поглощен воспоминаниями о своей уже прошлой славе. Единственная его мечта, найти город, о котором рассказывал Лука, где есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Ведь он всё ещё надеется вернуться на сцену. Но узнав, что нет никакой “праведной земли” и лечебницы нет, актёр кончает жизнь самоубийством, т.к. не может перенести крушения своей последней надежды.

-Кто же действительно спорит с Лукой?

-По-настоящему спорит с Лукой не Сатин, а сам автор пьесы. Именно Горький показывает, что спасительная ложь никого не спасла, что вечно жить в плену иллюзий нельзя, а выход из них и прозрение всегда трагичны, а главное - что человек, живущий в мире утешительной мечты, убаюкивающего обмана, примиряется со своей убогой, беспросветной реальной жизнью.

-Пьеса “На дне” - новаторское произведение?

-Пьеса М.Горького - новаторское литературное произведение. В центре ее - не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни.

-В чём же спасение людей, упавших на “дно”?

-М.Горький предлагает читателям два возможных ответа на этот вопрос:

1) уйти в мир иллюзий и обмануть себя (но ложью можно только усугубить положение отверженных людей)

или

2) бороться с социальной несправедливостью (но способных борцов “на дне” нет. Самое большое на что они способны, это вырезать правду – правду о человеке!)

-Две основные проблемы в пьесе:

философская проблематика отразилась в спорах героев о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма:

проблема человека;

проблема правды

Вывод.

-Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества, выбрасывающего людей “на дно”.

Нет, и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу.

Литература

 

– Да, речь пойдет о правде, но правда бывает разная – частная, житейская, для себя, а бывает – мировоззренческая, т.е. она лежит в основе жизненных принципов человека. Мы сегодня поговорим о последней. На предыдущем уроке вы  получили задание: представить троих героев пьесы – Сатина, Луку, Бубнова по следующему плану:

Значение имени, фамилии героя для понимания его образа.

Как оказался в ночлежке?

Как относится к окружающим?

Отношение к «правде».

– Последний пункт, конечно, самый важный, я надеюсь, вы уделили ему особое внимание.

II. Актуализация опорных знаний

1) Обратите, пожалуйста, внимание на данные изображения. Я предлагаю их использовать в качестве эмблем для ваших творческих групп. Вы должны выбрать свое изображение и, конечно, объяснить свой выбор (Приложение 1, Презентация, слайд №  3).
Итак, у нас три творческие группы, представляющие правду Луки, Сатина, Бубнова.  Но это не значит, что вы на самом деле придерживаетесь точки зрения  ваших героев. В течение урока вы можете передумать. У каждого из вас есть карточка для голосования, которую вы можете отдать тому герою, чьи жизненные принципы вы поддерживаете. Можете не голосовать ни за кого, но при этом вы должны объяснить свою позицию.
А сейчас прошу подойти по одному представителю из группы, кто хорошо рисует.
(Учащиеся получают задание: создайте схематичный рисунок под названием «Возможный выход  для нашего героя»)

2) Главное  правило урока литературы: нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения. Предлагаю вам маленькую разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому она принадлежит. Руководители групп отмечают на «Оценочном листе» правильные ответы (Приложение 2).

«На что совесть? Я не богатый».  (Бубнов)

«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…»  (Лука)

«Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер)

«Мало знать, ты понимай…»  (Наташа)

«Надоели мне, брат,  все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин)

«Разве доброту сердца  с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ».  (Костылев)

«Любить живых надо, живых».  (Лука)

«Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов)

«Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»   (Сатин)

(Учитель комментирует уровень знания текста)

– Перед тем, как предоставить слово первой творческой группе, напоминаю главное правило публичного выступления: «Краткость – сестра таланта», выступления должны быть лаконичными и по существу.

III. Выступление учащихся

Все выступления проходят по одной схеме: защиту жизненных принципов героя организуют два ученика.  Первый представляет героя, а второй говорит от имени самого литературного персонажа, используя в своей речи цитаты из текста. Далее следует по одному вопросу от групп-оппонентов.

Выступление первой группы.  «Правда Сатина»

 «Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не  унижать его жалостью…»

«Что такое правда? Человек – вот правда!»

«Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» (Презентация, слайд № 4).

Выступление второй группы.  «Правда Бубнова»

«На что мне совесть? Я – не богатый!»

«Люди все живут… как щепки по реке плывут…»

«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»

«Все люди на земле лишние…»

«Все сказки» (Презентация, слайд № 5).

Выступление третьей группы.  «Правда Луки»

«Христос всех жалел и нам велел».

«Во что веришь, то и есть…»

«Человек – все может… Лишь бы захотел…»

«…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»

«Любить – живых надо…живых…»

«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…» (Презентация, слайд № 6, Приложение 3).

(Учащимся предлагается проголосовать за правду одного из героев, объяснить свой выбор, руководители групп оценивают выступавших)

IV. Ролевая игра 

– Ребята, сейчас я предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. Перед вами девушка, которая всегда училась на «4» и «5», и вдруг сдала ЕГЭ по русскому языку на «2». Помогите ей, исходя из вашего образа, пережить этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей, действительно, помогли.

 (Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать  людей не могут и не хотят, ребята должны проговорить это, если, конечно, поняли жизненную позицию своих героев до конца).

V. Представление рисунков

– А сейчас самый ожидаемый момент урока. Мы, как люди молодые, динамичные, уверенные в завтрашнем дне, представим возможный выход для наших героев из того тупика, в котором они волею судьбы оказались.

(Художники из каждой творческой группы представляют результаты задания, которое они получили в начале урока)

VI. Подведение итогов

– Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у каждого человека своя (Презентация, слайд № 7).   Возможно, вы в своем возрасте еще не решили, каких жизненных принципов вы будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор. Спасибо за работу.

 

 

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами попробуем отойти от общепризнанного взгляда на образ одного из главных героев пьесы.

Лука, конечно, может вызывать самые различные чувства. А ведь известно, что только "заметные" люди заставляют говорить о себе. Лука:Какой он на самом деле? Вопрос о правде и лжи , бесспорно, очень сложный. Часто непросто увидеть границу между этими нравственными категориями. Вот поэтому он до сих пор остаётся открытым. Прежде чем оправдывать или осуждать этого героя, давайте вспомним, что говорил сам автор о своём персонаже. (Ученик зачитывает слова А.М. Горького о пьесе: "В наши дни утешитель может быть показан на сцене театра только как фигура отрицательная и комическая")

Ребята, такую оценку Луке писатель дал спустя много лет после написания произведения. Считают ли так те люди, с которыми познакомился Лука?

Итак, обратимся к тексту.

1. В какой обстановке живут герои, к которым скоро придёт Лука? ("Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой:Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату - нары Бубнова. В левом углу - большая русская печь; в левой - каменной стене дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены - широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом.

Везде по стенам - нары:Посредине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, всё - некрашеное и грязное").

2. Обратите внимание на экран. Перед вами этот подвал. Что поражает особенно?О чём может думать человек, находясь в таких условиях и понимая, что идти ему некуда?(Учащиеся высказывают своё мнение).

3. Какой вывод можно сделать из сказанного вами? Да, в подвале, похожем на пещеру, под тяжкими каменистыми сводами в тюремном полумраке костылёвской ночлежки влачат жалкое существование убогие личности - обитатели дна, социальной помойной ямы, куда общество безжалостно сбрасывает отработанный человеческий материал.

4. Как вы думаете, насколько обосновано появление Луки в ночлежке?Можно ли утверждать, что к этому моменту у этих людей сформировалась система взглядов?

5. В чём уверен Пепел? (акт 1: "А куда они - честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести: Честь, совесть тем нужна, у кого власть да сила есть:").

6. Что говорит Бубнов о совести? (акт 1: "Чего-о? Совесть? На что совесть? Я - не богатый:Ну, здесь этого (совести) никто не купит. Вот картонки ломаные я бы купил:).

7. Найдите эпизод, когда Лука появляется впервые? (акт 1: "Доброго здоровья, народ честной!. . . Мне - всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха :все - чёрненькие, все прыгают:так-то. )

8. Что можно сказать об этом человеке?(Неприхотлив, способен быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми, добрый, уважает всех людей: "Старику - где тепло, там и родина").

9. Можно ли по отдельным репликам героя понять его жизненную позицию? (Учащиеся находят высказывания Луки и приходят к определённым выводам: он очень быстро приспосабливается к ситуации, "прогибается"под обстановку).

10. Что именно располагает к нему собеседников? (Умение подобрать нужные слова;использование пословиц, поговорок, слов, которые несут позитивный заряд).

11. . Помогло ли это Луке заставить обитателей дна быть услышанным? (Старшеклассники приводят отрывки разговора Луки с обитателями ночлежки:диалог с Наташей (акт 3); с Анной (акт 2); с Актёром (акт 3).

12. Как Лука объясняет свою доброту? ("Мяли много, оттого и мягок"(смеётся дребезжащим голосом).

13. . Верите ли вы в искренность слов старика? (Учащиеся обосновывают своё мнение примерами из текста: одни убеждены в том, что старик не мог быть откровенным , так как его речь практически не имеет логического завершения, он как бы не договаривает, обрывает фразу. Другие же , наоборот, уверены в искренности Луки: нечестные люди не могут проникнуться уважением к тем. кому необходима помощь).

14. Правильно ли , на ваш взгляд, вёл себя Лука в разговоре с умирающей Анной? Помог ли он ей? (акт 2)

15. Что вы думаете по поводу разговора Луки и Актёра о лечении алкоголизма? Случайно ли старик не называет город?

Каков итог разговора? (акт 3) Виноват ли Лука в смерти Актёра? (Мнения учеников разделились).

16. Ребята, а верит ли сам Лука в то, во что призывает поверить других?

17. А зачем ему это надо? Как он сам это объясняет? ("Надо:кому-нибудь и добрым быть:жалеть людей надо. Христос всех жалел и нам так велел").

18. Как вы считаете. нужен ли человеку Лука (не персонаж), а человек, который хотя бы на короткое время может подарить надежду?

19. Помог ли Лука реально кому- либо из обитателей ночлежки? (Никому, кроме Анны. Актёр кончает жизнь самоубийством, Пепел оказывается в тюрьме, Наташа пропала).

20. Но хоть что-нибудь изменилось в ночлежке? (Именно после ухода Луки Сатин произносит монолог о том, что такое Правда и кто такой Человек). Ребята смотрят видеоролик (монолог Сатина). Сатин понял, положительную роль Луки:

"Он:подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету:).

21. Ребята, так почему же всё-таки Лука не остался с теми, кого смог пожалеть? Можно его поступок назвать бегством?

(Видимо, понимал, что помочь этим людям нельзя;был слишком мягким человеком или пошёл туда . где его ждали такие же обитатели дна, не умел решать проблемы, учил только сглаживать их, был проповедником утешительной лжи. Да, это бегство:нельзя бросать людей в самый трудный момент. Раз взялся им помочь-помогай до конца. Не хотелось, чтобы на моём пути встречались такие добренькие, миленькие и подающие очень радужные надежды).

Учитель: Лука утверждал, что он любит всех. А возможно ли любить всех?Я думаю, вопрос остаётся открытым. Сегодня на уроке мы услышали самые различные мнения о Луке, его жизненной позиции, мировоззрении и почувствовали, что Лука -далеко не простой персонаж. И в критической литературе мнения о Луке также расходятся. Обратите внимание на экран.

Перед вами 3 мнения о герое нашего урока:

1) Лука - вечный, неуёмный странник, искатель истины (трактовка МХАТа);

2) Лука - беглец, он пассивен, он успокаивает человека лишь на время, подавляя активное начало. Лука - приспособленец. (И. Анненский);

3) Лука - апостол (Мережковский).

Вы можете быть сторонником любой точки зрения. Существовать может любое мнение: каждый думает по-своему.

Надо только уметь отстоять свою позицию.

Спасибо всем за активное участие в обсуждении данной темы. Приятно отметить, что многие из вас достаточно аргументированно, обоснованно. соблюдая все правила этикета по ведению дискуссии, могут доказывать свою точку зрения.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по теме "Какая точка зрения мне близка и почему?"

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ

1 стадия ВЫЗОВ

роль учителя

- актуализация знаний;

1. направляющая;

- актуализация учащихся;

2. организующая;

- пробуждение интереса;

3. координирующая;

- создание интеллигентной опоры.

 

2 стадия ОСМЫСЛЕНИЯ

- умение формулировать свои мысли;

4. мотивирующая;

- эмоциональное включение.

5. катализатор;

3 стадия РЕФЛЕКСИЯ (РАЗМЫШЛЕНИЯ)

- корректировка и систематизация знаний. 6. фиксирующая.

МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вступительное слово ведущего. Звучит называние темы и целей мероприятия, напоминание о правилах проведения дискуссии, знакомство с главными героями.

Оппонентами являются учащиеся, которые представляют главных героев пьесы М.Горького “На дне” Луку и Сатина (желательно, чтобы учащиеся были в театральных костюмах)

Мероприятие делится на три этапа.

этап. Свою точку зрения высказывают главные герои, сначала литературную, затем личную.

этап. Свои вопросы главным героям задают участники дискуссии, находящиеся в аудитории.

этап. Все участники высказывают с

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 226.5 Kb
Количество скачиваний: 113
Просмотров: 301

Похожие материалы