Права мужчин и женщин в истории семейного права.
Предмет: | Обществознание |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Карамова Светлана Владимировна
|
В одной крестьянской семье муж периодически поколачивал жену. Она, как водится, убегала, причитая так громко, чтобы соседи слышали. Однажды подросший сын вступился за мать и, демонстрируя свою силу, согнул в дугу железную кочергу. Это вызвало очередной скандал: сын не мой – нагуляла. А жена, без особых усилий расправляя руками кочергу, спокойно говорит: «Да твой он, твой, просто в нашу породу пошел».
Правда это или вымысел, не важно. Важно то, что на всем протяжении своего существования семья прежде всего основывалась и держалась на традициях, хороши они или плохи с точки зрения современного человека. С появлением государства, а, следовательно, и законодательства, возникает «семейное право», свидетельствующее о том, насколько важное значение имеет для государства институт семьи и брака.
Семейное право существует и развивается уже на протяжении многих веков. Оно изучено и описано учеными-правоведами.
Цель моей работы – провести временные и пространственные параллели в области семейного права и проанализировать права мужчин и женщин в истории семейного права, а также доказать, что институт семьи и брака не утрачивает своего значения с течением времени.
С появлением государства ив обществе в целом, и в семье отношения между мужчинами и женщинами стали строиться по формуле «власть - подчинение». Мужчины, начав превалировать над женщинами в публичной сфере, тем самыми приобрели власть и в области семьи.
В древнем Риме домовладыка первоначально имел в одинаковом подчинении всё, находящееся в его доме, как лица, так и вещи. Жена передавала всё свое имущество мужу, входила в его семью.
С течением времени происходит ослабление власти домовладыки над членами семьи. В юстиниановом праве муж и жена принципиально равноправны. Из патриархального союза семья начинает превращаться в союз, члены которого несут взаимные обязанности и имеют взаимные права.
Однако главенство в брачном союзе принадлежит мужу: жена получает имя и сословное положение мужа, она должна относиться к мужу с почтением и оказывать ему услуги.
Развод первоначально был совершенно свободен и допускался как пo взаимному соглашению, так и в виде одностороннего отказа одного из супругов от продолжения брака. В позднейшем праве это было запрещено Юстинианом. Односторонний развод был дозволен только пo уважительной причине, одной из которых являлось любодеяние.
Однако нарушение верности дает женщине основание для развода и изменяет в ее пользу правила о возврате приданого. Если же виновна жена, то против нее и ее сообщника наказание – смерть.
В России до принятия христианства отношения между супругами во многом зависели от формы брака. При похищении невесты она становилась собственностью своего мужа. При заключении брака с приданным между женихом и родственниками невесты возникали отношения между женихом и этими родственниками, которые несколько ограничивали власть мужа. Хотя власть мужа была еще очень велика, появляются первые признаки наделения жены личными правами. На Руси муж никогда не имел права жизни и смерти в отношении своей жены.
Развод в тот период производился свободно, причем в браке с приданым инициатором развода могла быть и женщина.
Согласие невесты на брак не имело большого значения. Справедливости ради надо заметить, что в традиционных обществах и согласия жениха родители спрашивали не всегда.
С принятием христианства на Руси стало действовать собрание византийского семейного права, дополненное русскими князьями, которое получило название Кормчей книги.
Взаимное согласие на вступление в брак по церковным законам было необходимо, но в действительности согласие невесты практически никогда не спрашивалось.
Расторжение брака все более усложнялось. Основным поводом к разводу являлось прелюбодеяние. Право развестись с неверной женой признавалось за всеми. Муж же считался совершившим прелюбодеяние, только если он находился в связи с замужней женщиной. В допетровский период еще был возможен развод по обоюдному согласию супругов.
Личные отношения между супругами с принятием христианства также меняются. Замужняя женщина рассматривается уже не как имущество мужа, а как относительно самостоятельное лицо. За убийство жены муж подвергался наказанию, а убившая жена, живой закапывалась в землю. Муж мог заложить жену, предоставив залогодержателю право пользоваться предметом залога.
Во многом аналогичная картина была характерна для правового положения замужней женщины и в царской России. В основе взаимоотношений между супругами до петровских времен лежало требование, сформулированное в уложении правил семейной жизни под названием «Домострой»: «жена да убоится мужа своего»; содержал этот свод законов и формы наказания, которым мужья могли подвергать непослушных жен.
Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права. Решающее значение стало придаваться добровольному вступлению в брак.
Брак мог быть признан недействительным при совершении его в результате насилия или при сумасшествии одного или обоих супругов.
Развод в период империи становился все менее свободным. Бракоразводный процесс осуществлялся теперь только в суде. Решающее значение придавалось наличию доказательств, которыми, например, при прелюбодеянии, являлись показания двух или трех очевидцев.
Личные права и обязанности супругов в период империи также претерпели существенные изменения. С восприятием европейских форм жизни изменилось положение женщин в обществе. Власть мужа, формально сохранившаяся до 1917 года, приобретает более цивилизованные формы. Начиная с XVIII века, жена получала право требовать судебного разлучения за жестокое обращение.
Место жительства супругов определялось по месту жительства мужа. Жена обязана была следовать за ним, иначе она могла быть водворена в дом мужа принудительно.
С петровских времен приданное жены рассматривается как раздельное имущество, которым муж не может даже пользоваться.
Право на содержание признавалось только за женой, которую муж был обязан содержать. Эта обязанность прекращалась, если жена не выполняла свои супружеские обязанности, в частности отказывалась следовать за мужем.
Проблема семьи как социального института стала интересовать общественное мнение развитых стран лишь на рубеже XIX и XX веков. Толчок в этом направлении дала Французская Революция. Декларация прав человека и гражданина, а вслед за ней и Гражданский кодекс Наполеона позаботились о максимальной централизации семейного имущества в руках одного лица - главы семьи, которым был законодательно объявлен муж - от него зависело - разрешить ли жене работать по найму или нет, он становился собственником заработанных женой денег, распределителем денежных сумм и иного имущества, входившего в приданое жены или полученного ею в наследство.
На аналогичной позиции стояло и английское право, перенесенное впоследствии в США. Муж и жена рассматривались как некое правовое единство. Это означало, что вступая в брак, женщина теряла статус самостоятельной личности.
В XIX - XX веках общим стало утверждение, что в человеческом обществе мужчина всегда занимал, и всегда будет занимать главенствующее положение.
Октябрьская социалистическая революция ликвидировала институт главы семьи. В числе первых декретов Советской власти были изданные в декабре 1917 г. Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг, а также Декрет о расторжении брака. Этими декретами были отменены действовавшие до революции законы, ставившие женщину в неравноправное положение с мужчиной в семье в отношении детей, в правах на имущество, при разводе.
В современном обществе все явственнее наблюдается тенденция к утрате семейных ценностей. Тем не менее, главными функциями семьи остаются репродуктивная и воспитательная. Для ребенка семья - это модель общества, главный социальный адаптер. Здесь он должен получить опыт общения с представителями разных поколений и обоих полов.
В 1994 году Государственной Думой РФ была создана рабочая группа по подготовке последнего Семейного кодекса, который был принят Госдумой РФ 8 декабря 1995 года.
Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.
Учащимся 8-9 классов нашей школы мы предложили анонимно ответить на несколько вопросов, причем интересовали нас только полные семьи. Оказалось, что из 89 отвечавших на вопросы только 60 воспитываются в полной семье. И вот какие результаты мы получили.
Практически ни у кого не вызывает сомнения, что глава семьи папа. И вот первое несоответствие: на вопрос, чье мнение в конечном итоге становится решающим, 80% ответов - мамино. При этом недальновидные женщины (обратите внимание - их немного) добиваются своего при помощи скандала или шантажа. Умная женщина прибегает к разумным доводам или хитрости. Думаю, что умом и хитростью женщины во все времена компенсировали несправедливость своего положения в отношениях с мужчинами. При этом мужчина, как правило, понимает, что «мы подумали, и ты решила», главное – сохранен авторитет главы семьи.
О том, что полного равноправия в семье не существует до сих пор, свидетельствуют ответы на вопросы 4 и 6 категорий. В большинстве семей работают и папа, и мама, однако хозяйственные заботы ложатся преимущественно на женщину.
Что касается бюджета семьи, этот вопрос вызвал наибольшие трудности: например, папа не работает, но распоряжается бюджетом семьи или папа временно не работает, мама домохозяйка, но распоряжается бюджетом семьи. И это, к сожалению, не единичный случай. В царской России содержание жены и детей вменялось мужчине законодательно, в Советской России существовала статья за тунеядство. Сегодня и мужчина, и женщина наделены равными правами, в том числе и правом на труд. К сожалению, иногда взрослые, пользуясь правом не работать, снимают с себя ответственность за остальных членов семьи.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 78.18 Kb |
Количество скачиваний: | 7 |