Презентация к уроку "Лоскутное шитье" (5 класс)
Предмет: | Технология |
---|---|
Категория материала: | Презентации |
Автор: |
Киргизова Наталья Юрьевна
|
Цели урока:
- формирование навыков составления схемы узора для оформления декоративной подушки и изготовление шаблонов при помощи ПК.
Задачи:
Образовательные: – расширение представлений учащихся об истории возникновения и развития лоскутного шитья;
– пропедевтика понятий «печворк», «квилт», «текстильная мозаика», «текстильный коллаж»;
– изучение основных техник выполнения лоскутного шитья («шахматка», «изба», «колодец», «мельница»);
– формирование навыков работы по составлению цветовых композиций.
Развивающая – развитие креативных способностей и эстетического вкуса учащихся при изготовлении декоративных подушек.
Воспитательная – воспитание чувства ответственности, аккуратности эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность, точность.
Оборудование урока:
· таблица цветового круга;
· инструкционные карты;
· образцы изделий декоративно-прикладного искусства
· ПК
Тип урока. Интегрированный.
План урока
I. Организационный момент1. 1. Приветствие
1.2. Отметить отсутствующих учащихся.
1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Изучение нового материала .
2.1Сообщение темы урока 2.22.2 Изучение нового материала: 2.2.1.Сообщение учащихся об истории лоскутного шитья. 2.2.2. Сообщение учащейся о видах лоскутного шитья сегодня. 2.2.3. Цветоведение2.2.4. Рассказ учителя технологии об орнаменте.
III. Физкультминутка.
IV. Практическая работа
4.1Вводный инструктаж. 4.2 Индивидуальная работа учащихся. Текущий контроль учителя за работой учащихся. 4.3Творческий отчет по итогам работы.Учащиеся делятся на две группы и выполняют практическую работу.
Практическая работа: выполнить орнамент на большом листе картона по образцу цветового круга Гете, соблюдая цветовую гармонию.
V. Подведение итогов урока. 5.1Обобщение изученного материала. 5.2Выставление отметок. 5.3Домашнее задание.Ход урока
I. Организационный момент1. 1. Приветствие
1.2. Отметить отсутствующих учащихся.
1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Изучение нового материала .
М. Федоренкова
С полки бабушка достала
Непростое одеяло:
Развернул его я... Ах!
Всё в цветастых лоскутках!
Разлетелись лоскутки,
Точно это мотыльки:
Желтый, красный, полосатый,
Фартук, галстуки, халаты,
Занавески, покрывало -
Что здесь только ни бывало!
Вот, букетик васильков
На одном из лоскутков.
Вот, зеленый, мягкий самый -
Лоскуток от платья мамы!
Рядом с ним (случайно вдруг...)
От моих парадных брюк,
Чтоб я помнил каждый раз,
Что с гвоздем в заборе лаз!..
А вот этот лоскуток
Выцвел вдоль и поперёк,
Он за много-много лет
Потерял свой прежний цвет.
Вот, еще один, большой;
Полюбуйтесь, он какой -
Треугольный, из фланели,
Мой любимый, в самом деле.
Ох, какое одеяло!
Все секреты рассказало;
Лоскуточек к лоскутку,
Уголочек к уголку!
Итак, тема сегодняшнего урока “Лоскутное шитьё – неиссякаемый источник творчества”.
Цель нашего урока:
- формирование навыков составления схемы узора для оформления декоративной подушки;
- изготовление шаблонов при помощи ПК.
2.2.1 Изучение нового материала (демонстрация презентации)Чтобы познакомиться с истоками лоскутного шиться девочкам было дано опережающее задание: Подготовить сообщение об истории лоскутного шитья.
Сейчас внимательно послушайте рассказ и постарайтесь ответить на вопросы, представленные на доске:
ü Что способствовало возникновению лоскутного шитья?
ü В какой среде (городской или крестьянской) лоскутное шитье появилось раньше и почему?
ü Когда в России начали складываться традиции лоскутного шитья?
Рассказ учениц.
1 ученица:
Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.
Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.
2 ученица:
Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Лоскутные одеяла, коврики-кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани, так же как расписные прялки, резные туеса, вышивка, наполняли быт и радовали глаз.
Традиции лоскутного шитья в России начали складываться в XIX в., когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. В крестьянском быту у лоскутного одеяла преобладала утилитарная функция, оно служило главным образом защитой от холода. В то же время в некоторых областях России традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого. Лоскутное одеяло принято было дарить на рождение ребенка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность.
Учитель:
- Спасибо, девочки.
- Кто ответит на заданные вопросы?
(Ответы учащихся).
Учитель технологии:
Хорошо, по вашим ответам мы поняли, что вы внимательно слушали выступление ребят.
- А как вы думаете, продолжает ли существовать и развиваться лоскутное шитье в наши дни?
(Ответы учащихся)
Правильно, и в наше время много людей занимается лоскутным шитьем. Их называют лоскутницами. Они создают великолепные изделия. Давайте посмотрим их работы, которые представлены на слайде.
2.2.2 Как вы уже, наверное, поняли из представленных работ, существуют различные виды лоскутного шитья.
Рассказ ученицы
Существует большое разнообразие приемов работы с лоскутками. К наиболее распространенным относятся: пэчворк, квилт, текстильный коллаж и текстильная мозаика.
Пэчворк.В переводе с англ. яз. «Patch- work»- лоскутное изделие. Изделия собирают из кусочков ткани разных расцветок.
Квилт. В переводе с англ.яз. «квилт» - стеганое одеяло. Является разновидностью печворка и отличается от него тем, что обязательно имеет 3 слоя: верх, собранный из лоскутков, прокладку и подкладку. Все 3 слоя обязательно простеганы.
Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определенный рисунок.
Текстильная мозаика - орнамент, выполненный из отдельных, подогнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва «зигзаг».
- В чем же заключается подготовка к работе? (презентация)
2.2.3 Цветоведение
Для того чтобы создать красивый орнамент необходимо правильно подобрать лоскутки по цвету.
Все существующие в природе цвета принято делить на две группы:
- Хроматические (цветные, окрашенные) – все цвета и оттенки спектра (Основные - красный, желтый, синий);
- Ахроматические (бесцветные) – белый, черный и все переходы серого.
Ахроматические цвета характеризуются только степенью их светлоты, т.е. могут быть светлее или темнее.
В группе хроматических цветов различают теплые и холодные цвета. Деление их условно. Теплые цвета связываются с представлением об огне, свете – это красный, оранжевый, желтый и все оттенки этих цветов, а холодные – с представлением о воде – синий, голубой, зелено – голубой.
Хроматические цвета имеют три основных свойства: цветовой фон, светлоту и насыщенность.
Цветовой тон – основная характеристика цвета, термин для обозначения цветности, определяющий оттенок цвета ( красный, синий, желтый, желто-зеленый). Существует много цветовых тонов, значительно больше, чем для них придумано названий. Развитый человеческий глаз способен различать до 360 оттенков цвета.
Светлота – это большая или меньшая близость к белому цвету. Чем дальше от темного, тем большую светлоту имеет цвет. Темные цвета получают в результате смешения с черной краской, а светлые с белой.
Насыщенность – это сила выражения цветового тона. Чем больше краски в красителе, тем насыщеннее цвет и наоборот.
2 ученица
Соединяя различные цвета, используют в основном два приема:
Сочетают контрастные цвета или родственные. Вот здесь и приходит на помощь цветовой круг – остроумное изобретение, помогающее увидеть все основные цвета, собранные вместе.
Круг иногда делят для удобства на 6, 12, или 24 сектора, но цветовая последовательность всегда одна и та же.
Примером родственного сочетания цветов могут служить оттенки цвета любого из секторов, скажем, красного. Оттенков – множество: от ярко-красного до светло-розового. Все они прекрасно смотрятся, плавно переходя один в другой («раскат» цвета).
Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный – зеленый; оранжевый – синий; желтый – фиолетовый. Они оказавшись по соседству (один «теплый», а другой «холодный»), становятся более насыщенными и усиливают яркость друг друга.
Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный – желтый – синий; зеленый – фиолетовый – оранжевый и т.д. Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, и не стоит их соединять вместе, к примеру, красный с оранжевым. Дисгармонию можно уменьшить, если использовать дополнительный нейтральный, скажем, между красным и оранжевым ввести немного черного, а между желтым и оранжевым – серый.
А теперь несколько рекомендаций, к которым следует прислушаться.
1. При электрическом свете под желтыми лучами лампочки цвета становятся «теплее». Поэтому подбирать лоскуты для изделия нужно при одинаковом освещении, лучше при дневном.
2. Наиболее удачный вариант сочетания пестрой и однотонной ткани, если гладкоокрашенная ткань повторяет одну из красок пестрой.
3. «Растяжка» или «раскат» цвета – это его плавный гармоничный переход в одной цветовой гамме, например, от светлого к темному или наоборот. Пользуясь этим приемом в лоскутном шитье, используют гладкокрашеные ткани, а также с мелким рисунком.
4. Не следует располагать рядом « теплые « и «холодные» тона одного и того же цвета, скажем, зеленый с желтизной и зеленый с синеватым оттенком.
5. Осторожно работайте с белыми и черными лоскутами. Белый цвет в изделии буквально «кричит», заявляя о себе, черный же, наоборот, «проваливается» среди пестроты. Используйте эти цвета в отделках: бейках, кантиках.
III. Физкультминутка.
IV. Практическая работа.
Задание к практической работе.
-Сейчас вам необходимо:
1.Составить свою схему орнамента для оформления декоративного изделия.
2.Выбрать шаблоны по цвету и структуре из представленных образцов.
3. Выполнить орнамент на большом листе картона по образцу цветового круга Гете, соблюдая цветовую гармонию.
Самостоятельная работа учащихся.
Текущий инструктажа) Целевые обходы рабочих мест учащихся:
· организация рабочего места, культура труда;
· соблюдение правил техники безопасности;
· правильность выполнения приёмов и качество работы;
· степень самостоятельности;
· правильность использования технологической документации.
V. Учитель технологии:
- Теперь когда орнаменты готовы , давайте составим из них узор. Что у нас получилось?
Что же такое орнамент? (ответы учащихся)
Учитель технологии:
-Это слово произошло от латинского «ornamentum», то есть «украшение».
Орнамент – это последовательное повторение отдельных узоров или группы узоров (запись в тетради).
Орнамент состоит из ритмически повторяющихся элементов (мотивов) или нескольких элементов, которые называются рапортом (это название пришло к нам из Франции и обозначает повторяющуюся часть рисунка).
Для закрепления понятий работа на доске:
Вам представлен орнамент, с выделенным рапортом. Вам необходимо назвать элементы и мотивы орнамента.
В зависимости от изображенного мотива можно разделить все орнаменты на несколько видов.
· Растительный орнамент, или фитоморфный, разрабатывается на основе изображения деревьев, листьев, ветвей, травы, цветов, плодов. Можно сказать, что это стилизованное изображение флористических элементов.
· Животный орнамент, или зооморфный, складывается из стилизованных фигур птиц, животных, насекомых.
· Человекообразный орнамент, или антропоморфный, изображает фигуру человека целиком или отдельные части тела: руки, голову, ноги.
· Геометрический орнамент составляется из повторяющихся сочетаний геометрических элементов. Для него характерно наличие ломаных линий и прямых углов.
· Меандровый орнамент составляется из непрерывных ломаных линий. В принципе, это разновидность геометрического орнамента, но она отличается большей плавностью элементов. В меандровом орнаменте могут использоваться спиралевидные, дугообразные элементы.
· Шрифтовый орнамент представляет собой стилизованное изображение надписей, различных видов шрифтов. Это типичная вязь.
Выбор орнамента зависит от характера и расположения композиции.
Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.
Поскольку узоры могут иметь разную форму и по-разному размещаться на полотне, это также позволяет выделить несколько видов орнаментов.
· Ленточные орнаменты имеют вид полосы. Направление ленты может быть совершенно произвольным.
· &
Тип материала: | Презентация Power Point (pptx) |
---|---|
Размер: | 2.02 Mb |
Количество скачиваний: | 142 |