Творческий проект «Растяжка из фетра»

Предмет: Технология
Категория материала: Презентации
Автор:

МБОУ СОШ №7 города Георгиевска Ставропольского края

Творческий проект

«Растяжка из фетра»

Выполнила: учащийся 9А класса МБОУ СОШ №7

Холманских Ангелина

Руководитель:

учитель технологии

Ерёмина Людмила Николаевна

2014 год

Оглавление:

1. Цель, задачи проекта.

Цель – создать растяжку "С Новым годом" своими руками;

Задачи:

- изучить историю возникновения фетра;

- познакомиться со способами сшивания фетра ииспользовать свои знания и умения при изготовлении изделий из фетра;

-сделать подарок родным к Новому году;

Новогодние поделки из фетра и этот Новый год станет для вас особенным, если вы прибавите свою изюминку и изготовите новогодние поделки из фетра своими руками. Это прекрасный материал, который совершенно не осыпается, что дает возможность не прятать швы, а наоборот использовать это замечательное качество, как преимущество для украшения краев, обшивая края крупными стежками. Что можно сделать из фетра? Полет фантазии велик – подвесные новогодние игрушки, рождественские сапожки, гирлянды, новогодние шары, сумочки разной конфигурации и размеров, украшения на дверь и многое другое.

2. Пояснительная записка.

2.1. Обоснование возникшей проблемы.

Приближается Новый год, все готовят друг другу подарки. А подаркам особенно рады маленькие детишки. Мы знаем, что все маленькие дети любят украшать свою комнату к Новому году. Тут у меня возникла идея: сделать растяжку своими руками и подарить семье к празднику. На уроках технологии и в кружке "Рукоделие" мы уже многому научились. Больше всего нам понравилось работать с фетром. Я, не раздумывая, принялись за дело, ведь готовить подарки – это очень приятное дело.

2.2. Историческая справка по теме.

Фетр (от франц. feutre - войлок) - это особенный нетканый материал, полученный валянием пуха (тонкого волоса) кролика, зайца, отходов меха пушных зверей ценных пород, а также овечьей шерсти. Фетр производится с помощью нагревания, увлажнения, трения, бывает разной толщины и самых невероятных цветов. Не мнется, не имеет лицевой и изнаночной стороны, у него высокая технологичность – фетр приклеивается, пришивается, легко режется. Изделия из фетра выглядят очень аккуратно. Он может производиться из натуральных и искусственных волокон, таким образом различают чисто шерстяной, с добавлением синтетических волокон и полностью синтетический фетр.

Войлок (англ. felt; нем. Filz; тюркск. ajlyk – покров, покрывало) – вид непряденого текстиля из натуральной шерсти.

Валяние войлока (войлоковаляние, англ. felting, нем. filzen) – пожалуй, самая древняя техника изготовления изделий из шерсти. Сам войлок существует столько же, сколько существуют на Земле овцы, кони, козы. Так, к первейшему упоминанию о войлоке относится легенда о том, что первый валяный ковер был найден на Ноевом Ковчеге, где овечья шерсть, падающая на пол, намокала и сбивалась копытами. Когда же овцы покинули Ковчег, то в Ковчеге остался свалянный овцами ковер.
Сама же техника валяния у людей появилась только с момента одомашнивания овец. Дело в том, что шерсть дикой овцы почти не валяется, т.к. она не имеет чешуйчатого слоя. Кроме этого – количество шерсти, которое можно получить с одной овцы сравнительно невелико – 3-5 кг, а на покрытие для юрты, например, требуется 100-120 кг шерсти. Поэтому начало истории войлока относится к тому времени, когда была одомашнена лошадь (5-6 тыс. лет до н.э). Примерно в это же время была одомашнена и собака – помощница человека в пастьбе овец. Использование верховых лошадей и собак сделало возможным организацию овец в большие отары, и именно с этого момента войлоковаляние из локального домашнего производства становится массовым и жизнеопределяющим для многих народов.

Валяние возникло и развивалось независимо, во всех странах и регионах, где были одомашнены овцы, лошади, козы: Тибет, Памир, Алтай, Кавказ, Карпаты, Балканы, Передняя Азия (Иран, Афганистан), а также в Финляндии, Норвегии и Перу.
Валяние войлока принято считать изобретением кочевников. Традиционное жилище кочевников – юрта – состоит из деревянных решеток и крупных кусков свалянного вручную войлока. Кочевники первыми оценили изоляционные свойства войлока – он предохранял от дождя, холода или жары, и, кроме того, был достаточно легким. Казахские, киргизские, туркменские войлочные ковры – кошмы также служили для укрепления и утепления жилища и повозок.


Кочевники Евразии изготовляли из войлока не только покрытия для юрты и предметы интерьера (ковры, дорожки, войлочные подушки, подстилки для сна),

но и скотоводческое снаряжение (детали вьючного седла верблюда, потники под верховые седла, чепраки и попоны для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов и др.), одежду (стельки, прокладки для подметок, чулки-вкладыши в кожаный сапог, бурки и мужские головные уборы),

утварь (мешки для хранения чая, мелкой посуды и прочих мелких предметов), подстилки для новорожденных телят. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода.

В военном деле войлок использовался как заменитель кольчуги, как подкладка под шлем, из него делали чехлы к рукояткам сабель, им обшивали снаружи верх крепостной стены при обороне города, чтобы в нем застревали стрелы. Из войлока делали прокладку в оборонительных валах вокруг селений и городов в местах с засоленной почвой, чтобы соль не разъедала стены. Войлок использовали в кузнечном деле, в медицине (при лечении переломов костей) и т. д.

Одни из самых древних войлочных изделий археологи обнаружили в погребениях Пазырыкской культуры Горного Алтая (скифы, VI-V вв. до н. э.). Эти исследования дали уникальный материал: впервые были обнаружены целые предметы одежды, конское убранство, мягкая утварь. В мире имеются всего 3-4 столь же древние коллекции текстиля из Египта, Сирии, Синьцзяна. Одними из древнейших войлоков также считаются войлоки из курганов Ноинула в Монголии (хунну, II-I вв. до н. э.). Сегодня с коллекцией Пазырыкских войлоков можно ознакомиться в Государственном Эрмитаже.

Итак, до наших дней дошли основные войлочные традиции:

1. Иранская традиция, в которой выполнены первые из известных войлоков - вваливание узора. Носителями этой традиции являются современные туркмены, которые и сегодня изготавливают кошмы точно так же, как это делалось тысячи лет назад. Основные цвета туркменских войлоков - белый, красный и черный, а основной узор - стилизованный бараний рог. Узор выкладывается шерстью на циновке, затем циновка скручивается, и приступают непосредственно к валянию кошмы.

2. Пазырыкская линия войлоков получила свое название от самого знаменитого, можно сказать, культового войлока - занавеса площадью более 30 кв.м, найденного в одном из Пазырыкских курганов. Сейчас этот войлок можно увидеть в Государственном Эрмитаже. Войлок отличает тончайшая ювелирная аппликация необыкновенно ярких цветов. Аппликация войлоком по войлоку и сегодня широко используется для декорирования войлочных изделий.

3. В Бурятии в своем, можно сказать, первозданном виде живет Сюнская традиция войлоковаляния. Первые образцы таких войлоков были найдены во Внутренней Монголии. Эти войлоки чаще одноцветны, зато сплошь украшены мелкой стежкой сухожильными нитями. Древние магические узоры стежки используются по сей день. Изделия из войлока, как правило, были украшены традиционным орнаментом. В разных регионах традиции войлоковаляния имели свои особенности.

Не удивительно, что и оседлые народы со временем переняли секреты изготовления войлочных изделий. Славянские народы кочевниками никогда не были, и собственно войлоки не изготавливали. Зато им были хорошо известны так называемые полувойлоки - тканые и потом подваляные материалы. Классическим примером такого материала является всем хорошо известное сукно, которое с древних времен использовалось для изготовления верхней одежды. Считается, что в России войлок появился в эпоху монголо-татарского ига. В России понятие «войлок» связано в первую очередь с валенками, войлок также традиционно использовался для хозяйственных нужд как теплоизолятор.

В странах Европы в ремесленное производство войлока были внесены свои изменения. Позднее было налажено промышленное производство тонкого войлока (фетра), использовавшегося не только в легкой, но и в химической промышленности. В 20 веке появился промышленный способ – иглопробивной. Механизированный способ не только облегчил трудоемкий процесс ручного валяния, но и дал возможность использовать искусственное непряденое волокно.

В 60-х годах 20века благодаря культовому художнику Йозефу Бойсу войлок вошёл в арсенал современных художественных материалов. Во время военных действий самолет Бойса был сбит над крымскими степями. Местные татары-кочевники лечили его ритуальными методами, уходящими корнями в древнюю традицию: заворачивали раненого в войлок. Этот отрезок времени стал решающим для последующей творческой карьеры художника. В своих многочисленных акциях он заворачивал в войлок предметы, сам закутывался в него. Войлок в этом контексте выступал как хранитель тепла, а скульптура из войлока понималась им как своего рода электростанция, производящая энергию.

Войлоковаляние в наше время переживает «второе рождение», во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения. Сегодня художники по войлоку пользуются всеми известными приемами изготовления войлоков и изобретают новые. В моду входят войлочные аксессуары и украшения из войлока, одежда, войлочные картины и игрушки, светильники и предметы интерьера. Настоящими находками становятся неожиданные сочетания войлока с керамикой, металлом, стеклом.

Где и как используется фетр?

Декоративный фетр — это необычные сумки, чехлы для ноутбуков и мобильных телефонов, бизнес -аксессуары, основа для вышивки, театральные декорации, елочные игрушки, украшения, развивающие игрушки для детей и многое другое.

Шерстяной фетр — это современный взгляд на производство обуви, одежды и головных уборов.


Тонкий синтетический фетр — это оригинальная упаковка цветов и подарков.

Чем так хорош фетр?

Фетр можно сшивать, как ткань и клеить, как бумагу. Поэтому так удобен в применении.

Фетр имеет широкую цветовую палитру. Поэтому так широки области его применения.

Декорированные этим материалом выставочные стенды, мебель, интерьерные решения для торговых, офисных или жилых помещений — свежие дизайнерские идеи, гарантирующие успех. Сегодня — это актуально, практично и модно!

3. Построение «звёздочки» проектирования.

Экологическое

обоснование

Обоснование возникшей проблемы

Историческая справка

Разработка идей, вариантов

Экономические

расчеты

Выбор

изделий

Растяжка из фетра

Реклама

Выбор ниток и фетра

Технология

Охрана

труда

Оборудование, инструменты, приспособления

4. Дизайн – анализ.

4.1. Разработка идей, вариантов.

Сначала я рассмотрела несколько вариантов поделок из фетра.

Вариант 1. Простые елочные игрушки своими руками можно спокойно повесить на елку даже когда в доме малыши. Игрушки мягкие и они не бьются. А еще они так напоминают популярные сейчас рождественские имбирные пряники.

Вариант 2. Книжка-сказка "Теремок". В этой сказке много забавных животных, которые детям очень нравятся.

Вариант 3.Буквы из фетра для любой праздничной растяжки, а так как скоро Новый год, решила сделать новогоднюю.

4.2. Обоснование выбора изделий.

Из вышеуказанных вариантов я выбрала 3 вариант – растяжку из фетра, так как это лучший подарок к празднику. А ещё он украсит нашу с сестрой комнату.

4.3. Обоснование выбора ниток и фетра.

При выборе ниток для сшивания фетра я остановились на мулине и ирисе, так как нитки должны быть ровными, иметь яркую, чистую окраску, не линять, не выгорать на солнце.

Нити для сшивания подбирала по цвету. В моей работе больше тёплых цветов: красный, сиреневый, розовый, оранжевый, белый и голубой. Работа получилась светлая и нежная. В этом проекте я использовала перламутровые бусины белого цвета для украшения.

Фетр подразделяется на чистошерстяной, полушерстяной, искусственный и синтетический. Я выбрала фетр - 100% полиэстер, так как он прочный, держит форму, не мнется, не меняет цвет (не линяет, не выгорает), достаточно мягкий, плотный материал. Доступны все цвета и меньше затрат.

Шнур для крепления растяжки подобрала прочный скрученный из серебристой металлизированной нити и тесьму узкую и прозрачную для крепления отдельных элементов растяжки в тон серебристого основного шнура.

5. Технологическая последовательность изготовления растяжки из фетра.

п/п

Описание операции

Графическое изображение

1.

Распечатываю и вырезаю шаблоны букв из бумаги. Можно найти готовые шаблоны в интернете, благо их сейчас много; можно распечатать буквы с компьютера в любом шрифте; можно обвести буквы прямо с экрана. Обвожу шаблоны букв на фетре, лучше всего это делать исчезающим маркером для ткани. ВАЖНО: делаем припуск 2-3 мм!

2.

Вырезаю ДВЕ детали.

3.

Прикладываю две заготовки друг к другу и начинаю обшивать ВАЖНО: обшивать лучше сначала с внутренней стороны буквы, иначе потом будет трудно набивать ее.

4.

В какой-то момент начинаю набивать букву. ВАЖНО: лучше набивать плотнее, чтобы в процессе использования буквы не деформировались.

Чтобы сшивать фетр, изучили виды швов, которые нам будут необходимы. Ведь качество книжки и героев, изготовленных своими руками, напрямую зависит от аккуратности швов.

Шов «за иглу» применяется для прочного скрепления деталей. По виду и качеству он может заменить швейную машинку. Данный шов требует больше практики, чем шов «вперед иголку», особенно на толстых тканях, таких как фетр.

Шов «вперед иголку» самый легкий из представленных. Используется для того, чтобы сшить два элемента вместе или для обозначения края. Чем меньше стежки, тем надежнее будет шов. Для красоты шва стежки и расстояния между ними должны быть одинаковой длины.

«Петельный шов» обычно используется для декоративной цели и для скрепления двух элементов. Длина и ширина стежков зависит от требуемого эффекта и размера готового изделия.

6. Выбор инструментов и оборудования. Организация рабочего места.

При сшивании изделий из фетра нам понадобились:

- ручная игла для шитья, тонкая игла для пришивания бусин, ножницы;

- нитки «Мулине»;

- картон для шаблонов;

Рабочее место - за столом, где светло и удобно, чтобы все инструменты были рядом.

7. Охрана труда

7.1 Общие правила.

1)Не отвлекайся во время работы;

2)Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены;

3)При работе инструменты держи, как показал учитель;

4)Инструменты и оборудование держи в предназначенном для этого месте;

5)Содержи в чистоте и порядке рабочее место. Выполняй работу внимательно и точно;

7.2 Правила обращения с ножницами.

1)Храни ножницы в указанном месте, в определённом положении;

2)При работе внимательно следи за направлением резания;

3)Не работай с тупым инструментом и с ослабленным шарнирным креплением;

4)Не держи ножницами лезвиями вверх и не оставляй с открытыми лезвиями;

5)Передавай ножницы товарищу кольцами вперёд.

6)Не режь ножницами на ходу и не подходи к товарищу во время работы;

7.3 Правила работы с иглой и булавкой.

<

Тип материала: Презентация Power Point (ppt)
Размер: 1.85 Mb
Количество скачиваний: 42
Просмотров: 156

Похожие материалы