Презентация к уроку по теме «Роман И.А. Гончарова «Обломов» – роман о любви»

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

Технологическая карта уроков литературы по творчеству И. А. Гончарова.

Разработала и провела учитель русского языка и литературы М.А. Фром

Цель: установить взаимозависимость чувственных переживаний и социально-ролевой декомпозиции литературных произведений.

И. А. Гончаров (1812 – 1891)

Основные этапы творчества: 1847 «Обыкновенная история», 1858 «Фрегат «Паллада», 1859 «Обломов», 1869 «Обрыв».                       

 

Тема: судьба поколения ищущего, но не сумевшего найти правильный путь; история любви; история идеала, поиска смысла жизни; тема семьи, воспитания человека; тема русского национального характера; тема дружбы.

Идея: осуждение патриархально-крепостнического быта и бездуховности общества. Обломовка – Обломов – Обломовщина – вот идейный стержень романа

 

Конфликт: 1) героя с обществом (2ч., 4 гл., стр. 297);

 2) внутренний конфликт (4 ч., 9 гл., стр. 144).

 

Главная проблема романа: что сгубило героя, наделённого «пылкой головой, гуманным сердцем», не чуждой «высоких помыслов и всеобщих человеческих скорбей» душой?

 («Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя?» Ольга)

 

Общечеловеческие проблемы:

- К какому идеалу нужно стремиться; ради чего стоит трудиться; к чему может привести бездействие, стремление к покою; какими должны быть отношения в семье; как нужно воспитывать детей?

Время: эпоха русской жизни середины 19 века, гибель патриархального помещичьего уклада; состояние общества перед реформой.

(И. С. Тургенев, «Дворянское гнездо» 1859 г.; А. Н. Островский, «Гроза» 1860г.)

 

Актуальность романа.

Используя высказывания современников Гончарова, докажите:

1)         «Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного города, где бы не читали Обломова»,  не спорили об «Обломове» . А. В. Дружинин.

2)         «Обломов» имеет в настоящее время успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временный». Л. Н. Толстой.

3)         «… Роман есть знамение настоящего общественно-политического состояния России». Н. А. Добролюбов.

 

 Система персонажей.

Галерея гостей, представителей светского, чиновничьего, литературного Петербурга. Обломов («Да я ли один? Наше имя легион») Обломов: -древнеслав. «обло» - округлость;

(… «всероссийский тип, равного которому по широте мы не находим ни у одного из русских писателей». В. Соловьёв).

Ольга – высший идеал, какой только можно вызвать из «русской жизни», «роль путеводной звезды.

Штольц – антипод героя. Автор представляет в нём образцового, совершенного человека. Гончаров использует приём антитезы. Большинство критиков говорят о схематизме характера, из которого «выглядывает» идея. Автору Штольц не очень интересен.

Захар – пародия на Обломова;  каждый из них – раб другого; их невозможно представить друг без друга. После смерти Обломова Захар – нищий бродяга, тоскующий о своём барине.

Пшеницына – идеал Обломова, но без поэзии. «Тёплая печка, огонь которой любить нельзя. Она даёт тот покой, о котором он мечтал. Этот покой привёл его к смерти».

 

Композиция романа.

1 ч. – растянутая экспозиция (по словам Гончарова, пролог к роману»;

Гл. 9 – сон- «увертюра всего романа» (Гончаров);

2 ч. – первая завязка. Приезд Штольца. («Теперь или никогда!»);

          Вторая завязка. Объяснение Обломова в любви (2 ч., гл. 5).

Символика романа.

1.         Халат Обломова. Восточный без малейшего намёка на Европу. Символ и неги, и лени, и покоя, праздности, дворянской культуры и «обломовщины». Появляется Ольга – исчезает халат. Расстаётся Обломов с любимой женщиной – халат снова набрасывают на него, как крышку гроба. Недаром он отчаянно кричит: «Что это?»

2.         Ветка сирени. Символ весны, любви, надежды. Поблекли сирени – ушли надежды.

3.         Разведённый мост. Пропасть между 2 и 3 ч.

4.         Заросли крапивы. Обломов идёт смотреть квартиру в Выборгской стороне и любуется пышными зарослями крапивы. (Символ запустения, Обломовки).

5.         «Снег, снег, снег… Всё засыпал». (после расставания с Ольгой) .

 

Развитие действия:

  У него на лице сияла заря пробуждённого, со дна души восставшего счастья, наполненный слезами, взгляд был устремлён на неё.

- Посмотрите в зеркало – глаза блестят, боже мой, слёзы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку!

- Нет, я чувствую… не музыку… а любовь! – тихо сказал Обломов. Ольга поняла, что у него слово вырвалось, что оно не властен в нём и что оно – истина.

3 ч. Кульминация, развязка. Последнее свидание с Ольгой. («Никогда!» Конец надеждам, внутренней жизни, всему высокому, светлому).

4 ч. – угасание. Свинцовый сон, нравственная смерть…

 Критики об Обломове.

«Обломовщина – одно слово, а какое ядовитое».

- обломок, представляющий архаический жизненный уклад.

-обломан жизнью.

-Обломов – «современный русский тип», последний в галерее «лишних людей». Но всё-таки «не тупая, апатичная натура, без стремлений и чувств, а человек тоже чего-то ищущий в жизни, о чём-то думающий». Н. А. Добролюбов.

- «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви. Он дорог нам как… незлобный и нежный ребёнок… как чудак, который в нашу эпоху себя любил и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека, не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному». А. В. Дружинин.

   Критики о романе.

1.         Добролюбов Н. А. «Что такое обломовщина?» (любое издание).

2.         Дружинин А. В.  «Обломов». Роман И. А. Гончарова. (литературная критика. – М., 1983 или др. издание).

3.         Незвецкий В. А. «Капитальная вещь». Роман И. А. Гончарова «Обломов» - лит-ра в шк., № 7 – 1997, с. 44).

 

 

 

 

Обломов

 

Штольц.

1.         Принцип антитезы – характерная черта романа:

1)         Каждая историческая эпоха рождает «новых людей» и сохраняет традиции в личностях, хранящих прошлое;

2)         В романе Гончарова сопоставляются нерешительные личности с характерами редкими и деятельными: Пётр Адуев – Александр Адуев («Обыкновенная история») Штольц – Обломов («Обломов»), Райский – Волохов («Обрыв»).

 

            Штольц – антипод Обломова:

1)         Общие черты:

возраст (Штольц ровесник Обломову: ему уже за тридцать лет»); вероисповедание; обучение в пансионе И. Штольца в Верхлёве; служба и быстрая отставка; любовь к Ольге Ильинской.

2) различные черты:

портрет, родители, воспитание, отношение к учёбе в пансионате, дальнейшее образование, образ жизни, ведение хозяйства, жизненные стремления, взгляды на общество, отношение к Ольге, взаимоотношение к взаимопониманию,  самооценка, особенности характера.

 

Значение образов Обломова и Штольца:

1) Гончаров отразил в Обломове типичные черты патриархального дворянства;

2) Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера;

3) Штольцу отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя;

4) Неясность представлений Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца

                                

                                            Анализ эпизода.

1.         Вступление. Что такое эпизод? Место и роль эпизода в тексте романа.

2.         Главная часть.

1)         Как связан данный эпизод с предыдущим? (общие идеи, мотивы, ключевые слова).

2)         Содержательная сторона эпизода: психологическое состояние героев, его отражение в портретной характеристике; поворот во взаимоотношении героев; как раскрываются черты характера героев, мотивы их действий; роль диалогов, монологов, речевая характеристика;

- прямая и косвенная авторская характеристика, оценка персонажей, ситуации, проблемы.

3) Какую роль сыграл данный эпизод в развитии последних событий?

4) Значение языковых средств, художественных приёмов.

3. Значение эпизода в раскрытии основной идеи романа.

4) Место, роль данного эпизода в контексте литературы.

                                  Современность романа.

«Обломов» - это плач по бесцельно прожитой жизни. Жизнь и покой несовместимы.

                                Особенности таланта писателя.

1.         «Писать – это призвание обращается в страсть – почти с детства ещё в школе!» (Гончаров).

2.         Гончаров – наследник Пушкина и «натуральной школы».

3.         Гончаров изображает жизнь такой, какой её видит как художник (Добролюбов).

4.         Добролюбов назвал талант Гончарова «объективным талантом».

5.         В историю русской литературы вошёл как один из зачинателей жанра социально-психологического романа.

Темы сочинений.

                                                                                   1.        «Обломовцы» в романе Гончарова.

                                                                                   2.        Что сгубило человека с «золотым сердцем»?

                                                                                   3.        Анализ одного из эпизодов романа

                                                                                              -Приезд Штольца в дом Обломова.

                                                                                              -Последнее свидание с Ольгой.

                                                                                              -Роль сна Обломова.

                                                                                  4. Что такое «обломовщина»?

                                                                                  5. Обломов как роман о любви.

                                                                                  6. Обломов и Штольц: сопротивление и противостояние.

                                                                                  7. Обломов как национальный и общечеловеческий тип.

 

.

 

 Технологическая карта уроков литературы по творчеству И. А. Гончарова.

 

Разработала и провела учитель русского языка и литературы М.А. Фром

Цель: установить взаимозависимость чувственных переживаний и социально-ролевой декомпозиции литературных произведений.

И. А. Гончаров (1812 – 1891)

Основные этапы творчества: 1847 «Обыкновенная история», 1858 «Фрегат «Паллада», 1859 «Обломов», 1869 «Обрыв».                       

 

Тема: судьба поколения ищущего, но не сумевшего найти правильный путь; история любви; история идеала, поиска смысла жизни; тема семьи, воспитания человека; тема русского национального характера; тема дружбы.

Идея: осуждение патриархально-крепостнического быта и бездуховности общества. Обломовка – Обломов – Обломовщина – вот идейный стержень романа

 

Конфликт: 1) героя с обществом (2ч., 4 гл., стр. 297);

 2) внутренний конфликт (4 ч., 9 гл., стр. 144).

 

Главная проблема романа: что сгубило героя, наделённого «пылкой головой, гуманным сердцем», не чуждой «высоких помыслов и всеобщих человеческих скорбей» душой?

 («Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя?» Ольга)

 

Общечеловеческие проблемы:

- К какому идеалу нужно стремиться; ради чего стоит трудиться; к чему может привести бездействие, стремление к покою; какими должны быть отношения в семье; как нужно воспитывать детей?

Время: эпоха русской жизни середины 19 века, гибель патриархального помещичьего уклада; состояние общества перед реформой.

(И. С. Тургенев, «Дворянское гнездо» 1859 г.; А. Н. Островский, «Гроза» 1860г.)

 

Актуальность романа.

Используя высказывания современников Гончарова, докажите:

1)         «Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного города, где бы не читали Обломова»,  не спорили об «Обломове» . А. В. Дружинин.

2)         «Обломов» имеет в настоящее время успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временный». Л. Н. Толстой.

3)         «… Роман есть знамение настоящего общественно-политического состояния России». Н. А. Добролюбов.

 

 Система персонажей.

Галерея гостей, представителей светского, чиновничьего, литературного Петербурга. Обломов («Да я ли один? Наше имя легион») Обломов: -древнеслав. «обло» - округлость;

(… «всероссийский тип, равного которому по широте мы не находим ни у одного из русских писателей». В. Соловьёв).

Ольга – высший идеал, какой только можно вызвать из «русской жизни», «роль путеводной звезды.

Штольц – антипод героя. Автор представляет в нём образцового, совершенного человека. Гончаров использует приём антитезы. Большинство критиков говорят о схематизме характера, из которого «выглядывает» идея. Автору Штольц не очень интересен.

Захар – пародия на Обломова;  каждый из них – раб другого; их невозможно представить друг без друга. После смерти Обломова Захар – нищий бродяга, тоскующий о своём барине.

Пшеницына – идеал Обломова, но без поэзии. «Тёплая печка, огонь которой любить нельзя. Она даёт тот покой, о котором он мечтал. Этот покой привёл его к смерти».

 

Композиция романа.

1 ч. – растянутая экспозиция (по словам Гончарова, пролог к роману»;

Гл. 9 – сон- «увертюра всего романа» (Гончаров);

2 ч. – первая завязка. Приезд Штольца. («Теперь или никогда!»);

          Вторая завязка. Объяснение Обломова в любви (2 ч., гл. 5).

Символика романа.

1.         Халат Обломова. Восточный без малейшего намёка на Европу. Символ и неги, и лени, и покоя, праздности, дворянской культуры и «обломовщины». Появляется Ольга – исчезает халат. Расстаётся Обломов с любимой женщиной – халат снова набрасывают на него, как крышку гроба. Недаром он отчаянно кричит: «Что это?»

2.         Ветка сирени. Символ весны, любви, надежды. Поблекли сирени – ушли надежды.

3.         Разведённый мост. Пропасть между 2 и 3 ч.

4.         Заросли крапивы. Обломов идёт смотреть квартиру в Выборгской стороне и любуется пышными зарослями крапивы. (Символ запустения, Обломовки).

5.         «Снег, снег, снег… Всё засыпал». (после расставания с Ольгой) .

 

Развитие действия:

  У него на лице сияла заря пробуждённого, со дна души восставшего счастья, наполненный слезами, взгляд был устремлён на неё.

- Посмотрите в зеркало – глаза блестят, боже мой, слёзы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку!

- Нет, я чувствую… не музыку… а любовь! – тихо сказал Обломов. Ольга поняла, что у него слово вырвалось, что оно не властен в нём и что оно – истина.

3 ч. Кульминация, развязка. Последнее свидание с Ольгой. («Никогда!» Конец надеждам, внутренней жизни, всему высокому, светлому).

4 ч. – угасание. Свинцовый сон, нравственная смерть…

 Критики об Обломове.

«Обломовщина – одно слово, а какое ядовитое».

- обломок, представляющий архаический жизненный уклад.

-обломан жизнью.

-Обломов – «современный русский тип», последний в галерее «лишних людей». Но всё-таки «не тупая, апатичная натура, без стремлений и чувств, а человек тоже чего-то ищущий в жизни, о чём-то думающий». Н. А. Добролюбов.

- «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви. Он дорог нам как… незлобный и нежный ребёнок… как чудак, который в нашу эпоху себя любил и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека, не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному». А. В. Дружинин.

   Критики о романе.

1.         Добролюбов Н. А. «Что такое обломовщина?» (любое издание).

2.         Дружинин А. В.  «Обломов». Роман И. А. Гончарова. (литературная критика. – М., 1983 или др. издание).

3.         Незвецкий В. А. «Капитальная вещь». Роман И. А. Гончарова «Обломов» - лит-ра в шк., № 7 – 1997, с. 44).

 

 

 

 

Обломов

 

Штольц.

1.         Принцип антитезы – характерная черта романа:

1)         Каждая историческая эпоха рождает «новых людей» и сохраняет традиции в личностях, хран

Тип материала: Презентация Power Point (ppt)
Размер: 2.89 Mb
Количество скачиваний: 30
Просмотров: 183

Похожие материалы