Презентация "Волшебный мир шерсти"
Предмет: | ИЗО, МХК |
---|---|
Категория материала: | Презентации |
Автор: |
Курганова Наталья Александровна
|
«Волшебный мир шерсти»
Валяние… Фелтинг… Фильц… Все эти термины обозначают один и тот же процесс – превращение шерсти в войлок.Для большинства из нас, россиян, войлок, это, прежде всего, теплая и трогательная ассоциация с детством – дорога в детский сад ранним зимним утром, в кромешной тьме, держась за мамину руку или на санках… и, конечно же, детские валеночки…у кого-то с галошками, у кого-то на резиновом ходу… Вспомнили?.. Наверняка вспомнили! Такие моменты детства память хранит особенно бережно и глубоко.
На первый взгляд кажется невероятным, что такое личное, интимное воспоминание о смешных и трогательных детских валеночках имеет самую прямую и непосредственную связь с тысячелетней историей человечества. Но это именно так!Ведь войлок дошел до нас из невообразимой древности, из самой колыбели человечества. По-видимому, именно войлок был первым материалом, который человек создал своими руками – до него использовалось лишь то, что предоставляла человеку сама природа – шкуры животных, кора и листья растений.
Ученые считают, что войлоку приблизительно восемь тысяч лет. Существует трогательная легенда, что когда воды Всемирного потопа отступили, люди, выпуская из Ноева ковчега на сушу спасенных животных, обнаружили под копытами овец удивительный материал. Все долгое время скитания ковчега по волнам шерсть с овец падала им под ноги и намокала, и овцы, топчась на ней в тесном загончике, сваляли ее. Так сама природа обучила человека валянию.
В этой легенде, как и во всякой легенде, есть доля истины – войлок действительно создается путем механического сваливания, т.е. сцепления, соединения с помощью трения отдельных волокон шерсти в цельное полотно.
Войлоком человечество обязано древним кочевникам-скотоводам. Именно они довели его технологию до совершенства, поскольку их бесчисленные стада поставляли в достаточном количестве овечью шерсть, сырье, необходимое для изготовления войлока. А древние скотоводческие народы, в свою очередь, обязаны войлоку буквально всем своим существованием. Само жилище кочевника, которое не только надежно и комфортно укрывало его от пронизывающих степных ветров, летней жары и страшной зимней стужи, но и одновременно служило сакральной моделью мира, было сделано из войлочных полотнищ.Его можно было очень быстро разобрать, компактно сложить и легко перевезти на любое расстояние, а главное, очень легко и быстро собрать на новом месте. Все внутреннее убранство дома кочевника, его одежда, обувь, головные уборы, детали конской упряжи – все это было из войлока.
Древнейшие из дошедших до нас образцов войлока были найдены археологами в Пазырыкском кургане на Алтае и датируются 5 в. По имени этого богатого захоронения со множеством прекрасно сохранившихся предметов ученые дали название одной из древних культур, которую сейчас во всем мире называют так и называют – Пазырыкской культурой.
Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько различных идей приходит людям в голову?.. сколько разнообразных вещей они постоянно изобретают и придумывают… как легко человечество увлекается… и как легко эти изобретения и увлечения сменяются новыми. А вот много ли вещей сопровождают человека в своем неизменном виде на протяжении всей его истории? Войлок – одна из таких древних и поистине мистических вещей. Многие народы, которые еще не превратились в обитателей каменных джунглей и не утратили связи со своим прошлым, и сегодня делают войлок в точности так, как их далекие предки, например, в Монголии и сегодня войлочная юрта является уютным домом и священной моделью вселенной, как тысячи лет назад.
Особые, порой драматические отношения с войлоком, складывались у западной культуры. Первые мастерские, специализировавшиеся на его изготовлении, появились в Европе в XVI веке. А в XIX веке были созданы промышленные валяльные прессы и валяльные машины. К началу ХХ века валяные материалы заняли определенные специфические позиции. Тонкое сукно использовалось для шитья верхней одежды, а из более грубого шились солдатские шинели.
Трагическая история ХХ века дважды одела в солдатское сукно весь земной шар. И неслучайно – ведь именно сукно было тем идеальным материалом, который защищал солдата и помогал ему выжить в страшных военных условиях. Нет другого материала, который так же, как шерстяное сукно, держит температуру, защищая от холода, зноя и ветра… почти не намокает и почти не горит… может укрыть человека и послужить ему настоящим убежищем, почти как юрта древних кочевников.
Фетр, валявшийся из пуха, а не из шерсти, использовался – и продолжает использоваться – для производства мужских и женских шляп. О валенках мы уже вспоминали.Еще был такой забытый ныне вид обуви, как бурки – их делали из фетра, непременно белого, с кожаной союзкой и кожаной отделкой по швам. Войлочные стельки использовались в обуви из любых материалов. Осталось упомянуть обширное техническое использование войлока в тех случаях, когда требуется шлифование, изоляция, утепление – и список применений валяных материалов в первой половине XX века будет практически полным.
Как видите, список не слишком длинный. А главное, ни одна из этих позиций явно не выглядит остроактуальной с точки зрения дизайна. Между тем, в последние годы во всем мире наблюдается настоящий бум интереса к валянию. Причем интерес этот именно дизайнерский, остроактуальный и поистине массовый. Что же случилось? Чем обусловлен этот новый поворот в тысячелетней истории войлока?
Однажды, зимой 1943 года, тысячелетняя история войлока пересеклась с личной историей одного человека. Звали его Йозеф Бойс. В 1943 году, когда самолет немца Йозефа Бойса, летчика Люфтваффе, был сбит над Крымом, ему было 22 года.
Его искалеченное, обмороженное, бесчувственное тело подобрали местные жители – крымские татары. Они и выходили его древними народными методами. Одним из основных элементов этого лечения было укутывание предварительно растертого бараньим салом больного в войлочные кошмы. Все народы всегда приписывали войлоку исцеляющие свойства, верили в его способность сберечь и укрепить слабый огонек жизни. Вот и в русских деревнях в старину, если хотели выходить недоношенного младенца, держали его… в валенке!
Бойс пробыл в коме 20 дней. После чего сознание к нему вернулось, и сам он вернулся к жизни. Вернулся совершенно другим человеком, с полностью изменившимся взглядом на мир. С четким пониманием, что жизнь, такая хрупкая, является главной, высшей и непреходящей ценностью нашего мира. Его испытания на этом не закончились, впереди были еще годы советского плена, но, вопреки всему, он вернулся, в конце концов, на родину. И стал ярким художником и авторитетнейшим деятелем постмодернизма. Все его творчество, все многочисленные акции и перформансы были пронизаны одной главной идеей – идеей сохранения Жизни. А в качестве одного из главных материалов для своего творчества он использовал именно войлок.
Войлок, как материал для искусства и самовыражения, стал так популярен именно потому, что идеально отвечал насущной потребности человечества. Экология – горячая тема современности. Этника – горячая страсть современности. Человек западной культуры, десятки лет успешно строивший свои каменные джунгли, свой пластиковый, электронный, штампованный и одноразовый мир, наконец построив его, ощутил тоску и одиночество. Оказалось, что все блага цивилизации не приносят счастья и покоя в душе, если прерывается связь времен – связь со своими корнями… с природой… с живыми теплыми материалами. Оказалось, что мудрость тысячелетий и связь с природой нам совершенно необходимы!
Не остались в стороне от всеобщего интереса к войлоку и самые авторитетные современные дизайнеры. Вячеслав Зайцев, который известен своей приверженностью русским традициям, вывел войлок на подиум высокой моды – и мы, конечно же, без труда узнаем те самые наши непритязательные валенки, преображенные творческим вдохновением мастера.
Процесс валяния, по сути не изменившийся за тысячи лет, удивительно напоминает совершение древнего магического ритуала. Валяный объект, рождающийся в результате соединения сил природы, тепла и труда человеческих рук, несет в себе мощный положительный заряд, который легко считывается эмоционально, даже не будучи осознанным.
Основных техник валяния две – сухое и мокрое валяние. Сухое валяние с помощью специальной иглы с зазубринами, применяется, в основном, для создания небольших объемных изделий – украшений, кукол, игрушек…
Сегодняшнее мокрое валяние с применением мыльного раствора практически полностью воспроизводит самый древний, традиционный метод валяния, таким образом изготавливаются изделия достаточно большой площади и, преимущественно, плоские – панно, шарфы и палантины, предметы одежды и т.п..
Большой популярностью пользуется в последнее время нуно- или нанофелтинг. Но к вездесущим нанотехнологиям это не имеет никакого отношения! Нунофелтиг или, в некоторых транскрипциях, нанофелтинг, это одна из разновидностей мокрого валяния на ткани – главным образом, на шелке. Иногда для нунофелтинга используются и другие ткани – шифон, кружево… Это позволяет создавать вещи с богатейшей изысканной фактурой и тонким колоритом.
Тип материала: | Презентация Power Point (pptx) |
---|---|
Размер: | 6.05 Mb |
Количество скачиваний: | 3 |