Применение игровой методики на начальном этапе обучения английскому языку для повышения мотивации изучения предмета
Предмет: | Иностранные языки |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Тренев Валерий Иванович
|
"Выдержка из материала:
1. 1. История темы педагогического опыта в педагогике. В истории человеческого общества игра переплеталась с магией, культовым поведением. Еще в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Однако возникшая в средневековье авторитарная система образования стала опираться исключительно на рациональную дидактику. Постепенно утвердилось мнение, что учение это тяжкий труд, предполагающий принуждение. Игра в такой школе была редчайшим исключением. Термин «дидактическая игра», под которым понимались специально создаваемые для обучения игры, впервые ввели Ф. Фребель и М. Монтессори. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Постепенно дидактические игры стали проникать и в начальную школу, принимая форму игровых приемов в обучении. В России только в 1960-е годы в период либерализации общественной жизни начала распространяться формула «учение с увлечением», пропагандируемая С. Соловейчиком.
Она раскрывала и другие стороны учения, которое есть труд, но труд по своей сути радостный. Но этот всплеск интереса к занимательности обучения быстро иссяк. Идеологизация обучения вытеснила игры из работы школьных учителей, за исключением некоторых энтузиастов-новаторов Ш. Амонашвили, С. Лысенковой. С середины ХХ века и вплоть до 1970-х годов на уроках иностранного языка господствовал грамматико-переводной метод обучения, целью которого было изучение грамматики, чтобы через нее научиться читать и понимать тексты на иностранном языке. Только с приходом коммуникативного метода игровые упражнения начинают заменять механически воспроизводящие. В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В. В. Петрусинский, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров, С. А. Шмаков, М. В. Кларин, А. С. Прутченков и др. ). В настоящее время проблема применения игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе. Американский психолог Д. Мид увидел в игре обобщённую модель формирования того, что психологи называют «самостоятельностью» человека собирание своего «я». Игра это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления. Есть отрасль медицины и психологии игротерапия. Игрою можно диагностировать, познать ребёнка. Игрою можно ободрить и одобрить 4 ребёнка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психологические свойства.
1. 2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании. Отношение учителей к игровым технологиям в МОУ СОШ №3 неодинаково: одни используют их очень активно, считая результативными, другие предпочитают классические формы учебного процесса. Для дальнейшего развития игровых технологий и более полного использования их педагогических возможностей, особенно с точки зрения развития личности учащихся, представляет интерес выявление особенностей развития игровых технологий, мнений учащихся и учителей о педагогических играх. Материал, которым я располагала, дает мне возможность говорить о том, что дидактическая игра и игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов и школьников. В нашей школе учителями Треневой И. В. и Ковалевой Е. Н. уже проводилась работа по проведению научной классификации игры и к настоящему моменту определены связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии в нашей школе учителем Треневой И. В. Использование игр в обучении географии решает множество задач.
Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении. Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне че-ловеческой практики» и терапевтическая функция игры, заключающаяся в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возника¬ющих у ребенка в поведении, общении, учении ясно прослеживается на уроках ИЗО Ковалевой Е. Н. Поиск новых форм и приемов изучения игр в нашей школе продолжается, и это явление не только закономерное, но и необходимое. 5 Это понятно: в свобод¬ной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен ра¬ботать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена наФормирование сильной лич¬ности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способ¬ной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлятьнравственный выбор и нести за него ответственность, т. е. личности саморазвивающейся и самореализующейся. В нашей школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых методов обучения...
Игра «Звуки и слова».
Цель:
повторение гласных звуков.
Оборудование:
карточки со словами. Карточка 1: green, run, yes, clock, can. Карточка 2: cat, big, pen, dog, see.
Ход игры:
Учащиеся делятся на две команды. Каждая команда получает карточку со словами. Ученики должны написать английские гласные звуки, которые встречаются в данных словах.
Результат:
развитие умения продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Игра «Назови рифму».
Цель:
развитие слухового внимания и памяти.
Оборудование:
жетоны в виде звездочки.
Ход игры:
учитель называет слово, ученики должны подобрать рифму к этому слову. Ученик, назвавший слово, получает жетон.
Выигрывает тот, кто получил больше всех жетонов.
Результат:
улучшает отношения между педагогом и учащимися;
снимает напряженность.
23 Приложение 2. Лексические игры.
Игра «Телефон».
Цель:
активизация в речи лексических единиц по теме «Животные».
Оборудование:
картинки с изображением животных.
Ход игры:
Приготовьте картинки с изображением животных. Встаньте по цепочке и закройте глаза. Когда ваш сосед задел вас рукой по плечу, повернитесь к нему. Он от имени животного назовет себя, а вы представитесь ему.
Результат:
развитие коммуникативных навыков; создание благоприятного психологического климата на уроке.
Игра «Считай правильно».
Цель:
активизация числительных от 1 до 10 в устной речи. Оборудование: мяч.
Ход игры:
Дети встают в круг. Учитель бросает им мяч и называет число по-английски. Задание для учащихся придумать движение (хлопать в ладоши, топать ногами, подпрыгнуть, покачать головой), показать его и выполнить его столько раз, сколько сказал учитель.
Результат:
закрепление материала в занимательной форме; проявление личностных качеств характера.
Игра «Путаница».
Цель:
первичное закрепление введенного лексического материала.
Оборудование:
картинки по теме «Школьные принадлежности».
Ход игры:
Учитель быстро показывает картинку или предмет и говорит: “Ihavegotapencilbox”. Учащиеся соглашаются и хором говорят: “Yes, youhaveapencilbox”. Затем учитель «нечаянно» ошибается и, показывая,например, картинку ручки, говорит: “Ihavegotapencil?. Учащиеся хором говорят: “No, youhavegotapen”.
Результат:
в игре активно и одновременно принимают участие все учащиеся группы; саморазвитие и развитие благодаря другим участникам.
Игра «Угадай».
Цель:
развитие лексических навыков (прилагательные).
Ход урока:
учитель загадывает одно из ранее введенных прилагательных, а ученики пытаются его отгадать. Ученик, отгадавший слово, становится ведущим в игре и загадывает свое слово. Is it smart? No, it is not. Is it merry? Yes, it is. 24
Результат:
развитие навыков взаимодействия и коммуникации; создание на уроке обстановки радости.
Игра «Двенадцать месяцев»
Цель:
первичное закрепление лексики по теме «Времена года».
Оборудование:
карточки с названиями месяцев(2 комплекта).
January March June September February April July October December May August November Ход игры: учащиеся делятся на две команды. Дети встают у двух столов, где в хаотичном порядке лежат карточки с названиями месяцев. Ребята должны разложить карточки по порядку:
1-я колонка зимние месяцы;
2-я –весенние;
3-я летние;
4-я осенние.
Задание выполняется на скорость. Выигрывает команда, быстрее выполнившая задание. Результат: формирование умения работать в группе; развитие организаторских способностей. 25 Приложение 3. Речевые игры.
Игра «Веселая цепочка».
Цель:
тренировка учащихся в употреблении речевого образца “Ihavegot…”.
Оборудование:
картинки с изображением различных животных (см. приложение 1). Ход игры: ученики (4-6 человек) выходят к доске и встают в линеечку с картинками, изображающими различных животных, не показывая эти картинки другим ученикам.
Оставшиеся ученики спрашивают их: “Whatanimalhaveyougot?” Ученики по очереди отвечают на вопрос. Например: “Ihavegotabear. Mybearissad. ” Затем ученики за партами считают до 5: “One, two, three, four, five. Stop!” В это время ученики, стоящие в линеечке, меняются картинками. Им снова задаются вопросы, а они отвечают.
Результат:
создание атмосферы увлеченности и радости на уроке; развитие умения обобщения информации.
Игра «Испорченный телефон».
Цель:
тренировка навыков монологической и диалогической речи.
Ход игры:
ты рассказываешь своим новым друзьям по телефону о себе, но телефон плохо работает. Твои друзья плохо тебя слышат, и им приходится переспрашивать тебя. Один ребенок рассказывает, остальные дети переспрашивают. My name is Peter. Is your name Nick? No, my name is not Nick. My name is Peter. I have got a sister. Have you got a brother? No, I have got a sister. She has got a cat. Has she got a dog? No, she has not got a dog. She has got a cat. Her cat is good. Is your cat bad? No, my cat is good. It can run. т. д.
Результат:
умение поддерживать беседу; возможность проверить себя в различных ситуациях.
Игра «Снежный ком».
Цель:
тренировка введенной лексики в знакомых речевых образцах.
Ход игры:
один из учеников произносит предложение.
Например: “Mycatiswhite”. Следующий ученик повторяет эту фразу и добавляет еще одно слово и т. д. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество слов в том порядке, в каком их называли ученики. Результат: развитие внимания и памяти; развитие коммуникативных умений. Игра «Аукцион» Цель: повторение изученных лексических единиц. 26 Оборудование: жетоны в виде звездочки. Ход игры: дети по очереди называют названия животных (движений, школьных принадлежностей). Учитель раздает жетоны за каждый правильный вариант ответа. В конце игры каждый ребенок подсчитывает свое количество жетонов. Ученик, набравший большее количество жетонов, является победителем аукциона. Результат: осознание своих возможностей; создание на уроке эмоциональной разгрузки.
Игра «Назови движение».
Цель:
активизация глаголов движения.
Ход игры:
ведущий задумывает движение и показывает его, не называя.
Задача остальных играющих:
угадать движение и назвать его. Сначала ведущим становится учитель, а затем кто-либо из детей.
Результат:
развитие языковой догадки; повышение уровня общительности.
Игра «Согласись или не согласись».
Цель:
развитие умения соглашаться с мнением собеседника или опровергать его.
Оборудование:
игрушки животных.
Ход игры:
учитель представляет учащимся утверждения, с которыми они соглашаются, если они верные, и исправляют предложения, если они неверные. Во время произнесения предложений учитель показывает детям и выставляет на стол игрушки. Примерныеутверждения: We have a red dog. (We have a red dog. ) We have a yellow frog. (We have a green frog. ) We have a black cat. (We have a grey cat. ) We have a blue lion. (We have a blue lion. )
Результат:
саморазвитие и развитие благодаря другим участникам.
Игра «Телемост».
Цель:
развитие навыков диалогической речи.
Оборудование:
кукла.
Ход игры:
учитель объясняет детям, что такое телемост, и говорит, что сегодня они могут задавать вопросы девочке Элис из Великобритании. Роль гостьи выполняет кукла.
Результат:
воспитание культуры диалога; повышение уровня общительности.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 62.83 Kb |
Количество скачиваний: | 4 |