Проект урока по музыке
Предмет: | Музыка |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: |
Гребенникова Амина Энверовна
|
Цель: Сравнить бытовой и сказочный образы в музыке Мусоргского и рисунках Гартмана, показать на примере пьес «Лимож. Рынок», «Избушка на курьих ножках или Баба-Яга» переосмысление композитором художественного образа.
Задачи:
- познавательные
Познакомить с сюитой «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, дать определение термину «сюита», показать на примере двух пьес переосмысление композитором художественного образа.
- воспитательные
Воспитывать внимательность, эмоциональность, уверенность, сообразительность, наблюдательность, тактичность, уважительность, оптимизм, жизнерадостность; формировать активную жизненную позицию.
- развивающие
Формировать умение анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации; развивать культуру речи, ассоциативное мышление, воображение.
ТСО, музыкальный и наглядный материалы: компьютер, мультимедиа- проектор, интерактивная доска, синтезатор, CD-диски с фрагментами сюиты Мусоргского «Картинки с выставки», песней «Про Емелю», репродукции картин Гартмана.
Ход урока
I.1 Вход обучающихся в класс под «Песню про Емелю»
Музыкальное приветствие учителя и обучающихся.
I.2 Учитель: Во втором полугодии мы говорим о взаимосвязи двух искусств. Вспомните, каких? (Музыки и живописи)
У.: Рассматриваем мы эту взаимосвязь по-разному: музыку с точки зрения художника, а картину с точки зрения… (Композитора)
У.: Какие вопросы мы задали? (Можем ли мы увидеть музыку? Можем ли мы услышать живопись?)
У.: Что помогает нам, людям, смотреть музыку и слушать живопись? (Внутренний слух, внутреннее зрение - творческое воображение)
У.: Сегодня на уроке мы тоже будем «смотреть» музыку и «слушать» картины, но начать хочу с музыкальной загадки. Какая песня встречала вас при входе в класс? (Песня «Про Емелю»)
I.3 У.: Верно, предлагаю исполнить «Песню про Емелю» в характере.
I.4 У.: Как вы думаете, о каких образах музыки и живописи пойдет речь на сегодняшнем уроке? Не зря мы исполняли «Песню про Емелю». Догадались? Вот вам еще подсказки. (Речь пойдет о сказочных образах)
У.: Согласна. А его противоположность - реальная жизнь, как сказать? (Бытовой образ)
У.: Правильно. Итак, тема сегодняшнего урока …(Сказочный и бытовой образы в музыке и живописи)
II.1 У.: Однажды композитор М. П. Мусоргский посетил выставку картин своего друга - художника Гартмана. Рисунки Гартмана были очень выразительны, необычны, с яркими образами. Мусоргскому они очень понравились, запомнились. Он захотел их повторить с помощью музыки. Так появилась ф/п сюита под названием «Картинки с выставки»
II.2 У.: Вам встретилось новое слово, какое? (Сюита)
У.: Попробуйте дать ему определение. На выставке художников картина одна или несколько? Они как-то объединены или существуют сами по себе? (Много картин, могут представлять один жанр, объединяться по темам, возможен какой-то замысел)
У.: А если говорим о музыке? (Несколько пьес, объединенных общей темой, замыслом)
У.: Молодцы, все правильно. Посмотрите, на экране определение слова сюита, которое вы сами сформулировали. Запомните его.
У.: В сюите Мусоргского «Картинки с выставки» 10 разнохарактерных пьес. Каждая пьеса - музыкальная картинка, отразившая впечатления Мусоргского от работ Гартмана. Есть тут и зарисовки человеческих характеров, и пейзажи, и сказочные образы, и бытовые зарисовки.
II.3 У.: Предлагаю послушать одну из таких музыкальных картин. Всмотритесь в музыку.
У.: Какие зрительные образы возникли? Что бы вы нарисовали? (Я бы нарисовала вокзал с большим количеством опаздывающих людей. Ощущение суеты, не один герой, а несколько образов. Музыкальные интонации похожи на спор, ругань. Может быть базар? Выбирают товар, торгуются о цене)
У.: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (Отрывистые, резкие интонации, мелодия скачками, быстрый темп, неровный ритм, несовпадение мелодии и аккомпанемента)
II.4 У.: А теперь сравните с рисунком Гартмана. Что он изобразил? (Площадь или рынок в старинном городе. С противоположных сторон торговые ряды, товар на прилавках, две продавщицы как-будто ругаются)
У.: Почему вы решили, что ругаются? (Поза, жесты, выражение лица. Может быть, не ругаются, но точно спорят)
У.: Пьеса и картина называется «Лимож. Рынок». Лимож - небольшой город во Франции. В пьесе Мусоргского «Лимож. Рынок» сказочный или бытовой образ? К какому жанру живописи вы отнесете эту пьесу и рисунок Гартмана? (Бытовая зарисовка)
У.: Молодцы, все правильно
II.5 У.: А вот еще одна работа Гартмана. Что здесь изображено? Какие детали сразу бросаются в глаза? (Старинный домик из дерева, расписной, очень красивый. Это часы-домик, узоры в русском стиле. Игрушечная избушка. Наверху деревянные петушки. На циферблате вместо цифр буквы необычные непонятные. Еще полотенце с яркой вышивкой)
У.: Посмотрите внимательно, есть какая-то необычная деталь? (А, куриные ноги. Избушка на курьих ножках!)
У.: Какой герой может жить в этой избушке? Он реальный или выдуманный? (Баба-Яга, конечно выдуманный сказочный герой)
У.: Какая музыка, по-вашему, может звучать в этой картине? Представьте себя композиторами, какую музыку сочините? (Я бы сочинила музыку, похожую на русскую народную, потому что домик в старинном стиле. Наверное, тихую спокойную, немного загадочную музыку. Мне хотелось бы, наоборот веселую, задорную музыку сочинить, потому что домик нарядный, праздничный. Я бы добавил звуки часов)
II.6 У.: Замечательно, это ваши впечатления от работы Гартмана. Сравним их с ощущениями Мусоргского. Послушаем пьесу из сюиты «Картинки с выставки»
II.7 У.: Что увидел в рисунке Гартмана композитор? Игрушечную избушку или ее хозяйку? (Однозначно хозяйку, Бабу-Ягу)
У.: Какая Баба-Яга у Мусоргского? (Баба-Яга злая, страшная. Если говорить о внешнем виде: старая, сгорбленная, волосы седые, нос крючком, сама хромая, одета в лохмотья. Как-будто ногой топает, сердится)
У.: Всегда ли музыка звучала одинаково? Какие зрительные образы возникли в средней части? (Во 2 части другой образ: колдует, что ли Баба-Яга, недоброе что-то задумала. Мне представился сказочный лес, в котором живет Баба-Яга. Там много таинственных шорохов, необычных звуков)
У.: Вот так, посмотрев на картину Гартмана, Мусоргский сочинил пьесу под названием «Баба-Яга». Вот как он услышал ее.
У.: Какой образ в пьесе Мусоргского - сказочный или бытовой? (В пьесе Мусоргского сказочный образ)
У.: Правильно. К какому жанру живописи отнесете пьесу «Баба-Яга»? ( Если бы не было средней части, я бы сказал, что это портрет)
У.: Мы смотрели музыку Мусоргского, написанную под впечатлением работ Гартмана. Она точно передает те образы, которые запечатлел художник?
(Нет, в игрушечном домике Мусоргский разглядел курьи ножки и сочинил музыку про хозяйку домика. Он по-своему увидел художественный образ, как-будто в окошко заглянул)
У.: Правильно, Модест Петрович переосмыслил художественные образы.
У.:А если бы вы рисовали Бабу-Ягу, какие бы краски использовали? Почему?
(Краски должны быть темные: черные, серые, коричневые, потому что злая Баба-Яга)
У.: А если попрошу изобразить лицо, какое будет выражение?
(Сердитое, брови сдвинутые, глаза-щелочки, лицо перекошенное. Вот такое (изображает)
У.: Молодец, хорошо показала. А Баба-яга всегда страшная, злая? Где встречались с доброй, смешной? (Не помним. Может в какой-нибудь сказке…)
II.8 У.: А мне вспомнился м/ф «Летучий корабль». Там живет не одна, а целая многоэтажная избушка веселых старушек, у них даже имена веселые - Бабки-Ежки. Смотрите…
У.: Понравилось? Отличается портрет этих старушек от портрета Бабы-Яги Мусоргского? Чем? (Сильно отличается, у Мусоргского Баба-Яга злая, коварная, сердитая, а здесь - старушки-веселушки)
У.: А краски, а выражение лица? (Я бы использовала яркие светлые краски. И выражение лица совсем другое (изображает)
II.9 У.: Очень хорошо получилось. А теперь поработаем все вместе - выполним коллективный проект на тему «Баба-Яга 5а». Самый смелый начнет, остальные дорисовывают детали. Вот вам чистый лист и маркеры 4 цветов (выполняют проект на интерактивной доске)
III.1 У.: Замечательная получилась у вас Баба-Яга, я сохраню проект, а вы подберите дома эпиграф к портрету - небольшое высказывание или отрывок
стихотворения. Это д/з
III.2 У.: Вспомните тему нашего урока. (Бытовой и сказочный образы в музыке и живописи)
У.: В каких произведениях встретились со сказочным образом?
(В пьесе Мусоргского «Баба-яга» и в работе Гартмана «Пряничный домик»)
У.: В каких с бытовым? (Бытовой образ в пьесе «Лимож. Рынок» и одноименной картине Гартмана)
У.: Дайте определение сюите (Сюита - несколько пьес, объединенных общим замыслом)
У.:В конце урока предлагаю спеть песню. Как вы думаете, какая из трех больше подойдет, почему? (Считаю, что подойдет песня «Волшебный смычок», т.к. говорили о сказочных образах. Все три подходят. Я думаю «Песня о маленьком трубаче», потому что музыкальный «портрет», как в пьесе «Баба-Яга». Хотим «Песню о маленьком трубаче», она больше нравится)
III.3. Исполнение песни по выбору обучающихся.
III.4 У.: Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. Оцените себя на уроке, выбрав нужную фигуру (рефлексия с помощью цветных геометрических фигур)
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 24.48 Kb |
Количество скачиваний: | 10 |