Программа курса внеурочной деятельности "Создаём игры вместе" для 5-9 класса

Предмет: Информатика
Категория материала: Рабочие программы
Автор:

Программа «Создаём игры вместе» разработана для организации внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности в 5-9 классах. Вид программы – модифицированная. В основу программы положено изучение языка программирования Скретч.Настоящая рабочая программа курса внеурочной деятельности «Создаём игры вместе» для 5-9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы:

·         «Творческие задания в среде программирования Скретч», которая входит в сборник «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3 – 6 классы» / М.С. Цветкова,  О.Б.Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

·         Рындак В. Г., Дженжер В. О., Денисова Л. В.   Проектная деятельность школьника в среде программирования Scratch. Учебно-методическое пособие  — Оренбург: Оренбургский. гос. ин-т. менеджмента, 2009.

            Программа опирается на следующие нормативно-правовые документы:

·         Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013);

·         Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644);

·         О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839;

·         О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01 сентября 2012 г./ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01-1786 от 09.06.2012 г;

·         О порядке введения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях с 01 сентября 2012г. / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 24/ 6142 от 20.08.2012 г;

·         Инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Челябинской области от 15.07.2014 «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и «Информатика» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014 – 2015 учебном году;

·         Локальный акт «Положение  о разработке и утверждении программы курса внеурочной деятельности»принятый на педагогическом совете МКОУ СОШ №1 г.Сим (протокол №5 от 23.05.2014).

Программа реализуется на основе следующих принципов:

1.      Обучение в активной познавательной деятельности. Все темы учащиеся изучают на практике, выполняя различные творческие задания,  общаясь в парах и группах друг с другом.

2.      Индивидуальное обучение. Обучение учащихся работе на компьютере дает возможность организовать деятельность учащихся с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объеме. Данный принцип реализован через организацию практикума по освоению навыков работы на компьютере.

3.      Принцип природосообразности. Основной вид деятельности школьников – игра, через нее дети познают окружающий мир, поэтому в занятия включены игровые элементы, способствующие успешному освоению курса.

4.      Преемственность. Программа курса построена так, что каждая последующая тема логически связана с предыдущей. Данный принцип учащимся помогает понять важность уже изученного материала и значимость каждого отдельного занятия.

5.      Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11  классах.

6.      Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

7.      Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

8.      Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Обоснование необходимости реализации программы

  Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; при решении практических и жизненных задач. Программа  «Создаём игры вместе» позволяет создавать собственные программы для решения конкретной задачи. Это является отличительной особенностью данной программы.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образования.

Следует иметь в виду, что возрастные особенности  школьника среднего возраста не позволяют полной мере реализовать проведение полноценных научных исследований.    Раннее включение в  организованную специальным образом проектную деятельность творческого характера позволяет сформировать у школьника познавательный интерес и исследовательские навыки. В будущем  они станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

  Организация научно-познавательной деятельности школьника требует использования инструмента (средства) для выполнения как исследовательских, так и творческих проектов. В качестве такого инструмента я вижу среду программирования Scratch.

  Предлагаемый  курс по информатике в 5 - 9 классах «Создаём игры вместе» является отличной средой для проектной деятельности. В ней  есть все необходимое:

ü  графический редактор для создания и модификации визуальных объектов;

ü  библиотека готовых графических объектов (некоторые из них содержат наборы скриптов);

ü  библиотека звуков и музыкальных фрагментов;

ü  большое количество примеров.

         Scratch является отличным инструментом для организации научно-познавательной деятельности школьника благодаря нескольким факторам:

- эта программная среда легка в освоении и понятна школьникам, но при этом - она позволяет составлять сложные программы;

- эта программа позволяет заниматься и программированием, и созданием творческих проектов;

-  вокруг Scratch сложилось активное, творческое международное сообщество.

           Язык Scratch особенно интересен  для начального уровня изучения программирования (5-6 классы), но этот же язык может быть использован для изучения программирования на продвинутом уровне (7-9 классы). Обучение основам программирования в этой среде  наиболее эффективно при выполнении небольших (поначалу) проектов. При этом естественным образом ученик овладевает интерфейсом новой для него среды, постепенно углубляясь как в возможности Scratch , так и в идеи собственно программирования. Базовый проект един для всех учеников и выполняется совместно с учителем. Затем предлагаются возможные направления развития базового проекта, которые у разных учеников могут быть различными.

             При создании сложных проектов ученик не просто освоит азы программирования, но и познакомится с полным циклом разработки программы, начиная с этапа описания идеи  и заканчивая тестированием и отладкой.

              Scratch не просто среда для программирования, через нее можно выйти на многие другие темы школьной информатики. Создавая свои собственные игры и мультфильмы, дети научатся разрабатывать проекты, ставить цели и задачи. Чтобы оформить это, нужно поработать в текстовом редакторе. Потом надо нарисовать героя, окружение. Разработать алгоритм действий героя, алгоритмы его реакций на события. Надо будет озвучить героя и события (записать, обработать звук). Важно и то, что ребенок имеет возможность поделиться результатами своего творчества с друзьями или другими пользователями: кнопка для размещения созданного проекта в Сети находится непосредственно в программе.  

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 81.57 Kb
Количество скачиваний: 28
Просмотров: 119

Похожие материалы