Программа по литературному чтению УМК «Перспективная начальная школа» для 4 класса
Предмет: | Начальные классы |
---|---|
Категория материала: | Рабочие программы |
Автор: |
Батищева Александра Николаевна
|
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК «Перспективная начальная школа» включает:
Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту.
Такое сознание всегда ощущает себя укорененным: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений. Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.
Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).
Идея первая. Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы. Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов).
Авторская литература использует:
"Миф – это способ жизни человечества в древности, в дописьменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер.
"Загадка – это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка – способ уговаривать (заклинать) природу.
"Считалка – древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого – в прохождении посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.
В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, – главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями.
Авторские произведения – это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты – это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка. Идея вторая. Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» – понятие художественного образа.
Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.
Примечание.
Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных приемов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифологическую укорененность:
Любой художественный прием – в силу присущей его природе двуплановости – является первоклеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы – это первый шаг на пути к пониманию особенностей художественного образа.
На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве.
Сначала – на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком – языком литературы или языком живописи (графики); потом – на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.
Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах. Идея третья.
Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 300.5 Kb |
Количество скачиваний: | 26 |