Психологический портрет (урок литературы в 9 классе)

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор:

Психологический портрет (урок родного языка в 9 классе)

Цель урока:

подвести итоги работы по знакомству с портретной живописью конца XVIII -начала XIX веков, акцентировать внимание на умении учащихся выделять главное в портретах литературного героя и художников-портретистов.

Оборудование:

репродукции портретов Ф.С.Рокотова, М.Врубеля, И.Н.Крамского, Д.Г.Левицкого, сборники произведений писателей и поэтов XVIII - XX веков.

 

 

Ход урока:

Человек хорош, коль светел,

 На блистательную внешность

не смотри. Хисроу

Когда-то считалось, что душа может покинуть человека и переселиться в его изображение. Люди верили в волшебство, способное даровать им вечную жизнь. Такое волшебство, действительно, существует. Это искусство.

       Почти 500 лет назад великий Леонардо да Винчи написал загадочную Мону Лизу, более 200 лет назад выдающийся художник И.Н.Крамской создал портрет холодной, надменной «Неизвестной», а И.Е.Репин и Н.А.Ярошенко в разное время увековечили образ знаменитой актрисы П.А.Стрепетовой.

      Классики литературы подарили нам надолго запоминающиеся образы любимых героев. Как Жи-вые, сопутствуют нам, русским людям, Евгений Онегин и Татьяна, Печорин и Обломов, Раскольников и Соня Мармеладова...Таким образом сила людей искусства удержала героев полотен и книг от исчезно-вения, от забвения, они останутся с нами и с теми, кто будет жить после нас.

    Само слово портрет происходит от латинского глагола, означающего «извлекать на поверхность, обнаруживать, выявлять».

     Притягательность хорошего портрета в том, что он делает ясной самую суть натуры изображаемого человека, его помыслы, его место в обществе и отношения с другими людьми.

      В литературе чаще всего встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер. И сегодня на уроке мы поразмышляем о творчестве великих мастеров пера и кисти, вновь обратимся к шедеврам портретной живописи конца XVIII - начала XIX века.

Записывается в тетрадях тема урока, объясняется цель урока.

Проводится работа с учебником «Русская речь» Е.И.Никитиной. Упр.231, 214.

В тетрадях переписывается пояснение сочетания «Психологический портрет».

       Теперь рассмотрим несколько портретов, созданных известными художниками. Уже по природе своей они должны содержать рассказ о человеке. Портретисту нужно не только верно схватить облик человека со всеми его внешними особенностями, но дать всего человека в одном его характерном мгновении. Когда живопись и литература встречаются в портрете - это счастливые встречи. Русское искусство знает немало таких встреч.

Начнём с «Портрета А.П.Струйской» работы Ф.С.Рокотова.

-Что мы знаем о Струйской?

-Ф.Рокотов, друг семьи Струйских, написал парные портреты пензенского помещика Николая Ереме-евича и его жены. Сам Струйский - сумасброд - крепостник, поэт  – графоман, поклонник живописи. Его жена Александра Петровна, вышедшая замуж в 14-летнем возрасте, была натурой цельной. Близкий к семье Струйских князь И.Л.Долгорукий нежно отзывался о ней: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан я бы был говорить, с таким чувством усердия и признательности о ней».
Рокотов находился под обаянием её личности и нежной красоты.

Прежде чем мы рассмотрим портрет красивой женщины, познакомимся со стихотворением Н.Заболоцкого «Портрет». Автор при помощи словесных образов описал произведение живописи.

Чтение стихотворения «Портрет»

-В чём поэт увидел своеобразие портрета?

-   Поэт подчеркнул: «Души изменчивой приметы» запечатлены в глазах.

-   Что, по мнению Заболоцкого, является вечной загадкой в портрете Струйской?

Её глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

        - Какие поэтические средства языка использует автор?

-   Эпитеты «безумная нежность», «смертные муки», «прекрасные глаза» помогают понять состояние героини, почувствовать её боль, увидеть страдание в глазах.

-   Анафора «её глаза» подчёркивают значимость именно этой детали в портрете героини.

-   Синонимический ряд тьма, мгла, потёмки вместе с контекстуальным синонимом гроза и тематически близким глаголом мерцать передаёт неопределённый, загадочный свет, наполняющий картину.

В характеристике глаз нет указаний на их цвет, но в них присутствуют словесные полутона: полуулыбка, полуплач, полувосторг, полуиспуг. Приставка полу- во всех перечисленных именах существительных означает незаметный переход из одного состояния в другое и усиливает ощущение загадочности взгляда.

- Какой вы видите героиню на полотне художника?

-Изящная фигура молодой женщины выступает из сероватого, дымчатого полумрака. Мягкий, мерцаю-щий свет выделяет её лицо, красивую шею, плавные очертания плеч. Блёклые тона, лёгкие, незаметно переходящие один в другой оттенки зеленовато-серого, золотистого и розового придают её облику осо-бую нежность. Алеют губы плотно сжатого рта, лишённого традиционной в портретах того времени полуулыбки.

      Удивительно ощущение приветливости и простоты юного существа. Тёмные живые глаза женщины смотрят внимательно, с любопытством. Грация и нежность сквозят в каждом штрихе, в каждой линии.

Благородство и нежность души женщины, поэтическую встревоженность её душевного мира, бесконечную женственность - вот что видит и чувствует любой из нас, рассматривая портрет.

-   В чём же особенность внутреннего мира героини Ф.С.Рокотова?

-   Художник показал нам глаза Струйской, в которых скрыты все её душевные переживания, любовь, тоска.

-Проверим домашнюю работу. Ребята, вы должны были найти портреты литературных  героев  и,  прочитав  их, дать ответ на вопрос: «Какие особенности внутреннего мира  литературного  героя  угадываются  за  описанием   его   внешнего облика?

     Ученик 1.(портрет Обломова, героя романа А.Гончарова «Обломов»).

«Это был человек лет 33 от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам. Вообще же тело его, судя по матовому, белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины».

    Прочитав данный портрет можно предположить, что Обломов - человек ленивый, равнодушный, не умеющий или не желающий думать. Если его тело рыхлое, мягкое, значит, герой ничем не занимается, много лежит на своём диване, нежится под одеялами. Но, несмотря на сказанное о нём выше, мне кажется, что это человек добрый, тихий, слабый, но открытый для общения с другими людьми.

Ученик 2. (портретная  характеристика Грушницкого, которую дал в своём романе «Герои нашего времени» М.Ю.Лермонтов).

«Он только год в службе, носит по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель...

Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать 25 лет, хотя ему едва ли 21 год. Он говорит скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект их наслаждение: они нравятся романтическим провинциалкам до безумия... Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий, спорить с ним было невозможно. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы останови-тесь, он начинает длинную тираду, по-видимому имеющую какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть продолжение его собственной речи. Его цель была сделаться героем романа».

    Мне показалось, что передо мною человек, которому интересен лишь он сам, который любит только себя, восхищается собой, своими речами, не обращая внимания на тех, кто рядом. Значит, этот человек гордый, высокомерный, не способный слушать и понимать окружающих.

      Ученик 3. (портрет Сони из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»):

«Соня была тоненькая, миниатюрная брюнетка с мягким, отенённым длинными ресницами взглядом, густою чёрною косою, два раза обвивавшею её голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнажённых худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких   членов   и   несколько  хитрою   и  сдержанною  манерой   она   напоминала

красивого, но ещё не сформировавшегося котёнка, который будет прелестною кошечкой».

    По-моему, Соня тихая, скромная девушка, которая не может причинить никому вреда. Она настолько хрупка, что её необходимо оберегать, заботиться о ней.

Ученик 4. (литературный портрет, который дан А.П.Чеховым в рассказе «Дама с собачкой»).

«Анна Сергеевна (дама с собачкой) - молодая дама, которая ещё недавно была «институткой», невысокого роста, блондинка с длинными волосами, в беретке, с вульгарною лорнеткою в руках.

У неё была тонкая, «слабая» шея, красивые серые глаза, которые от волнения и слёз могли превратиться в неподвижные и испуганные. Её трогательная улыбка, несмелость и угловатость в смехе часто не давали забыть её образ.

Её выражение, походка, платье, причёска говорили, что она из порядочного общества, замужем, но сейчас ей скучно. Анна Сергеевна часто ходила с белым шпицем, из-за чего её и прозвали дамой с собачкой».

    По-моему, героиня - хрупкая, чувственная натура, скромная, тихая, застенчивая.

Ученица 5. - Я недавно прочитала рассказ В.П.Астафьева «Людочка». Мне запомнился образ очень гадкого человека по имени Стрекач. Вот его портрет: «Более о нём нечего сообщить, Стрекач и Стрекач. Ликом он и в самом деле смахивал на чёрного, , узкозадого жука, летающего по древесной рухляди и что-то там или кого-то там длинными, хрусткими усами терзающего. Всё отличие Стрекача в том, что вместо стригущих щупальцев - усов, у этого под носом была какая-то грязная нашлёпка, при улыбке, точнее, при оскале обнажающая порченые зубы, словно бы из цементных крошек».

     Когда читаешь такую характеристику, кажется, что перед тобою человек, копающийся в твоей жизни, которому интересно знать, что творится в твоей голове, в твоей душе. Он способен глубоко заглянуть в тебя, чтобы прочитать твои мысли, а это уж точно неприятно.

   Учитель:

   Замечательно, ребята, что вы задумывались о внутреннем мире героев прочитанных вами произведе-ний. Важно, что у вас сложилось самостоятельное мнение о героях, об их характерах, что вы попыта-лись понять их.

    «В душе русского человека есть черта особого скрытого героизма. Это — внутрилежащая, глубокая страсть души, съедающая человека, его житейскую личность до самозабвения. Такой подвиг невидим. Но это — величайшая сила жизни, она двигает горами; везде она скромная, неказистая, но внутри полна величайшего героизма, непреклонной воли и решимости. Она сливается всецело со своей идеей, «не страшится умереть». Вот где её величайшая сила: она не боится смерти», - так писал Илья  Ефимович Репин, восхищаясь трагической актрисой Пелагеей Стрепетовой. Что известно о ней?

-Это была женщина с нелёгкой судьбой, с трудным характером, наделённая величайшим дарованием. Театр, искусство для неё было превыше всего. Уход Стрепетовой со сцены был связан с трагическим случаем.

Когда она уже была знаменитой актрисой и матерью двух детей, в неё пылко влюбился молодой красивый студент А.Д.Погодин. Он искал знакомства с нею.

Чувство его возросло, когда он познакомился с предметом своей любви - стареющей горбатенькой женщиной с огромными страдальческими глазами. (Стрепетова была горбатой с детства. Её ребёнком, закутанным в узелок, зимой, в мороз «подкинули» Стрепетовым; один парень, не зная, что это за узелок, отфутболил его, повредив младенцу лопатку).

Молодой человек любил искренне и отдавал возлюбленной всю нерастраченность своих чувств. Вопре-ки мольбам родственников, он женился на ней. Супруги были счастливы. Но Погодин, ревнуя супругу к партнёрам по сцене, умолял её уйти из театра. Стрепетова не могла этого сделать, и тогда он застрелил-ся у её ног. Она обезумела от горя и навсегда оставила сцену. Так театр потерял талантливейшую актри-су. Образ замкнувшейся в своих переживаниях, отрешённой от мира женщины требовал особого реше-ния. Такое решение нашёл И.Репин.

-Рассмотрим эту малоизвестную картину художника. Какой мы видим Стрепетову на полотне?

 - Широко раскрытые, горящие лихорадочным блеском глаза, нервный, плотно сомкнутый рот, бледность свидетельствуют о трагической участи этой женщины. В её облике нет гордого презрения к смерти, в нём - мучительная тоска да глубокое отчаяние, вызванные крушением дела, которому была отдана жизнь.

   Актриса не боялась быть некрасивой, чувствуя, зная, что настоящая красота - это что-то другое. Это «что-то» и было увидено Репиным. «Есть актрисы, представляющие внешнюю, типичную красоту народа, таких много. Но есть актрисы, выражающие душу народа. Таких мало, и среди них Пелагея Антипьевна Стрепетова».

-       Всмотримся в её же портрет, но написанный другим художником, Н.А.Ярошенко. Какие особенности внутреннего мира героини подметили оба художника?

-       Большие затуманенные страданием глаза полны горя. Лицо почти чёрное, заплаканное. Смерть любимого человека - большая утрата, с которой женщина смириться не может. Видно, что она словно обезумела от несчастья.

-       Интересен образ Демона, созданный художником М.Врубелем и поэтом М.Ю.Лермонтовым. Сравним два портрета. Каким мы видим Демона у Врубеля?

-       Мотив картины художник определил сам: «Полуобнажённая, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну...» Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всём том дух властный, величавый.

Одинокий Демон в глубоком раздумье сидит на вершине скалы. Это состояние неподвижности может продлиться долго (если не вечность). Застыли, превратившись в камень, цветы вокруг Демона, облака в небе.

     Художник сумел показать мощь, красоту Демона. Но вся сила скована печалью отверженного всеми существа. Лицо Демона, увенчанное непокорной гривой волос, погружено во тьму. Только в огромных глазах тревожным огоньком светится отблеск заката. Нет в этом лице ни ненависти, ни злобы - только воплощённая печаль. Печаль как печать одиночества.

- А теперь понаблюдаем за тем, каким увидел Демона М.Ю.Лермонтов?

-В поэме автор пишет:

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землёй...

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта...

Ничтожной властвуя землёй,

Он сеял зло без наслажденья.

          Сочетание «отверженный   блуждал» помогает увидеть героя никому не нужным, покинутым, одиноким, презираемым и Богом, и людьми.

-В другой главе читаем:

И над вершинами Кавказа

Изгнанник рая пролетал...

И дик и чуден был вокруг

Весь божий мир; но гордый дух

Презрительным окинул оком

Тип материала: Презентация Power Point (ppt)
Размер: 812.5 Kb
Количество скачиваний: 20
Просмотров: 138

Похожие материалы