Работа Данзановой Эржэны "Кочевое животноводство"

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Автор:

Данзанова Эржэна

Культура кочевого животноводства

работа заняла 1 место в республике

Номинация:

Гуманитарно-экологические исследования

 

Выполнила: Данзанова Эржэна,

Ученица 8-б класса

МБОУ «Сосново-Озёрская сош№1»

Руководитель: Цыбикова С.Ж.

 

2012, с. Сосново-Озёрское

 

 

Содержание.

Введение.

Основная часть

I.       Виды скота

II.    Знания и наблюдения предков о животных

·         Организация водопоя животных

·         Заготовка кормов для животных

·         Как организовать перекочёвки

·         Постройки для животных

Заключение.

Использованная литература

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Культура - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Базисом любого общества является хозяйство – совокупность природных и произведенных в результате деятельности человека средств, используемых для создания, поддержания, улучшения условий и средств существования, жизнеобеспечения человеческого общества. Поэтому изучение процесса развития хозяйства различных народов является важнейшей задачей современной науки. Культурой называется позитивный опыт и знания человека, в данном случае знания и наблюдения предков над природой. Для бурят Забайкалья приоритетным занятием являлось кочевое скотоводство. На протяжении веков количество голов скота определяло статус человека, а скот являлся настоящим этническим маркером бурят.

Хозяйственная деятельность кочевников не нарушала среды обитания, а мягко и плавно окультуривала существующий ландшафт посредством включения домашних животных и культурных растений. В этом она принципиально отличалась от воздействия на природу земледельческих народов.  Такое стремление к сохранению и бережному преобразованию жизненного пространства объясняется особенностями мировосприятия коренных народов Забайкалья, выражающимися в религиозно-культовом отношении к природе как к матери, к общему дому. Это имеет особое значение в оценке социально-этнических аспектов природопользования.

Актуальность данного исследования мы видим в том, что в связи с нарушением природного баланса появилась необходимость трансформировать опыт предков в современных условиях.  Богатейший опыт ведения скотоводства, накопленный на протяжении веков, не потерял своего значения и сегодня, он не только представляет большой познавательный интерес, но и может служить решению вопросов развития животноводства.

В настоящее время значительно сократилось кочевое скотоводство, однако сохранились частично бывшие колхозы и совхозы, остатки которых сейчас называются СПК (сельскохозяйственно-промышленный кооператив), ЗАО (закрытое акционерное общество). Основным видом деятельности здесь является скотоводство,  а именно кочевое. Здесь различаются зимнее и летнее пастбище.  Однако, номадное животноводство до сих пор еще не находит признания и должного развития. Это особенно заметно при анализе видового разведения аборигенных животных в республике.

И раньше и сейчас возникали и возникают проблемы по рациональному использованию пастбищ и поддержанию их в экологически равновесном состоянии.

Поэтому целью исследования является изучение культуры ведения кочевого животноводства.

Задачи исследования:

1.      изучить знания и наблюдения предков над местной природой с соблюдением экологических традиций

2.      выявить, к каким видам скота отдавали предки предпочтение

3.      знать, как правильно поить, кормить, организовать перекочевки

4.      узнать, какие помещения для животных строили предки с соблюдением экологических традиций

 

Методы исследования: описательный, сравнительно-семантический, метод опроса.

Объект исследования: культура кочевого скотоводства

Предмет исследования: знания и наблюдения предков

Обзор литературы. В исторической, этнографической литературе развитие скотоводства у бурят в дореволюционный период нашло определенное отражение. В 1772 г. по Бурятии путешествовал П-С. Паллас. Он собрал большой и интересный материал о хозяйстве бурят. В настоящее время, несмотря на большое количество опубликованных трудов по этнографии и истории бурят, до последнего времени не было специальных работ, посвященных скотоводству. Лишь отдельные вопросы, так или иначе связанные со скотоводством, затрагивались в нескольких статьях, которые чаще всего носили описательный характер, также в исторических и историко-этнографических трудах и этнографических заметках. Особо следует подчеркнуть историко-этнографический очерк Батуевой И. Б. «Буряты на рубеже XIX-XX веков». В настоящей работе ставится задача рассмотреть развитие скотоводства в дореволюционной Бурятии. Большую помощь в нашей работе оказала статья монгольского профессора Дулам С. Знания монгольских скотоводов в Вестнике БНЦ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 1.  Виды скота.

Буряты стремились содержать в стаде несколько видов скота. Это определялось у бурят, как и, у других скотоводческих народов, прежде всего, стремлением наиболее полно и рационально использовать природные пастбища, что возможно только при рациональном выпасе нескольких видов скота, а также с целью обеспечения скотовода одеждой, пищей, предметами домашней утвари. В основном у бурятского населения разводились овцы, козы, крупный рогатый скот, лошади. Тот, кто имел комплексное стадо, то есть пять видов скота, считались владельцами полного набора животных (табан хушуун мал). Верблюды имелись в крупных кочевых хозяйствах.

Существовали предельно рациональная структура животноводства и соотношение видов скота с преобладанием поголовья лошадей и крупного рогатого скота. Табунное коневодство мало изменяло растительный покров, не случайно, поэтому в засушливых условиях Забайкалья с его малопродуктивными и экологически неустойчивыми ландшафтами население экологически осознанно предпочитало содержать больше лошадей и крупного рогатого скота, а поголовье овец удерживало на определенном уровне.

П.- С. Паллас дает сведения о видах скота у бурят: «Бурятские племена имеют весьма великие табуны лошадей и стада рогатого скота и овец. Верблюдов, однако же, и коз не так много. Лошади их росту среднего, голову и уши имеют большие, бодры и послушны. Рогатый скот мелок, не удоист. Овцы роду широкохвостых. Козы малы и весьма шерстисты. Верблюды большей частью двугорбые. Они бы держали и свиней, но не знают, как зиму прокормить оных». И. Георги указывает примерное число скота, имеющегося у разных групп бурят: «Они умеют так использовать скот, что семья, имеющая 20 голов всякого скота, может иметь пропитание, имеющая до 100 голов — жить довольно зажиточно, те, кто имеет до 500 голов, тот весьма богат. Но некоторые буряты имеют и до 1000 верблюдов, 4000 лошадей, от 2 до 3 тысяч рогатого скота, до 8, тысяч овец и до нескольку сот коз. Столь богатые люди никогда точно число скота своего не знают, отчасти для того, что, по суеверию, считать оный почитают вредным, а отчасти и по тому, что ежегодно убывает, а в летнее время всегда прибывает».

Достаточно подробная и всесторонняя характеристика бурятской лошади имеется в архивных документах прошлого столетия. Так, в документе, относящемся к 1879 году «О доставлении сведений по вопросу об улучшении коневодства в Забайкалье» говорится: «Мы, родоначальники разных родов ведомства Агинской Степной Думы имеем честь объяснить. Разводимые нами местные породы лошадей пропитываются подножным кормом, зеленью, ветошью. Без особенных ухода и потребностей летом и зимой не требуют конюшен и сараев, но между тем обладают крепостью, выносливостью... И для верховой езды, по легкости своей имеют превосходство перед лошадьми, привозимыми из внутренних губерний и Западной Сибири... Средний рост здешних лошадей 1 аршин 14 вершков. Лошади местной породы могут перевозить тяжести от 15 до 25 пудов».

    Бурятские лошади встречаются чаще всего следующей масти: серая, соловая, гнедая, карая, рыжая, каурая. Реже встречались белой и особенно вороной масти.

Бурятские лошади относятся к самым низкорослым лошадям Сибири, но отличаются массивным телосложением. Для них характерна массивная голова, короткая мускулистая шея, низкая короткая холка, прямая спина, спущенный круп, грудь умеренной ширины, но глубокая, ноги относительно короткие, костистые, с развитыми суставами. Грива и хвост длинные, густые. Корпус покрыт хорошо развитым волосом. Хорошо приспособлены к суровым местным условиям, неприхотливы к кормам. Они могли довольствоваться круглый год кормом, который имелся в степи, стойко переносили зимнюю голодовку, очень ослабевали к весне, но зато быстро поправлялись с появлением свежей травы.

По характеру продуктивности бурятские лошади не специализированы и служат как верховые, упряжные и мясо-молочные животные. Из-за малого роста и коротконогости шаг у них короткий, но движения частые. Скорость при поездках на большие расстояния не превышает шагом 5-6 км в час, рысью 11 - 14 и галопом 20 км в час, Весят бурятские лошади от 300 до 350 кг.

Сейчас, по статистическим данным, по количеству лошадей среди районов республики Еравна занимает четвертое место, уступая Закамне, Оке и Джиде. Из 13 сельскохозяйственных организаций в Еравне четыре племенных хозяйства по разведению лошадей - «Исинга», «Ульдурга», «Победа», «Домна». Сегодня в хозяйствах всех категорий числится 6339 голов лошадей. По сравнению с 2004 годом поголовье лошадей увеличилось на 2892 головы. Это ощущается и по тому, что, проезжая по району, чаще, чем раньше, можно встретить косяки лошадей.

Немаловажное значение имел и тот факт, что мелкий скот мог лучше удовлетворять сезонные нужды в мясе (в теплое время удобнее сохранить мясо овцы или козы, чем крупного рогатого скота). Особенно большое значение имели овцы. Они давали шерсть, молоко, мясо, кожу. Баранина считалась лучшим мясом по вкусовым и питательным качествам и преподносилась как самое дорогое угощение гостям. Из овечьих шкур шили шубы, дохи, штаны, жилеты, унты, шапки, рукавицы, одеяла. Из шерсти катали войлоки, а из них делали покрытия для юрт, матрацы, коврики, потники.

Наш регион дал государству 3 породы овец, Забайкальская тонкорунная 1956 году, Бурятская – 2006 год, Буубэй – 2008 год.

В Еравне разводят такие породы как мери́нос, бурятская, буубэй.

Меринос - порода тонкорунных овец, наибольшее поголовье которых находится в Австралии. Мериносы отличаются от остальных пород овец высоким качеством камвольной (чёсаной) шерсти, состоящей из тонких (15—25 мкм) мягких волокон.

Аборигенная бурятская овца раньше была широко распространена на территории, где проживали буряты. Эти овцы были классическими пастбищными животными, т.е. крепкой конституции, подвижные, темпераментные, с очень хорошо развитым материнским инстинктом, способные самостоятельно круглый год находить на пастбище корм, способные быстро нагуливаться и аккумулировать в больших количествах жир, которым организм «питается» во время долгой и холодной зимы.

В результате селекционных работ на протяжении более 20 лет, путем отбора и подбора наилучших экземпляров, сохранив лучшие качества и дав новые свойства, создали породу грубошерстных овец, пастбищного содержания, мясного направления, которую, назвали «Буубэй».

В отрасли овцеводства СПК «Ульдурга», «Исинга» сразу отошли от разведения овец тонкорунной породы и перешли на разведение овец породы «Буубэй».

Третье место занимает разведение крупного рогатого скота. В Еравне разводят такие породы как симментал, казахская белоголовая, калмыцкая. 

КАЛМЫЦКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота, мясного направления. Выведена длительным совершенствованием скота, приведенного кочевыми калмыцкими племенами около 350 лет назад из западной части Монголии.

Животные крепкой конституции, гармоничного сложения. Масть красная разных оттенков, реже рыжая. Быки весят 750-900, коровы 420-500 кг. Скот неприхотлив к кормам и условиям содержания, хорошо использует зимние пастбища, быстро нажировывается весной и осенью и стойко сохраняет упитанность во время летних засух и длительных зимовок. Калмыцкую породу используют для улучшения мясных качеств молочных пород.

КАЗАХСКАЯ БЕЛОГОЛОВАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота, мясного направления. Выведена в 30-40-е гг. в колхозах и совхозах Казахстана. Животные хорошо выраженного мясного типа телосложения. Масть красная, различных оттенков; голова, грудь, брюхо, нижняя часть ног и кисть хвоста белые, встречаются белые отметины на холке и крестце. Быки весят 850-1000, коровы 500-550 кг. 

СИММЕНТАЛЬСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота (от нем. Simmental - Зимментальская долина), молочно-мясного направления. Выведена в Швейцарии улучшением местного и завезенного в 5 в. скандинавского скота. Благодаря высоким продуктивным качествам и хорошей акклиматизации, распространилась во многие страны. В Россию Симментальскую породу завозили со 2-й половины 19 в. Масть скота палевая, палево-пестрая, реже красно-пестрая, голова и конец хвоста белые; Быки весят 800-1100, коровы - 550-600 кг.

Что касается Еравны, отдают предпочтение на скот казахской белоголовой породы. Это весьма неприхотливый скот, мясо которого обладает ценными вкусовыми качествами. В свое время по нацпроекту СПК «Ульдурга», «Домна» закупили этот скот. В данный момент у нас содержится более 2000 голов скота этой породы.

II.                Знания и наблюдения предков о животных

Существовала высокая культура ведения номадного животноводства, которая вырабатывалась веками. Она способствовала поддержанию природных ландшафтов. Культура была основана на знаниях и наблюдениях над местной природой.

1.      Организация водопоя для животных.

Если не хватает воды, значит, не хватает пищи. Есть доля правды в том, что говорят скотоводы: «Скот тучнеет от воды и тощает от воды». У знатоков скотоводов существует много способов находить подземные источники по приметам местности. Есть немало примеров, говорящих о том, что в степной полупустыне вода недалеко там, где в низине растут саксаул, чий, есть бугорки, сочные зеленые луга. Если зимой земля треснет, где растет чий и есть бугорки, то по всем признакам там много воды. Если эти растения хорошо растут, значит, в глубине есть вода. Если зимой в расщелине вырыть колодец, появится хорошая вода. Когда карагана и чий растут отдельными группами, образуя круги, и издалека на них видны миражи – там, несомненно, есть вода. Если выкопать ямку в земле глубиной с локоть, опрокинуть над ней на ночь небольшую посудину, наутро в ней осядет обильная роса − признак того, что там есть вода [информаторы] – подобными способами находили воду. Говорят, «что небесная и земная вода притягивают друг друга. Говорят, что один старик-мастер говорил молодому человеку: «Терпеливо сиди десять дней на вершине этого холма и внимательно смотри. Приметь, откуда исходят три светло-голубых дымка, похожих на дым аила, тянущийся прямо вверх». Юноша поступил так, как было сказано, и после того, как он десять дней просидел на вершине холма, он увидел что-то похожее на три светло-голубых дымка. Он приметил то место, и когда он посмотрел с другой стороны, было то же самое. Говорят, что в этих трех местах появились три неиссякаемых и неисчерпаемых колодца» (Дулам С.). Также говорят, что в местности, над которой на восходе солнца стелется дымка тумана, как шлейф шарфа, непременно есть вода. Красивая земля с горами – творение воды. Такую прекрасную местность в древние времена создала вода. Люди не знают того, что было в древности.

 Говорят, что место, где растет бор в излучине реки и всю местность вокруг, река сделала сама. Существует поучение одного мудрого скотовода о важнейшей  необходимости воды для скота:

Если не хватает воды,

Значит, не хватает пищи.

Томящийся жаждой скот

Не наедается досыта.

Оголодавший скот

Не напивается вдоволь.

Томящийся жаждой скот голодает,

Голодный скот мерзнет,

Замерзший скот погибает

 «Три осенних месяца паси скот вдоль берега реки. Это время, когда скот обильно пьет воду, поскольку поедаются семена трав. Также осенняя вода тиха и прозрачна, поэтому очень нужна скоту, для него осенняя вода подобна лекарству. Поэтому люди, выращивающие скот, не должны упускать осеннюю воду и в три осенних месяца должны пасти скот вдоль берега реки. Если упустить осеннюю воду, то человек, пасущий скот, раскается в этом» [информатор Дыжитов]. Одним словом, осенью вода для скота подобна целебному источнику.

2.      Заготовка кормов.

Для обеспечения зимовки скота большое внимание уделялось системе заготовки сена. С этой целью земли, прилежащие к зимникам и удобные для полива, оберегались в летнее время от пастьбы. Скотоводы знали, какие виды трав пригодны для разных животных, умели определить качество, строго соблюдали экологические традиции. Для выпаса животных скотоводу важно было уметь определять качество травы. Трава считалась питательной, если отрывалась у самого корня, имела красноватый оттенок, сладковатый вкус. Верным признаком определения качества травы являлся конский помет, оставшийся на пастбище. Если он был черного цвета, крупный, цельный, но не твердый, то трава на пастбище, как правило, была хорошей. Плохой считалась трава в лесистой местности, а хорошей - на возвышенных местах. Более толстый, чем на равнинах, стебель дольше сохранял питательные свойства.

В Забайкалье большинство скота содержалось на подножном корме в течение всего года.

3.      Как организовать перекочёвки

Пастбищный период колебался от 207 до 243 дней в году. При выборе пастбищ и выгонов для скота буряты учитывали качество почв, рельеф, а также наличие рядом водоемов. За такой продолжительный срок содержания стада на подножном корме скотоводы постоянно меняли пастбища по мере поедания травяного покрова и, таким образом не допускали истощения почв. Основным условием хозяйствования являлось недопущение «перевыпаса». Опытные скотоводы делят свою территорию для выпаса скота на тонкие полосы, начиная от своего дома и до окраины пастбища. Его можно сравнить с верхним дымовым отверстием юрты, жерди от которого тянутся в разные стороны и делят круг на десять равных частей. На одном из таких сегментов можно пасти скот от четырех до пяти дней. По дороге домой нельзя гнать скот по свежей, нетронутой траве, необходимо возвращаться по той же полосе, на которой он пасся. Этот сегмент будет снова пригоден для выпаса через 15–20 дней. Чтобы не пропустить полосу, следует отмечать край каждого сегмента. Целесообразно сохранять участки пастбища, укрытые от ветра, с тем, чтобы использовать их вовремя ухудшения погодных условий. В целом выделяется три типа пастбищ: дальние, ближние, запасные, которые необходимо использовать в определенной последовательности. Существует тесная взаимосвязь между скотом и пастбищами: жизнь скота невозможна без них, а те, в свою очередь, разрыхляются и соответственно улучшаются благодаря пасущимся на них животным. При наличии травы скот сам способен прокормить себя. Однако скотоводам важно и в поле, и в загоне для скота тщательно следить за степенью упитанности своего поголовья. Приведем поговорки о правильном использовании пастбищ: «Паси, пока животные помещаются, пока ноге есть куда ступить», «В годы бескормицы делись и облезлой шкурой» и др.

В словах наших мудрых скотоводов есть сведения, какая местность будет подходящей для скота в каждый из четырех сезонов года, что является  результатом наблюдений из опыта многовекового ухода за скотом.

Зимой в богатой местности зимуй,

Летом места с корешками присматривай,

Весной на возвышенные места опирайся,

Осенью на ровном пастбище поселяйся.

В осеннее время в лучшем месте поселяйся,

В зимнее время в местах с назёмом поселяйся,

В весеннее время строй заграждение,

В летнее время на лугу поселяйся [Дулам, c. 32].

Наставление о поселении зимой в богатом назёмом месте связано с комфортом для человека и скота и со стойбищем с теплой хорошей подстилкой.

О том, что необходимо учитывать особенности выпаса домашнего скота в течение года, а также от зависимости его поголовья от сезонных изменений говорится в улигерах:

Питаясь, становятся тучными в три летних месяца,

Прибавляя в весе, поправляются в три осенних месяца,

От вьюги

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 47.45 Kb
Количество скачиваний: 2
Просмотров: 79

Похожие материалы