Разработка комплекта поурочных планов по учебной дисциплине ОП.05 Специальный рисунок профессии: Парикмахер

Предмет: Технология
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

План занятия

Занятие №

1

Дата

 

Предмет:

ОП.05 Специальный рисунок

Тема программы:

Тема занятия:

Техника рисунка и основы композиции

Композиция рисунка; основные законы композиции.Основные правила композиционного построения рисунка (2ч.)

Форма занятия:

Теоретическое обучение

Цель занятия:

 

 

 

1. Образовательная:

Ознакомление с понятиями композиция рисунка, законы композиции

2. Развивающая:

Развитие навыков при работе разными техниками рисунка

3. Воспитательная:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Методы обучения:

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, вкоторой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.Словесный, наглядный и практический.

Методико-дидактические оснащение занятия:

Учебник: Основы художественного проектирования прически. Специальный рисунок: учебное пособие для начального профессионального образования/ Т.И. Беспалова, А.В. Гузь – М.: Издательский центр «Академия», 2011. Тетради, ручки. Карандаши: твердые, мягкие; Бумага, резинка, цветные карандаши.

Наглядное пособие.

 

 

 

 

Ход занятия

Организационная часть

Подготовка аудитории к занятию, проверка наличия студентов. Ознакомление студентов с данной учебной дисциплины «ОП.05 Специальный рисунок». Изучим предмет в 1-м и во 2-ом семестре. Общая нагрузка изучение данной учебной дисциплины 40 часов. Из них теоретическое обучение – 10 часов; лабораторно – практическое занятие – 30 часов и самостоятельная работа – 18 часов. Итоговая аттестация будет в форме дифференцированного зачета. Тема сегодняшнего занятия: «Композиция рисунка».

Теоретическая часть

Рассмотрим 3 вопроса: 1. Инструменты, материалы, принадлежности для рисунка; 2. Общие сведения о композиции; определение. Композиция рисунка; основные законы композиции.Основные правила композиционного построения рисунка; последовательность работ; 3.Техника рисунка: штриховка и тушевка; их определение и приемы выполнения.                                                       

Освещенность. Принципы перехода от одного тона к другому. Тени. Светотень.

1. Актуализация опорных знаний

2. Изложение нового материала

1. Открываем учебник стр. 9 «1.2 Художественные материалы и способы их применения». Читаем. Обсуждение. – Какие бумаги бывают?;  - В чем отличие мягкого карандаша от твердого карандаша?; - Что такое уголь, сангина, тушь (чернила), пастель?; - Какие краски бывают?

2. Стр. 20 Читаем 2.1, 2.2, 2.3, 2.4. Обсуждение. – Что такое композиция?  Пишем понятие композиция и задачи композиционного построения. – Назовите основной закон композиции. Конспектируем 2.4 Свойства композиции.

3. Средствами композиции являются линии, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое). Линейная перспектива, светотень, цвет.

Линией пользуются и в длительном рисунке, и в кратковременных набросках и эскизах композиций. Однако в линейном наброске возможно решение и пространственных задач. Контурная линия заключает форму предмета. Несмотря на то, что на плоскости проведены только линии, создается впечатление, что внутри контура тон изображенного предмета темнее или светлее, чем окружающий его фон плоскости. Возникает иллюзия силуэта предмета светлым пятном на фоне, кажущемся темнее, чем есть на самом деле. Более того, линейный рисунок может передать впечатление объема предмета. Это достигается тем, что линия строит форму в пропорциях и в перспективе, во-вторых, тем, что линия изменяется по своей толщине и силе звучания. Даже незаконченная, она способна выполнять одновременно несколько функций: отграничивать форму, компоновать изображение, определять характер в движение всей формы, ее пропорции и т. д. Плавность, текучесть и направленность линии при нанесении контура позволяют выявлять пластические качества формы. Практическую работу над композицией чаще всего начинают с линейного рисунка. В нем находят отражение и последующие, более проработанные эскизы композиции.На силу звучания тонального пятна, образованного внутри контура параллельными или перекрещивающимися штрихами, влияют ширина штрихов и светлых промежутков между ними, свойства графического материала и техника нанесения его на изобразительную плоскость. В некоторых случаях тональное пятно наносится в начале работы, а затем уже уточняется контур формы.Нередко в набросках, зарисовках, эскизах композиции используются одновременно линия, штрих и тональное пятно (или комбинация: линия и тон), а также цветовое пятно, когда необходимо передать контрасты тональные и цветовые. Тональное пятно всегда дается на фоне более светлом, чем оно само, иначе пятно не будет читаться. Цветовое пятно лучше всего показывать в окружении, отношении к другим цветам. И здесь речь идет о цветовых контрастах, которые способны строить, закладывать основу выразительности композиции. Светотень как средство композиции применяется для передачи объема предмета. Степень рельефности объемной формы связана с условиями освещения, что имеет непосредственное отношение к выражению конструктивной идеи произведения.

Закрепление

Отвечаем на контрольные вопросы в стр. 19.

Заключительная часть занятия

Дать оценку успешности студентов. Рефлексия.

 


 

План занятия

Занятие №

2

Дата

 

Предмет:

ОП.05 Специальный рисунок

Тема программы:

Тема занятия:

Техника рисунка и основы композиции

Отработка приемов выполнения техники штриховка (2ч.)

Форма занятия:

Лабораторно – практическое занятие

Цель занятия:

 

 

 

1. Образовательная:

Ознакомление с техникой штриховка и типами штриховок

2. Развивающая:

Отработка навыков приемами выполнения техники штриховка

3. Воспитательная:

ОК3Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Методы обучения:

Интерактивный метод – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с учащимися. Ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Словесный, наглядный и практический.

Методико-дидактические оснащение занятия:

Учебник: Основы художественного проектирования прически. Специальный рисунок: учебное пособие для начального профессионального образования/ Т.И. Беспалова, А.В. Гузь – М.: Издательский центр «Академия», 2011. Тетради, ручки. Карандаши: твердые, мягкие; Бумага, резинка, цветные карандаши.

Наглядное пособие.

 

 

 

 

Ход занятия

Организационная часть

Подготовка аудитории к занятию, проверка наличия студентов. Ознакомление студентов с темой и целями занятия.

Теоретическая часть

Читаем в учебнике в стр. 16 главные изобразительные средства рисунка. Техника штриховка.Типы штриховок.

1. Актуализация опорных знаний

2. Изложение нового материала

Штриховка – это способ передачи объёма, структуры, формы предмета на плоскости.

 Штриховка бывает из 3-х типов: параллельная, перекрестная и избирательная. Избирательная штриховка  (т.е. если  вы не сделали недочет, вы дополняете ее). Также очень важно при работе с карандашом «нажим».  В доске показываю цветовую градацию. Свет, собственная тень, падающая тень. Слабый нажим это свет, сильный нажим это тень.Берем бумаги, делаем квадрат в 7 частей. И научимся делать плавный переход от самого светлого до темного света.

Закрепление

Рисуем тональную линейку.

Заключительная часть занятия

Дать оценку успешности студентов. Рефлексия.

Самостоятельная работа: Изобразительные и выразительные средства рисунка.

Тональная линейка в цветовом виде (акварель, цветной карандаш)

 


 

План занятия

Занятие №

3

Дата

 

Предмет:

ОП.05 Специальный рисунок

Тема программы:

Тема занятия:

Техника рисунка и основы композиции

Отработка приемов выполнения перехода от одного тона к другому  (2ч.)

Форма занятия:

Лабораторно – практическое занятие

Цель занятия:

 

 

 

1. Образовательная:

Ознакомление с приемами выполнения перехода от одного тона к другому

2. Развивающая:

Отработка навыков приема выполнения перехода по тональности

3. Воспитательная:

ОК2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Методы обучения:

Интерактивный метод – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с учащимися. Ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Словесный, наглядный и практический.

Методико-дидактические оснащение занятия:

Учебник: Основы художественного проектирования прически. Специальный рисунок: учебное пособие для начального профессионального образования/ Т.И. Беспалова, А.В. Гузь – М.: Издательский центр «Академия», 2011. Тетради, ручки. Карандаши: твердые, мягкие; Бумага, резинка, цветные карандаши.

Наглядное пособие.

 

 

 

 

Ход занятия

Организационная часть

Подготовка аудитории к занятию, проверка наличия студентов. Ознакомление студентов с темой и целями занятия.

Теоретическая часть

1. Актуализация опорных знаний

2. Изложение нового материала

Понятие «тон» означает передачу в рисунке не только светотени, но и различий в окраске предметов по светлоте. Всякая ошибка в тоне нарушает пространственные планы.

 При тональном решении нельзя сравнивать тон какого-либо одного места рисунка с тоном такого же участка натуры, необходимо анализировать сразу несколько тонов, т. е. создавать определенные соотношения между тонами, как в натуре, так и в рисунке. Это правильно помогает передать тональный масштаб.Распределение светотени на поверхности предметов передают при помощи тоновых переходов от светлого к темному: блик, свет, полутень, собственная тень, падающая тень, рефлекс. Самое светлое пятно или полоса на предмете называется бликом. Это — отражение источника света на полированной или глянцевой поверхности предмета. Оно отличается от света большей светлотой.

Первый этап заключается в поиске наиболее удачного расположения группы предметов на листе, т. е. соотношения ширине и высоте всей группы сразу. Намечая основные пропорции общей композиции, необходимо включить в нее падающие тени и оставшиеся пустоты листа.

 Весь рисунок выполняют легкими линиями, используя вспомогательные линии для построения предметов на плоскости и в перспективном сокращении.

Второй этап включает в себя конструктивное построение и проработку формы предметов. Легкой штриховкой нанос полутени, более темный тон оставляют для теней — собственных и падающих.

На третьем этапе рисования продолжают работу над светотенью, выявляя все полутона и рефлексы, обобщая по возможности некоторые части. При этом смотреть необходимо перед собой в пространство на всю постановку сразу, покрывая сильнее тени, оставляя в запасе еще силу тона для окончательного завершения работы.

Четвертый этап — обобщение рисунка, его окончательная доработка. На этом этапе уже трудно что-либо исправлять в конструктивном построении, поэтому в основном проверяют силу тональных отношений рисунка и постановки, подчинение в тоне второстепенных деталей целому, т. е. работают только светотенью.

Закрепление

Этапы рисования куба.

Заключительная часть занятия

Дать оценку успешности студентов. Рефлексия.

 


 

План занятия

Занятие №

4

Дата

 

Предмет:

ОП.05 Специальный рисунок

Тема программы:

Тема занятия:

Техника рисунка и основы композиции

Отработка приемов  композиционного построения рисунка (2ч.)

Форма занятия:

Лабораторно – практическое занятие

Цель занятия:

 

 

 

1. Образовательная:

Отработка приемов  композиционного построения рисунка

2. Развивающая:

Отработка приемов  композиционного построения рисунка

3. Воспитательная:

ОК3Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Методы обучения:

Интерактивный метод – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с учащимися. Ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Словесный, наглядный и практический.

Методико-дидактические оснащение занятия:

Учебник: Основы художественного проектирования прически. Специальный рисунок: учебное пособие для начального профессионального образования/ Т.И. Беспалова, А.В. Гузь – М.: Издательский центр «Академия», 2011. Тетради, ручки. Карандаши: твердые, мягкие; Бумага, резинка, цветные карандаши.

Наглядное пособие.

 

 

 

 

Ход занятия

Организационная часть

Подготовка аудитории к занятию, проверка наличия студентов. Ознакомление студентов с темой и целями занятия.

Теоретическая часть

Открываем учебник стр. 41. Читаем 3.1, 3.2, 3.3.

1. Актуализация опорных знаний

2. Изложение нового материала

Рисунок следует вести постепенно, по мере продвижения уточняя детали, усиливая тон. Намечаем основные размеры: высоту и ширину кувшина.Построение крынки на следующем этапе аналогично построению, описанном в предыдущем задании. В то же время, стоит заметить, что образующая (линия края формы) не должна быть тёмной. Ведь эта линия является самой удалённой от зрителя видимой частью формы. Поверхности, находящиеся в центре, ближе всего к нам.

При определении места горизонтальных линий построения, обозначающих изменения формы, ориентируйтесь на видимые линии, соответствующие нижним краям эллипсов. На данном этапе кажется, что на рисунке крынка чуть ниже, чем нужно. Это нормально, т.к. пока не нарисованы эллипсы, после того, как они будут построены, горшок на рисунке станет чуть выше.Также есть ещё один нюанс, о котором часто забывают. Плечики кувшина, когда мы смотрим на него сверху, заходят за горлышко. Это не всегда заметно на расстоянии, но изображаться должно всегда.

После того, как тщательно проверено линейное построение кувшина, можно приступить к изображению эллипсов. Эллипсы иногда называют овалами, хотя если быть совсем точным, то мы изображаем круг, лежащий на горизонтальной плоскости, в перспективе. Как называть круг в перспективе, эллипсом или овалом, не столь важно, главное, чтобы он изображался верно.

Основные требования к изображению эллипса:

Края должны быть округлыми, а не заострёнными.

Ближняя половина овала развёрнута чуть больше (нижняя половина чуть шире верхней).

Левая половина должна быть симметрична правой, старайтесь точно нанизывать овал на ось, чтобы он не выглядел наклонённым.

Линия ближней части эллипса рисуется темнее, а дальняя — светлее.

Построение следует начинать с верхнего эллипса, у которого видно, насколько он развёрнут. Важно точно нарисовать степень развёрнутости овала, для этого надо  верно определить соотношение большого и малого диаметров (высоты и ширины). Затем изображаем самый нижний эллипс. Нижний овал развёрнут больше, чем верхний. Нужно точно определить, насколько он шире, иначе донышко получится вывернутым.

Затем изображаем эллипсы в середине. Они будут развёрнуты меньше, чем нижний, но больше, чем верхний. На завершающем этапе изображаем все оставшиеся эллипсы.

После того, как проверена точность построения эллипсов, приступаем к изображению объёмной формы.

Сначала определяем границу света и тени. В целом объём крынки делится ровно пополам вертикальной плоскостью, проходящей через осевую линию, одна половина — на свету, а другая — в тени. В первую очередь, следует показать объём кувшина как тела вращения. Внутри горлышка имеется падающая тень. Линия её края немного прогибается кверху. На противоположной части горлышка свет, поэтому внутри тени на горлышке будет рефлекс.

Штрих наносим по форме крынки, по направлению образующей.

Начало работы над объёмной формой. Бывает, что освещение сверху и граница светотени ложится так:граница светотени при освещении сбоку и сверху. Или так:граница светотени при освещении сверху и сбоку

На следующем этапе рассмотрим освещённую часть крынки. Освещённость предмета зависит от угла падения света.

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 1.9 Mb
Количество скачиваний: 80
Просмотров: 212

Похожие материалы