Развитие творческих способностей детей
Предмет: | Музыка |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: |
Кадыкова Елена Николаевна
|
Актуальность проблемы.
Любому педагогу-музыканту в своей практике приходится иметь дело с двумя факторами – музыкой как таковой и личностью ребёнка, его особенностями, устремлениями, способностями. В основу современного учебно-воспитательного процесса положена концепция развивающего обучения. В комплексе творческих способностей дошкольника выделяются первоочередные по своей важности и значению: музыкальный слух, ритмическое чувство, ладовое чувство, память, двигательно-моторные способности, музыкально-образное мышление, воображение, фантазия.
Развитие творческих способностей - важная задача музыкального воспитания детей. Творческие спо¬собности делятся на способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения), а также к творческому восприятию музыки.
Педагоги утверждают, что творческие способности необходимо развивать начиная с младшего дошкольного возраста, когда дети охотно выпол¬няют посильные для себя творческие задания. Развитие творческих способностей позволяет ребенку полнее выразить свои впечатления от музыки.
Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественно-творческие способности, но и «всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности» (Э.И. Ильенков) - способность к творчеству. И чем раньше произойдёт встреча ребёнка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным.
Как известно, игра является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в игре выступает сценическое представление, возникающее в процессе взаимодействия . Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-игровая деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.
По своей природе музыкально- игровая деятельность наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей.
Вышесказанное выявило противоречия между:
-потребностями общества в творческом развитии личности и традиционной системой дошкольного воспитания, недостаточно ориентированной на развитие творческих способностей детей;
-актуальностью для практики дошкольного музыкального воспитания решения проблемы развития творческих способностей детей и не разработанностью научных основ ее решения;
-потенциальными возможностями музыкально-игровой деятельности для развития творческих способностей дошкольников и недостаточным методическим обеспечением данного процесса.
Исходя из данных противоречий проблема исследования заключается в необходимости выявления научных основ процесса развития творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности.
Цель: Развитие музыкально-творческих способностей детей через музыкально- игровую деятельность.
Задачи:
Формировать устойчивый интерес к музыкально- игровой деятельности
Обучить различным приёмам игры на инструментах
Развить музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье детей.
Приобщить к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
Развивать эстетически способности детей
Виды игр.
1.Игры с пением
2.Игры под инструментальную музыку.
3.Музыкально- дидактические игры
4.Игры под пение педагога
5.Музыкально- пальчиковые игры
6.Музыкально- ролевые игры
7.Игры с использованием музыкальных инструментов.
Формы работы.
Музыкальные занятияпроходят со всем коллективом, по подгруппам.
Практические занятия,где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают игру на детских музыкальных инструментах.
Рассказы о различных музыкальных инструментах.
Выступление на концертах, праздниках, конкурсах, фестивалях..
Индивидуальные творческие задания.
Сочинение мелодий.
Беседы-диалоги.Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Изготовление атрибутов и пособий к играм.
Результаты диагностики.
Экспериментальная работа по развитию творческих способностей у старших дошкольников проводилась на базе Дома детского Творчества. В ходе эксперимента применялись методы наблюдения, беседы, анализ и обобщение результатов экспериментальной работы.
Целью констатирующего эксперимента было выявление начального уровня развития творческих способностей детей. В качестве компонентов творческих способностей мы выделили творческое воображение, творческое мышление и опыт творческой деятельности, уровень развитости которых определялся по ряду показателей.
Творческое воображение – проявляется в способности дошкольника к яркому, образному фантазированию; в способности создавать художественные ассоциации; в адекватности возникающих образов и ассоциаций звучащей музыке или характеру персонажа (в музыкально- ролевых играх).
Творческое мышление – выражается в беглости, гибкости и оригинальности мысли. Беглость творческого мышления характеризуется быстротой переключения вариантов решения творческих заданий и точностью их выполнения; гибкость мыслительного процесса – переключением с одной идеи на другую; оригинальность творческого мышления характеризуется минимальной частотой обращения ребенка к одинаковым ответам, подражанию в выполнении творческих заданий.
Опыт творческой деятельности – проявляется в способности дошкольника к осуществлению различных видов музыкальной деятельности (восприятия, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, элементарной импровизации); в заинтересованности ребенка в выполнении творческих заданий; интересном результате выполнения таких заданий.
Для проведения начальной диагностики дошкольникам предлагались для выполнения следующие задания обобщающего характера, при выполнении которых можно было наблюдать проявления показателей всех компонентов творческих способностей дошкольников – интеллектуального (творческое мышление), преобразующего (творческое воображение), деятельностно-практического (опыт творческой деятельности).
Результаты констатирующей диагностики позволили распределить дошкольников по уровням развития творческих способностей, которые мы назвали репродуктивный, преобразующий, творческий.
Общие результаты исходного обследования развития творческих способностей дошкольников, в единстве составляющих их компонентов, были переведены нами в процентное соотношение и представлены в следующей таблице:
Развитие творческих способностей у дошкольников на констатирующем этапе эксперимента
Уровни развития
творческих
способностей у
дошкольниковКомпоненты творческих способностей
ИнтеллектуальныйПреобразующийДеятельностно-
практический
Репродуктивный75 %50 %75 %
Преобразующий16,7 %25 %12,5 %
Творческий8,3 %25 %12,5 %
Начальная диагностика развития творческих способностей у дошкольников показала, что большинство детей находится на низком уровне – в среднем
66,7 %; 18 % показывают средний уровень; и 15,3 % дошкольников отнесены нами к высокому уровню развития.
Кроме того, мы обнаружили, что у многих детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь, что тормозит развитие творческого мышления, зажатость и эмоциональная закрепощенность не дают в полной мере проявляться творческому воображению. На наш взгляд, эффективный путь к стимулированию развития творческих способностей – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально- игровая деятельность.
Являясь важным видом детского творчества, именно музыкально-игровая деятельность, связывает творчество с личными переживаниями, ведь игра обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Для решения поставленных задач был проведён цикл занятий, на которых детям давались различные творческие задания. Они были сгруппированы в определённые блоки, каждый из которых направлен на развитие того или иного компонента творческих способностей. Собственно «формирующую» работу мы вели комплексно – развивая одновременно все компоненты, так как невозможно отделить ассоциативность творческого воображения от творческого мышления, а его развитие, в свою очередь, неотделимо от накопления опыта творческой деятельности.
В своей экспериментальной работе мы опирались на традиционные виды деятельности на музыкальных занятиях, но представленные в форме разнообразных игр.
Начальный этап формирующего эксперимента соответствовал первому, мотивационно-потребностному этапу развития творческих способностей дошкольников.
Развитие интеллектуального компонента творческих способностей на данном этапе требовало осознанности, заинтересованности дошкольников в музыкально-игровой деятельности, способности анализировать свое поведение в музыкально-ролевых играх и понимать собственные действия. Это способствует выделению творческих заданий как приоритетных и любимых.
Результаты контрольной диагностики развития творческих способностей у дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности
Таблица N1
Уровни развития творческих способностей у дошкольниковИнтеллектуальный компонент
(творческое мышление)
Сравнительный результат
Констатирующий этапФормирующий этап
Творческий8,3%30%+36,7%
Преобразующий16,7%40%+43,3%
Репродуктивный75%30%-20%
Таблица N2
Уровни развития творческих способностей у дошкольниковПреобразующий компонент
(творческое мышление)
Сравнительный результат
Констатирующий этапФормирующий этап
Творческий25%40%+35%
Преобразующий25%50%+25%
Репродуктивный50%10%-40%
Таблица N3
Уровни развития творческих способностей у дошкольниковДеятельностно- практический
( творческая деятельность)
Сравнительный результат
Констатирующий этапФормирующий этап
Творческий12,5%40%+47,5%
Преобразующий12,5%40%+47,5%
Репродуктивный75%20%-5 %
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: специально созданные условия для развития творческих способностей помогают их активному формированию, развивают образное мышление ребенка, его эмоциональную отзывчивость, исполнительские возможности, а также креативность в целом на новый виток развития.
Критерии развития творческой активности детей и их проявления
Мотивация (направленность личности)
Ценностно-смысловое отношение воспитанника к познавательной, практической (вокальной, концертной) коммуникативной деятельности.
Самостоятельность
Самостоятельность в познавательной, коммуникативной (в поступках, отношениях с товарищами), продуктивной деятельности.
Удовлетворённость результатом деятельности
Психологическое, социальное состояние на уровне мотивации и на уровне деятельности.
Проявление критериев
Мотивация (мотивационно-личностный блок)
Отношение к делу
Отношение к коллективу
Отношение к себе
- старательность и добросовестность в работе;
- стремление к совершенствованию знаний и умений;
- творческое отношение к деятельности
- желание работать в коллективе;
- активное участие в коллективной деятельности;
- помощь товарищам, помощь младшим;
- ответственность за общее дело
- выполнение требований педагога;
- доведение работы до конца;
- настойчивость в преодолении трудностей;
- стремление к самосовершенствованию и самоутверждению.
Самостоятельность (личностно-технологический блок)
Самомоделирование
Самоутверждение
- постановка цели;
- принятие решения;
- планирование;
- организованность (последовательность выполнения плана);
- выбор путей достижения цели;
- интерес к процессу деятельности.
- достижение признания среди товарищей по объединению, друзей, родителей;
- самооценка результатов.
Удовлетворённость достигнутыми результатами деятельности
Психологическое состояние
Социальное состояние
мотивация
- доброжелательность в коллективе;
- адекватность самооценки
- социальная активность;
- групповая защищённость;
- поддержка в коллективе
деятельность
- творческая активность в деятельности
- общественное признание (получение дипломов, грамот)
В качестве критериев оценки эффективности тех или иных форм и методов обучения выступают не только показатели, учитывающие степень овладения знаниями, умениями и навыками, но и показатели сформированности определенных личностных качеств, характеризующих разные стороны развития интеллекта, духовности, творческих способностей воспитанников. Соответственно оценивание превращается из одномерного в сложный многомерный, многогранный процесс, как можно более полно учитывающий особенности развития личности.
Рекомендации:
•проводить музыкальные занятия комплексного характера, активно внедряя музыкально- игровые формы в перечень традиционных видов деятельности- восприятие (слушание) музыкальных произведений, пение, танцевальная деятельность;
•включать в музыкальные занятия преимущественно ярко образные, программные произведения, которые могут стать основой для различного рода музыкально- ролевых игр, игр- с пением и свободных игровых импровизаций;
•вводить в музыкальные занятия больше игровых ситуаций, направленных на развитие эмоциональности, образного мышления, креативности дошкольников;
•давать возможность детям самостоятельно решать проблемные ситуации, активно проявляя воображение, фантазию, мышление.
Литература, используемые для написания работы
1. С.И. Бекина «Музыка и движение» Москва «Просвещение»1983 - 1984гг.
2. Н.А. Ветлугина «Музыкальные игры и пляски в детском саду»
Москва 1956г.
3. Н.А. Ветлугина «Музыкальный букварь» Москва «Просвещение»
1976г.
4. Журнал «Музыкальный руководитель» 2007 – 2008гг,
5. Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Москва «Просвещение» 1986г.
Интернет ресурсы
1. http://www.calameo.com/read/00
2. www.2099.ru/2011/11/03/muzykalno-palchikovye-igry-dlya-detejj
3. maminsite.ru/early.files/razv1.htm
4. http://go.mail.ru/search?mailru
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 33.94 Kb |
Количество скачиваний: | 5 |