Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки
Предмет: | Музыка |
---|---|
Категория материала: | Презентации |
Автор: |
Лисюк Наталья Петровна
|
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА УРОКАХ МУЗЫКИ.
Актуальность темы. В настоящее время в обществе происходят бурные изменения. Для того чтобы выжить в этой ситуации, человек должен активизировать творческий потенциал, обнаружить свою неповторимость и уникальность. Поэтому на современном этапе развития общества художественное образование и воспитание детей становится жизненно необходимым.
Согласно требованиям ФГОС уроки музыки нацелены на художественно-эстетическое воспитание и развитие творческого потенциала личности средствами музыкального искусства. Сегодня музыка занимает большое место в жизни человека. Поэтому очень важно с раннего детства учить детей понимать музыкальное искусство, переживать его глубокий смысл. В процессе музыкальной деятельности, можно раскрыть чувства во всём их разнообразии. Именно уроки музыки способствуют развитию креативности ребёнка, активно формируют его духовность и способность к самовыражению.
Как известно, творческая деятельность развивает и творческое мышление.
,,Развивая творческое мышление, учитель пробуждает и развивает духовные силы, которые создают основу для развития творческой личности, базу, без которой мы придём к духовному опустошению”. (К.Орф).
Целью моей работы является:активизация процесса музыкально-эстетического воспитания через творчество обучающегося.
Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:
1. Накопление впечатлений;
2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;
3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;
4. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.
Преодоление этих этапов осуществляется при решении следующих задач:
1. Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры учащихся, развитие фантазии, воображения при восприятии художественных произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром;
2. Выявление художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога, наблюдения, сравнения, а также знаний соответствующего типа;
Активизация творческой деятельности, проблемность в обучении требует нового подхода к построению и наполнению урока музыки. Одним из ведущих методов преподавания искусства в школе должен стать метод художественно-педагогической драматургии (ХПД). Он предполагает разработанную на основе проблемного обучения и законов театральной драматургии систему целенаправленных действий учителя, организующих на уроке общение учащихся с произведением искусства и обеспечивающих целостное восприятие произведения, используя силу его эмоционального воздействия для развития духовного мира школьника, а так же получения знаний, необходимых для восприятия различных видов искусств. ( Из работы Предтеченской Л. Метод художественно-педагогической драматургии в преподавании курса «Мировая художественная культура»)
Метод ХПД имеет ряд основных и ситуативных принципов:
1. Художественное название урока, основанное на его содержании.
2.Эпиграф, являющийся нравственным стержнем урока.
3. Композиция урока – логический ряд изложения материала в развитии (по законам драматургии).
Композиция урока:
Вступление: создание эмоционального тона урока.
Экспозиция: представление темы, постановка проблемы.
Разработка: завязка сюжета, взаимосвязь материала урока, его развитие.
Кульминация: эмоциональный пик урока, разрешение проблемы, итог действия.
Реприза: обобщение материала урока, итог действия.
Последействие: с чем ушли обучающиеся с урока? Интеллектуальное, эмоциональное состояние как основа самостоятельного действия, творчества.
Метод открывает путь общения: интерес – эмоция – мысль – формирование чувства – действие.
Младшие школьники. Метод позволяет учесть психологические особенности детей младшего возраста, такие как неустойчивость внимания, необходимость смены эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, моторная активность, склонность к непосредственному переживанию, стремление конкретизировать музыкальные впечатления, потребность к самовыражению в самых разнообразных формах. Эмоционально-выразительная активность, любознательность, интерес к новому, синтетичность восприятия позволяет каждому ребенку раскрыться в подобном сюжетном уроке. Появляется также возможность разнообразить формы работы и виды музыкальной деятельности, часто переключая внимание с одного задания на другое, быстро менять сами задания, чередовать материал по уровню сложности, включать большое количество двигательных упражнений.
Сюжет урока позволяет органично включить в него игру, что является одним из главных средств познания для ребенка младшего школьного возраста. Можно применять самые различные виды игр: развивающие, обучающие, закрепляющие определенные умения и навыки, сюжетно-ролевые и творческие. Именно эти игры включают ученика в активный процесс познания музыки, позволяют активизировать эмоции, внимание, память, интеллект. Играя, ребенок переживает в действии воспринимаемое и изучаемое, познает все изнутри, постигая и суть и терминологию.
Что лежит в основе построения сюжета урока? Очень часто – это придуманная история. Двигательные, инструментальные, интонационно-речевые импровизации и различные комбинации из них, умело направляемые и организуемые, позволяют практически решить один из вечных вопросов музыкальной педагогики – обучение и воспитание через творчество.
Обучающиеся среднего звена. При сохранении задач музыкального воспитания, реализуемых в начальной школе, в среднем звене школы музыкальная работа приобретает в большей степени обучающую направленность. На новый уровень поднимается общение учителя и учащихся по поводу прослушиваемых и исполняемых на уроке произведений – это уже сотрудничество, совместный поиск решения учебно-художественных проблем, при чутком отношении к вкусам, интересам и потребностям учащихся. Формирование музыкальной культуры учащихся 5-7-х классов происходит в опоре на приобретенный ими ранее музыкальный опыт, а также на совокупность учебных тем обобщающего, ключевого характера.
Важнейшее условие формирования музыкально-познавательных интересов обучающихся - это такая организация работы, при которой каждый из них “добывает” и осмысливает музыкальные знания в посильном самостоятельном труде. С этой целью я не сообщаю учащимся готового понятия. А ставлю перед ними задачу – самостоятельно определить это понятие, раскрыть его сущность. Уроки музыки дают ученикам возможность развивать воображение, формируют художественную интуицию, высказывать свое собственное мнение.
Проблемная ситуация, предполагающая поисковую деятельность, успешно решается в условиях групповой, коллективной работы, формирует умение сотрудничать с другими членами классного коллектива.
Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции радости, интереса. Интерес способствует появлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний.
А. Т. Шумилин, изучив механизмы и закономерности творчества, утверждает, что все качества личности, необходимые для созидания, успешно развиваются в процессе обучения и творческой деятельности, что каждому человеку доступны самые высокие творческие достижения, которые обусловлены трудолюбием и обучением. Для этого лишь необходимо грамотное руководство со стороны педагога и знание последним физиологических закономерностей личности ученика, участвующего в творческом процессе.
Составляющие творческого процесса. А. Т. Шумилин, изучив механизмы и закономерности творчества, утверждает, что все качества личности, необходимые для созидания, успешно развиваются в процессе обучения и творческой деятельности, что каждому человеку доступны самые высокие творческие достижения, которые обусловлены трудолюбием и обучением. Для этого лишь необходимо грамотное руководство со стороны педагога и знание последним физиологических закономерностей личности ученика, участвующего в творческом процессе.
Составляющие творческого процесса:
• цельность восприятия — способность воспринимать художественный образ целиком, не дробя его;
• оригинальность мышления — способность субъективно воспринимать предметы и явления окружающего мира посредством чувств, через личностное, оригинальное восприятие и материализовывать в определенных оригинальных образах;
• гибкость, вариативность мышления — способность переходить от одного предмета к другому, далекому по содержанию (например, музыка и литература);
• легкость генерирования идей — способность легко, в короткий промежуток времени выдавать несколько разнообразных идей;
• сближение понятий - способность находить причинно-следственные связи, ассоциировать отдаленные понятия;
• способность запоминать, узнавать, воспроизводить информацию обеспечивается индивидуальным объемом и надежностью памяти;
• работа подсознания — необходимое условие при выдвижении гипотез и генерировании идей, поэтому предвидение или интуиция - необходимая составляющая для любого творческого процесса;
• способность к открытию - это установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей предметов и явлений окружающего нас мира, вносящих коренные изменения в уровень познания;
• способность к рефлексии — способность к оценочным действиям;
• воображение или фантазия - способность не только воспроизводить, но и создавать образы или действия.
Итак, получилось 10 психофизиологических механизмов, составляющих творческий процесс.
Далее все они будут рассмотрены подробнее, но, что более существенно, будут приведены творческие приемы, которые в известной степени условности призваны развивать именно свой механизм и при систематическом, последовательном применении дадут гарантированную результативность.
Задача творческого развития школьников заключается в том, чтобы, с одной стороны, целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятия любым видом творчества, в данном случае музыкальным и художественным, способности учащихся: оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость и т. д., а с другой стороны - формировать потребность в творчестве и общении с искусством.
Необходимо, чтобы каждый ребенок не только смог научиться читать заложенный в том или ином произведении искусства авторский замысел, включающий в себя отношение автора к изображаемому, его чувства и мысли, но и смог свободно овладеть языком искусства как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни.
Работа по раскрытию и активизации творческих возможностей вплетается в обычный урок музыки, сочетается с пением, нотной грамотой, слушанием музыки и другими формами.
Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.
Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.
“Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает”. (Б. В. Асафьев.)
Тип материала: | Презентация Power Point (ppt) |
---|---|
Размер: | 4.08 Mb |
Количество скачиваний: | 3 |