Сценарий торжественного мероприятия, посвященного 250-летию села Малый Узень Питерского муниципального района
Предмет: | История |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: |
Макашева Марина Рамазановна
|
Сценарий торжественного мероприятия, посвященного 250-летию села Малый Узень Питерского муниципального района.ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА СЕЛА МАЛЫЙ УЗЕНЬ
Родина - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается пшеница
И дымится степь в рассветный час.
Речка вспоминается наверно,
Чистая, прозрачная до дна.
И сережки светятся на иве,
И в траве тропиночка видна.
Сладкий запах скошенного сена
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела
До земли чуть – чуть не долетев.
Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
2. Малый Узень - старинное село, будучи в свое время первым,
единственным в округе, получило свое название от реки «Узень». Впервые упоминаются Узени в XVI веке при описании Золотой орды картографами Ивана Грозного. На свободных землях саратовского Заволжья ещё
в начале XVIII века начали появляться беглые крестьяне и раскольники. Речки «Узени» представляли собой хорошее укрытие для беглецов, о чем свидетельствуют, например, материалы допросов сподвижников Емельяна Пугачева в Тайной канцелярии.3. 14 декабря 1762 года последовал сенатский указ, определяющий места поселений на реках Заволжья и признающий факт уже существования там селений. В указе говорилось «… земли именуются, на которых при устье Большого Иргиза и по другим речкам более тысячи человек российских поданных уже и поселилось… Бежавшим из своего Отечества поданным возвращаться позволяем и обнадеживаем, что им, хотя б по законам
и следовало учинить наказание, но однакож все их до сего преступления прощаем…».
4. Поскольку принято временем основания населенного пункта считать первое документальное упоминание о нем, а архивные документы второй
и третьей ревизии по Саратовскому уезду Астраханской Губернии
не позволяют этого сделать, то мы вправе считать дату выхода Сенатского Указа 14 декабря 1762 года - временем основания Слободы Малый Узень. И нашему селу в этом году исполняется 250 лет.
5. Первые беглые крестьяне поселились у кута в районе Малоузенской улицы, раскольники основались южнее, вниз по течению реки в районе Раковки. Сочетание этих поселений и образованного, для их защиты
от степных кочевников, военизированного опорного поста дало основание уже в конце XVIII века называть Малый Узень слободой. Малоузенский опорный пост располагался на левом берегу у реки чуть ниже села и был одним из самых крупных после крепости Узеня. В 1836 году необходимость в Малоузенском опорном посту отпала и основная часть населения перекочевала в более крупное село Чартанлу, которое стало называться Новым Узенем, а позднее – Новоузенском.6. Полынь, типчак
то дождь, то сушь,
Восходов пламенные шали…
Не говори: «Какая глушь…»
Вздохни легко:
«…Какие дали!»
Цветов и трав,
и неба синь,
И степи… - ни конца, ни края
Не говори: «Как тихо здесь…»
Вздохни лишь:
«… Тишина какая!»
Горячий день зерном пропах.
Путь к урожаю долог, труден.
Не говори: «Какой размах!»
Скажи тепло: «…Какие люди…»
7. Малоузенские степи заселялись людьми сильными, энергичными
и предприимчивыми. И не покарившиееся барской воле крепостные крестьяне, и не предавшие своих религиозных убеждений старообрядцы
и охочие до новых мест поселенцы – все это были люди крепкие и духом
и телом. В результате естественного отбора выживали самые здоровые
и сильные дети. Не случайно поэтому было и есть так много долгожителей: до 100 лет доживали в семьях Шилина и Лукьянова, более 100 лет прожили в семьях Орловых и Васильевых, а вот Юдины и Смотрины прожили более 120 лет. Поначалу, глядя на аборигенов казахов, они занимались скотоводством, но тоска по душистому хлебу, мягкой пашне,
да густому житу, заставила бросить кочевую жизнь и перейти к оседлой.
И хотя жестоко била мужиков засуха, они не отказались от хлебопашества, которое постепенно стало главным занятием.
8. Согласно первым метрическим книгам за 1830 год в Малом Узене была церковь Покрова и Божьей Матери. В 1832 году отмечается строительство новой Покровской церкви, которая была освещена в 1834 году. Третья
по счету Покровская церковь была построена и освещена в 1870 году.
В последующем воздвигается Покровской пятиглавый Собор, просуществовавший до 1940 года. В начале XX-века строится заново Троицкая церковь с трехэтажной колокольней, которая в 50-х годах была переделана под мельницу. И после огромного промежутка времени в 1994 году Троицкая церковь была вновь открыта для своих прихожан.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 116 Kb |
Количество скачиваний: | 14 |