Становление «высокой комедии» в творчестве Ж.-Б. Мольера («Тартюф

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

1.     Творческий путь Ж.-Б. Мольера.

Жан-Батист Поклен (15.01.1622- 17.02.1673), вошедший в историю литературы под именем Мольера, родился в 1622 г. в Париже.

Отказавшись от всех наследственных прав и званий, он вступил на новый путь и избрал себе сценический псевдоним - Мольер. Организовав труппу из 9 человек и дав ей название “Блистательный театр”, он начал гастроли в Париже. Однако судьба первого театрального предприятия Мольера оказалась не блистательной. Но первая неудача не обескуражила энтузиаста. Он решил попытать счастья в провинции, куда и поехал в 1645 г., присоединившись к труппе бродячих актёров.

Начался трудный период в жизни Мольера - тринадцать лет скитании и необеспеченного существования бродячего комедианта.

Мольер начал деятельность драматурга, желая поправить дела своей труппы, постоянно страдающей от недостатка репертуара. Первые его произведения были написаны в духе народных фарсов. Они не дошли до нас, так как пьесы тогда ещё не печатались. От них сохранились лишь названия да отзывы современников.

Но вскоре Мольер начал создавать и самостоятельные комедии. Правда, сюжеты их он заимствовал из народного театра, из народных повестушек, а порой - из произведений античных авторов.

 Но эту сюжетную канву он расцвечивал яркими бытовыми чертами, в комические образы вкладывал такое живое современное содержание, что получались совсем новые произведения, отличавшиеся остротой и свежестью. И публика принимала их с восторгом. Сам автор исполнял главные комические роли своих пьес. Известность труппы всё росла, отзывы о театре донеслись до столицы. В 1658 г. состоялось первое представление мольеровского театра в королевском дворце.

Трагедия, которую поставила труппа, не вызвала особых похвал, но последовавшая за ней комедия - фарс “Влюблённый доктор” привела в восторг зрителей и вызвала одобрение короля. Театр решено было оставить в Париже.

В 1659 г. Мольер создаёт первую свою сатирическую комедию “Смешные жеманницы”. В этой пьесе он остро высмеивает увлечение салонно - аристократической литературой и великосветскими нравами, показывал тот вред, который оно приносит обществу.

Комедия вызвала вражду к её автору в реакционных кругах общества и прежде всего в аристократических салонах.

В 1661 г. Мольер написал и поставил новую комедию - “Урок мужьям”, а в следующем, 1662 г., - “Урок жёнам”. В обеих этих пьесах, и особенно остро во второй из них, Мольер восстаёт против деспотизма мужей, основанного на материальной зависимости и угнетении женщины, против подавления естественных склонностей во имя денежного интереса. Комедии вновь вызвали споры.

Но драматург дал достойный отпор своим врагам, разя их литературным оружием. Одну за другой, он создал две комические пьесы: “Критика Урока жёнам” и “Версальский экспромт”. Отвечая в них недоброжелателям, Мольер показывает всю несостоятельность их нападок и вместе с тем высказывает свои взгляды на задачи комедии, подчёркивая общественную воспитательную роль этого жанра и давая ему новое социальное осмысление.

В 1664 г. Мольер создаёт свою великую комедию “Тартюф”, в которой направляет удар против церковников, корыстных лицемеров, угнетающих и развращающих французское общество под предлогом нравственного его исправления. Комедия была поставлена в Версале во время пышных дворцовых празднеств, носивших название “Увеселения волшебного острова”. Негодование церковников и реакционеров было неописуемо. Организовался целый “заговор святош” против драматурга, и они добились запрещения комедии.

Началась длительная борьба Мольера за “Тартюфа”. Он пишет на имя короля прошение. Но заявление не помогло, Мольер переделал пьесу.

Король разрешил к постановке комедию в её новом варианте. Но парижский архиепископ запретил исполнять и смотреть “еретическую” комедию под угрозой отлучения от церкви.

В разгар борьбы за “Тартюфа” Мольер написал две замечательные комедии - сатиры: “Дон-Жуан” (1665) и “Мизантроп”. В первой из них он под обличием легендарного обольстителя женских сердец Дон-Жуана нарисовал типический образ французского аристократа, разоблачив его моральное разложение.

В другой комедии, “Мизантроп”, Мольер противопоставляет светскому лицемеру честного человека, который стремится всем говорить правду в глаза.

Обличение растлевающей силы денег дал Мольер в комедии “Скупой”. Главное действующее лицо, скряга - ростовщик Гарпагон, - это олицетворение скупости.

В последние годы жизни комедиографа, несмотря на тяжёлую, мучительную болезнь и личные невзгоды, смех его звучит по-прежнему звонко, комедии его продолжают обличать тёмные и смешные стороны французских аристократов и буржуа.

Мольер снова обращается к жанру народного фарса, с которого он начал свой творческий путь. Он пишет комедии-фарсы “Плутни Скалена” и “Лекарь поневоле”. Сильны элементы фарса и в комедии - балете “Мещанин во дворянстве”, одной из наиболее реалистических и социально глубоких пьес Мольера (1670). Мольер поставил здесь своей задачей высмеять тупых и тщеславных буржуа, которые стремятся во всём подражать придворной аристократии.

 

В последней комедии, “Мнимый больной”, автор высмеивает медиков-шарлатанов и доверчивых дураков, которые у них лечатся. Смертельно больной Мольер исполнял в этой пьесе главную роль. На четвёртой постановке комедии он почувствовал себя особенно плохо. Болезненные гримасы и кашель тяжело больного Мольера публика принимала за великолепную игру, награждая его бурными аплодисментами. Мольер всё же довёл спектакль до конца. Его перенесли домой, и через несколько часов он скончался (1673). 

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 25.68 Kb
Количество скачиваний: 5
Просмотров: 96

Похожие материалы