Статья Патриотизм как психологический феномен

Предмет: Школьному психологу
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

М.А. Еремина 

Барнаул, АлтГПУ

 

 

Патриотизм как психологический феномен

 

 

В современном российском обществе воспитание молодежи осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого  изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций.

Характерной особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания через формирование  гражданской позиции у подрастающего поколения, потребностей в духовно-нравственном совершенствовании, от уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетным направлением является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

 Многообразие подходов к определению сущности понятия «патриотизм» позволяет нам рассматривать и как принцип, и как чувство, и как обязанность, и как готовность (психологическая), и как идея, и как сознание. 

Доказательством тому служит многообразие определений, которые мы находим в словарях, в частности:

- «Любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» [1, с. 544];

- «Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [2, с. 457];

- «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» [3, с. 411];

- «Любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам»;

- «Чувство любви к родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов»  [4, с. 328];

- «Любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение» [5, с. 185]; 

- «Социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям»;

- «Эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов» [6, с. 238].

Наша задача рассмотреть  вопрос патриотизма как чувство через призму психологии. Изучением этого феномена занимались В.А. Кольцова и В.А. Соснин, выделяя самосознание, в качестве основы формирования здорового чувства  патриотизма, отражающего верность и преданность своей общности, а также чувств, которые включают в себя принятие и уважительное отношение к представлениям и образу жизни других общностей. Этот процесс осознания человеком самого себя в единстве со своей национальной/этнической общностью происходит по общим признакам: происхождению, культуре, языку, территории. Национальному самосознанию характерно стремление к сохранению этих общих признаков (и через них — своей самобытности и целостности), готовность защищать их и в то же время — способность ассимилировать полезное новое (на почве своей культуры). При таком типе национального самосознания его носители признают право всех «других» на их самобытность, ценность и т.п [7, с. 93]. 

Сформированное чувство патриотизма  одно из базовых составляющих национального самосознания. Оно имеет выражение в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям и быту, в чувстве нравственного долга его защиты, а также в признании самоценности других сообществ, в осознании их права на самобытность и существование без конфронтации друг с другом.

Безусловно, говорить о чувстве патриотизма без формирующего его фактора не представляется возможным, которым выступает воспитание. 

Психологический аспект воспитания и роль национальной культуры  ярко выражены И.А. Ильиным в развитии чувства патриотизма у ребенка, в формировании личности, определяет воспитание детей как пробуждение их к национальному духовному опыту. Всему вызывающему в ребенке восхищение, преклонение, нравственные (великодушие, понятие о чести) и эстетические чувства, любознательность, жажду подвига, желание быть национальным. Детям полезно почуять в себе «кровь и дух своих русских предков и принять  любовью и волей всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей. Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, русские дети, где бы они ни находились, развернутся в настоящих и верных русских людей» [8, с. 127].

Синонимом понятия патриотизм через аспект психологии является осмысление национализма. Такой национализм выступает как осознание общности со своим национальным целым и как естественная любовь к Отечеству с одновременным уважением и признанием права на национальную самобытность других национальных сообществ. В ином случае национализм выступает как извращенная форма национального самосознания в претензии на исключительность. 

 В этих двух подходах к чувству национализма следует разводить два понятия — «национализм» и «шовинизм», отражающие формы национального сознания, но существенно различающиеся по своему содержанию, проявлениям и последствиям. Таким образом, национализм и патриотизм имеют общий исходный пункт — преданность своей социальной общности (этнической, национальной), привязанность к ней. Но затем в зависимости от того, как эта преданность воспринимается и реализуется в конкретных действиях, развиваются две системы социально-психологических установок, которые по-разному предопределяют характер отношений между людьми как представителями различных сообществ. В одном случае они строятся на основе взаимоуважения и равенства, в другом — определяющими являются враждебность, стремление к превосходству. В связи с этим при формировании чувства патриотизма следует учитывать ряд важных составляющих патриотизма и условий его воспитания. 

Патриотизм как сложное интегральное психологическое и социально-психологическое явление включает три аспекта: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. В когнитивной области необходимо ориентировать систему образования и воспитания, СМИ, пропагандистский аппарат государства на формирование у российских граждан знаний о героических страницах истории и богатейших культурных традициях России, самоотверженной борьбе ее народа за сохранение государственной независимости страны, о подвигах патриотов-соотечественников. В эмоциональной области необходимо способствовать формированию чувства  любви к Родине, гордости за ее богатейшую культуру и историческое прошлое, оптимизм относительно перспектив развития России. В поведенческой сфере необходимо формирование общественно ориентированных форм поведения, готовности учитывать интересы общества, государства. Критерием сформированности патриотизма выступает способность действовать на основе общественно значимых ценностей. Необходим переход от знания о достоинствах объекта патриотических чувств к развитию глубоко личностного позитивного отношения к нему и к формированию патриотических убеждений как основы мировоззрения, привычки через их призму оценивать социальные события и реагировать на них [7, с. 96].

 Таким образом, патриотизм следует определить  как чувство ценности и необходимости для жизни каждого человека его включения в большую целостную индивидуальность народа и, с другой стороны, как инстинкт самосохранения народной индивидуальности и самобытности. Поэтому угасание патриотизма выступает признаком кризиса общества, а его разрушение — это путь уничтожения народа. Патриотизм - это та духовная сила, которая поддерживает единство народа, национальную культуру и религию, историческую традицию, неприкосновенность территории.

 

Библиографический список

1.Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. – М. : Большая Российская Энциклопедия, 2003. – 909 с. 

2.Ожегов,  С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю.  Шведовой / С.И. Ожегов. – М. : Издательство «Русский язык», 1989. 

3.Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М. : Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999. – 560 с. 

4.Большая советская энциклопедия / Гл. ред. С.М. Ковалев. – М. : «Советская энциклопедия», 1975. – вып. 19. 

5.Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 

6.Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянова. - М. : Издательство «Московский коммерческий университет», 1993. -  431 с.

7.Кольцова,  В.А., Соснин,  В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе / В.А. Кольцова, В.А. Соснин // Психологический журнал. - 2005. - № 4. – С. 89-98.

8.Ильин,  И.А. Наши задачи. Статьи 1948–1954 гг. / И.А. Ильин. -  М. : Русская книга, 1993. – 528 с.

9.Гостев, А.А. Психология вторичного образа / А.А. Гостев. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 512 с.

10.Мижериков,  В.А. Воспитание патриотов — дело всенародное / В.А. Мижериков  // Жизнь национальностей. -  2010. - № 3. С. - 35.

 

 

 

 

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 27.13 Kb
Количество скачиваний: 9
Просмотров: 85

Похожие материалы