Страдания под язык "Тириришник» в творчестве аутентичны исполнителей села Пчелиновка Воронежской области.
Предмет: | Музыка |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Водолажская Наталия Александровна
|
Управление культуры Белгородской области
Белгородский государственный институт культуры и искусств
Факультет музыкального творчества
Кафедра искусства народного пения
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине «Ансамблевое пение»
Страдания под язык «Тириришник» в творчестве аутентичны исполнителей
села Пчелиновка Воронежской области.
Выполнила:
студентка 24 ИНП группы
заочной формы обучения
Водолажская Н.А.
Руководитель:
доцент
кафедры искусства
народного пения
Сушкова Л.Н.
Белгород 2014
«Частушка»
-народная песенка
-четверостишие или
двустишие лирического,
злободневного, задорно-
шутливого содержания"
Словарь русского языка.
Ожегов С.И
В наше время, пожалуй, каждый человек на вопрос, знает ли он, что такое частушки, - ответит утвердительно. Если сам он не помнит ни одной частушки, наверное, слышал их на различных праздниках. Частушки сопровождают нас по жизни с детства. Русская частушка – уникальный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. Во всей мировой литературе не найти такого жанра! Поэтому необходимо к ней особое отношение и внимание.
Что такое частушка.
Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались частыми. Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка». Грамматически это было полной аналогией таких народных названий жанра, как «сбирушка», «набирушка», «каратушка» и т.д.
Частушка – один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере.Особую разновидность частушек составляет двухстрочные песенки («страдания», «Семеновна» и др.), исполняемые в песенном стиле. Исполняются частушки под гармонь, баян, балалайку, инструментальный ансамбль, а часто и без всякого музыкального сопровождения.
Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение, не в описании каких-либо событий и фактов, а в выражении к ним определенного отношения, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. Как и в любом лирическом произведении, мысли и чувства, выражаемые в частушках, не имеют протяжности во времени. «Частушка»,-писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, - выражает один момент, одно мимолетное переживание человека в данную минуту».
Частушки всегда в той или иной мере – поэтической экспромт. С экспромтным характером частушки связано такое ее качество, как необычайно тесная связь с современностью. Если в других жанрах песенного фольклора в той или иной мере могут быть отражены и явления прошлого, то частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы, на факты и события, которые волнуют человека сегодня, сейчас, в данную минуту. Иначе говоря, частушки о вчерашнем дне уже не поются. Именно этим объясняется относительная недолговечность основной массы частушек, очень большая подвижность, быстрая смена репертуара.
Обратимся к этимологическому значению слова частушка: «Частушка, частуха – песня, исполняемая в компании, плясовая».
Частушка произошла из обрядного припева танцевальной песни, у которого она переняла краткость, рифму и быстрый темп. Образовано от старославянского («частый, часто»); первоначально «то, что часто повторяют». Исторически частушка от «часто».
Значение слова помогает нам понять, как надо исполнять частушки. Именно в частушках «ярко выраженная установка на исполнение перед слушателями».
2. Происхождение частушки.
Как отмечено в книге Кравцова Н.И., Лазутина С.Г. «Русское устное народное творчество», возникновение и формирование жанра частушек относится ко второй половине XIX в. Первые частушки были зафиксированы в центральной России в 50-60-х годах XIX в. Затем они стали появляться и в других районах страны. Жанр частушки развивался очень быстро. Постепенно частушка оттеснила на второй план лирическую песню и стала самым массовым, самым популярным жанром русского фольклора.
Частушка возникла на стыке между городом и деревней. Первые частушки были записаны в уездных городах, бойких селах, расположенных на больших дорогах, в местах строительных работ, куда стекалось много народу. Затем частушки распространяются в большие города и маленькие села, начинают создаваться и бытовать повсюду.
Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Затем частушки стали бытовать и в других условиях. Первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца 19 века частушка становится и по созданию, и по бытованию преимущественно женским жанром фольклора.
Частушка всё видит и всё слышит, всё хочет знать и знает. Она проникает в сокровенные мысли и чувства создателей и исполнителей, рассказывает о тех сторонах их жизни, которых другие жанры касались либо вскользь, либо совсем не касались. Частушка во всё вмешивается, всему дает оценку или выносит своеобразный приговор, фиксирует внимание на каких-то важных бытовых деталях, штрихах.
Изученные и исследованные мною частушки показали, что она, как и другие жанры устного народного творчества, отражает быт, жизненный уклад, обычаи, красоту родного края. Тематика её разнообразна: личные отношения, трудовые будни, культура, природа, подвиги и беды.
Частушка – один из видов словесно-музыкального народного творчества.
Это – короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырёх строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере. Особую разновидность частушек составляют двухстрочные песенки (“страдания”, “семёновна” и др.), исполняемые в песенном стиле. Исполняются частушки под гармонь, баян, балалайку, инструментальный ансамбль, а часто без всякого музыкального сопровождения.
Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений.
Частушка всегда в той или иной мере – поэтический экспромт. Импровизационный, экспромтный характер фольклора в частушках проявился со значительно большей силой чем в других жанрах не обрядовой народной лирики.
Частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы, на факты и события, которые волнуют человека сейчас, в данную минуту.
В старину улица была своеобразным клубом под открытым небом. Весной, летом, в хорошую погоду зимой и осенью она лучшее место для забав.
Для молодых людей, девочек и мальчиков 10-12 лет в деревне девятнадцатого века главной забавой были уличные частушки. Девушки - стайкой, парни - ватагой ходили по всей длине улицы и пели куплеты, просмеивая друг друга. Иногда, встретившись где-нибудь - на площади, на мосту, - вместе танцевали и снова пели частушки . По современной улице не только в городе, но и в деревне особенно не походишь: машины её заполонили. Но частушки могут сыграть свое весёлое лето на школьных вечерах. Тем хороши они, что сочинять их можно самим и петь в них о самих себе.
Частушка (ее местные названия - "припевки", "наговорки". "набирушки" "повертушки"), разнообразные по бытовому назначению и тематике. Те из них, что приурочены к календарным праздникам (зимним святкам, масленице, троице), церемонии проводов в рекруты, свадьбе, содержат в текстах мотивы соответствующих ритуалов. Неприуроченные частушки имеют обычно любовное либо социально-бытовое содержание. В каждом населенном пункте бытуют типовые общерусские ("Подгорная", "Семеновна", "Сербиянка и др.), а также местные частушечные напевы, именуемые по названию села или деревни. Народные исполнители дифференцируют частушечные мелодии на скорые ("крутые", "частые", "короткие") и медленные ("растяжные", "пологие", "длинные"). Частушки могут исполняться соло, дуэтом или группой певцов без сопровождения либо под балалайку, гармонику, мандолину, скрипку, гитару, инструментальный ансамбль. В исполнении "пологих" частушек преобладают ансамблевые формы; широко распространены частушки "под язык" (с "тырырыканьем", имитирующим гармошечный наигрыш).
Фольклорный ансамбль села Пчелиновка Воронежской области:
Богатейшими народными песенными традициями славится край воронежско-белгородского пограничья. Активная колонизация малонаселенных земель края, страдающего от набегов кочевых народов, началась с 16 века переселенцами из центральных губерний России и особенно в 17 веке после строительства южной оборонительной линии Московской Руси - так называемой Белгородской засечной черты. Ряд военных крепостей, городков и сторожей протянулся по территории современной Белгородской области (ее восточным, "воронежским" районам) западным районам Воронежской области. Порубежные города вскоре утратили свою военно-стратегическую роль, а служилые люди, крестьяне по происхождению, стали заниматься исключительно земледельческим трудом.
Современный уклад жизни стремительно вытеснил из быта крестьян многовековые народные традиции, но еще и сегодня во многих селах этого региона можно увидеть старинные обряды, полюбоваться народнымикостюмами, услышать редкие по красоте мелодических распевов и многоголосию песни, самому поплясать в карагодах на уличных гуляниях.
Хранителями местных традиций и песенного репертуара выступают сельские этнографические ансамбли. Их участниками становятся, как правило, пожилые люди, для которых народная песня - верная спутница жизни, разделившая и радость, и горе, и сокровенные тайны. Простые деревенские жители, изведавшие в своей жизни все тяготы крестьянского труда, пережившие немыслимые испытания коллективизации, войны, разрухи, сохранили в себе способность воспринимать и творить Прекрасное.
Далеко за пределы своих родных мест шагнула слава о коллективе - из села Пчелиновка Воронежской области. Он участник многих фольклорных фестивалей юга России, ему аплодировали в Москве, Воронеже, Белгороде, о них сняты телевизионные фильмы, написаны книги. Поющая молодежь называет деревенских мастеров пения Учителями за сердечность, душевную щедрость, с которыми они делятся своими знаниями о жизни, своими песнями, тайнами певческого искусства, способностью глубоко чувствовать и сопереживать.
Руководителями сельских фольклорных коллективов, точнее - художественными лидерами, становятся как правило, не только выдающиеся мастера народной песни, но люди, отличающиеся особой житейской мудростью, жизнелюбием, открытостью, художественной одержимостью. Всеми этими качествами и обладает Булавкина Анна Алексеевна из села Пчелиновка.
Об ансамбле из Пчелиновки.
Богатое многоголосие, как характерная черта южнорусской традиции, наиболее ярко выражено в протяжных песнях фольклорно-этнографического ансамбля села Пчелиновка Бобровского района, образовавшегося в 1939 году. Именно протяжная песня занимает главное место в песенном наследии села. «В славном городе во Воронеже», «Пролетеливсе наши годы», «Как под кустиком», «Веснушка-весна», «Пойду-выйду за ворота», и многие другие песни пчелиновцев вошли в сокровищницу русского фольклора. Год за годом ансамбль продолжаетудивлять слушателей своей самобытностью, неповторимостью. Это тот самый «божий дар», не требующий постороннего вмешательства, сама природа русского хорового многоголосия, с обязательной импровизацией, с умением «играть» песню. Пчелиновцы создают ее прямо на сцене, и ни одно из их выступлений не бывает похожим на предыдущее – импровизируя на ходу, они создают неповторимую вязь подголосочнойполифонии. Лидер и запевала ансамбля – Анна Алексеевна Булавкина.Ансамбль – лауреат многочисленных Всесоюзных фестивалей народноготворчества. Почетное звание «народный» присвоено ему в 1990 году.
Пчелиновская песенная традиция - это феноменальное художественное явление в традиционной народной культуре Воронежского края. Село Пчелиновка Бобровского района заселялось во второй половине XVIII века крепостными крестьянами из Московской губернии сел Гжель и Сельня. Пчелиновцы сохранили в местной культуре много черт, не характерных для Воронежской области. Это проявляется в типе одежды (сарафанный), в говоре (с нетипичным взрывным "г"), в этнографическом содержании свадебного обряда, в планировке села и типе жилища, музыкальном фольклоре.
Как и в воронежско-белгородском пограничье, самое почетное место в песенной традиции занимает протяжная песня. Но как изменился ее звуковой облик! Здесь иной, более "размашистый" характер мелоса, преобладание диафонного типа фактуры над функциональным двух-трехголосием, красочные напластования секундовых созвучий на терцово-квинтовую основу, светлый полетный "серебристый" звук. В поэтических текстах доминирует балладная композиция, но они настолько распеты, что неискушенному слушателю иногда нелегко понять текст. Бывает, что целой мелострофе соответствует одна стихотворная строка.
"Тириришник" - замечательный пример распространенных в крае страданий "под язык".
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 120 Kb |
Количество скачиваний: | 17 |