Требования к уроку в музыкальной школе
Предмет: | Музыка |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: |
КУЗНЕЦОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА
|
Требования к уроку по музыке
Урок (индивидуальное занятие) как основная форма учебной и воспитательной работы в классе фортепиано. Различные формы работы, которые диктуются целями данного занятия, степенью одарённости и подготовки обучающегося, стадиями работы над произведением. Рациональная организация урока как одна из главных установок педагогического процесса. Цели и задачи урока, его содержание и компоненты. Построение и характер урока: общие черты и индивидуальная специфика. Продолжительность и насыщенность занятия.
Подготовка педагога к уроку. Исполнительское овладение разучиваемым сочинением. Значение педагогического показа – плюсы и минусы. Функции педагогического показа. Опасность копирования. Педагогическое редактирование сочинения. Составление предварительного плана урока.
Главная цель каждого урока – учить образному пониманию музыки и способам его передачи слушателям, передавать ученику накопленный исполнительский опыт.
Содержание урока составляет работа над музыкальным сочинением. Задачи могут быть разными в зависимости от стадии разучивания, от подготовленности ученика, от конкретной ситуации.
Начало урока. Прослушивание подготовленного произведения (произведений). Нежелательность прерывания исполнения замечаниями или поправками. Анализ качества проделанной работы, оценка. Оптимальный баланс положительного и отрицательного. Недопустимость авторитарной формы ведения урока. Психологический фон и атмосфера занятия.
Основная часть урока – процесс работы над интерпретацией музыкального сочинения. Разные направления в зависимости от конкретной задачи урока. Неправомерность разделения работы на техническую или художественную. Взаимозависимость и взаимообусловленность художественной цели и методов технической работы. Целесообразность выделения отдельных проблем. Выделение конкретной задачи в качестве содержательного стержня урока позволяет сосредоточиться над разрешением одной проблемы, внимательно и многосторонне изучить её, подобрать нужные «ключи». Особенности словесных пояснений. Значение музыкальных и исполнительских иллюстраций. Формы контакта педагога и ученика.
Работа над звуком: разные направления в зависимости от конкретных условий. Простейшие первоэлементы музыкальной материи: интонация, фраза, предложение, цезура, кульминация. Стратегическая направленность «от простого к сложному» – к охвату интонационного целого, ощущению структурной и драматургической целостности сочинения.
Техническая работа над сложными местами: выбор аппликатуры, подбор упражнений, предложение вариантов (динамических, ритмических, фактурных). Тщательная работа над педализацией.
Схемы работы над произведениями различной формы. Разбор этюдов и необходимость сформулировать основную техническую задачу, вычленить технические формулы, подобрать варианты и приёмы преодоления технических трудностей, придумать новые упражнения, помогающие приспособиться к неудобным местам, осмысленно подойти к аппликатуре.
Разбор полифонии и определение вида или типа полифонического изложения, самостоятельное расчленение полифонической ткани на элементы, расстановка необходимых штрихов.
Успех работы над музыкальным произведением зависит от продуманного плана и высокого качества системы уроков. Умение педагога создать на уроке творческую обстановку, увлечь ученика интересными заданиями, разбудить его инициативу, активизировать фантазию и воображение и интенсификация процесса выучивания произведения. Обусловленность форм урока уровнем развития ученика, его исполнительской активностью, желанием совершенствоваться: индивидуальный подход. В одном случае могут преобладать словесные пояснения, в другом – исполнительский показ педагога. В любом случае педагог должен апеллировать к творческой активности ученика, не допускать механического копирования показанного, инициировать самостоятельный выбор. На каждом новом этапе взаимодействия педагога и ученика схема занятия может усложняться. Дополнительные виды классной работы: чтение с листа, игра в ансамбле, возвращение к пройденному материалу, прослушивание музыки, беседа и др.
Заключительная часть урока: задания и рекомендации к самостоятельной домашней работе ученика. Они должны быть краткими, точными и чёткими, нацеленным на разрешение тех недостатков, которые были предметом совместной работы на занятии.
Схема проведения урока в период подготовки к концертному выступлению. Необходимость активизировать навык исполнения при публике в обстановке повышенной ответственности. Целесообразность проведения коллективных уроков. Прослушивание подготовленных программ, коллективное обсуждение. Цели совместных занятий: выработка общности эстетических позиций, определение программных установок, анализ средств выразительности, общих и частных особенностей композиторского стиля на примере конкретных сочинений. Планируемые результаты: навыки самостоятельной работы по выработке аргументированных решений в исполнительской практике, сохранение индивидуального вứдения и накопление опыта формирования коллективного мнения, приобретение значительного багажа прослушанных музыкальных сочинений, актуализация имеющихся теоретических сведений и практического опыта.
Самостоятельная работа – одна из основных форм обучения, играющая важнейшую роль в процессе воспитания и образования. Актуальность её связана с задачей интенсификации обучения, усиления его развивающего эффекта. Целисамостоятельной работы: закрепление и совершенствование полученных на уроке знаний, умений и навыков, приобретение дополнительных профессиональных знаний и новой информации. Нерациональность бессистемной, небрежно спланированной самостоятельной работы. Опасности технологических ошибок, формирования неправильных привычек и вредных навыков.
Умение продуктивно заниматься – важнейшая сторона деятельности музыканта, определяющая успешность его работы. Взаимосвязь целенаправленности урока и степени сознательности, осмысленности в домашней работе. Культивирование интеллектуальной активности и самостоятельности подхода ученика к разрешению конкретных задач.
Условия организации самостоятельных занятий: планомерность, системность, целенаправленность, регулярность и осмысленность. Режим домашних занятий. Организация и дисциплина работы. Принцип наименьшей затраты энергии, минимальной утомляемости и наибольшей продуктивности в работе. Проблема количества и качества занятий. Зависимость объёма занятий от индивидуально-личностных характеристик учащегося: возраста, физических данных, конкретных задач данной стадии обучения, других факторов. Принцип постепенного усложнения и увеличения объёма домашних заданий. Увеличение объёма самостоятельных занятий и сохранение продуктивности.
Опасность построения шаблонной схемы домашних занятий. Энергия и тонус работы. Пределы и нормы нагрузок, рациональное сочетание активной и пассивной форм работы. «Превышающая» нагрузка. Варьирование структуры занятий с учётом продуктивности. Чередование порядка и последовательности работы над техническим и художественным материалом. Проблема самоконтроля при домашних занятиях. Моделирование домашних занятий непосредственно на уроке. Различия в построении самостоятельных занятий в связи с этапами работы над произведением.
Семинарское занятие проводится в форме «деловой игры». Содержание: освоение принципов ведения необходимой документации в ДМШ и музыкальном училище. Задачи: составить несколько вариантов индивидуальных планов на основе репертуарных требований программ ДМШ и училища. Представить характеристики «гипотетических» учеников, обладающих разными комплексами музыкальных способностей, уровнями развития, биологическими данными, типом темперамента и т.д.
Для проверки и закрепления знаний по теме «проведение урока» предлагается составить несколько планов индивидуальных занятий, где были бы использованы разные схемы построения урока. На семинарском занятии используются видеозаписи уроков пианистов-педагогов. Разрабатывается «модель или схема коллективного обсуждения».
Литература по теме: основная [1; 11; 12; 58; 70; 100; 105; 109; 110]
и дополнительная [22; 32; 44; 61; 62; 88; 105; 106].
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 107.5 Kb |
Количество скачиваний: | 9 |