Творческая работа "Воспитание художественным словом"
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Ситникова Светлана Анатольевна
|
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдам им
Душевной теплоты.
(Н.Рыленков)
Современный ребёнок, нагруженный избытком информации, труднее проникается переживаниями другого. Задача учителя словесника - обеспечить в процессе изучения своего предмета обучение, воспитание и развитие школьников. Для достижения этой цели в процессе обучения русскому языку необходимо максимально использовать возможности, заключённые в содержании предмета, в дидактических материалах, а также в организации деятельности учащихся на уроке.
К факторам, определяющим воспитывающий эффект современного урока, относится умелое использование при обучении текстов.
Потенциальные возможности текстов для воспитательного воздействия на школьников чрезвычайно велики. Поэтический текст способствует воспитанию чувств детей, делает их души способными воспринимать чувства других людей, награждает способностью к сопереживанию.
С помощью образного слова и создаётся конкретно-чувственный образ, образец, нравственный смысл которого детям понять, схватить легче, чем содержание абстрактного нравственного понятия. Отрывки из классических произведений русской и советской литературы погружают учеников в мир добра, духовности, чистоты и нравственного начала как традиции русской культуры, нашего народа, нашей истории.
Читая, слушая, записывая на уроках русского языка отрывки из произведений классиков русской и советской литературы, отдельные высказывания писателей и поэтов, ученики убеждаются в том, что русский язык - «язык гибкий и могучий», «звучный и богатый» (А.И.Герцен); «удивительно чистый и правильный язык» (А.С.Пушкин). Воспитание любви к языку – неотъемлемая составляющая часть патриотического воспитания, связанная с самой сутью нашего предмета. Языковой анализ этих отрывков, отдельных высказываний способствует воспитанию эстетического вкуса учеников, обогащает лексикон детей словами и оборотами, синтаксическими конструкциями, свойственными книжным стилям. Знакомство с книжной литературной речью делает очевидной необходимость овладения ею.
А.Н. Островский в «Застольном слове о Пушкине» утверждал: «Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть. Кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств, поэт даёт и самые формулы мыслей и чувства: всякий ждёт, что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое, чего нет у меня, чего не достаёт мне, но он скажет, и это сейчас же сделается моим».
Но всегда ли прекрасное, новое, сказанное поэтом, становится достоянием читателя?
Немногие учащиеся воспринимают произведение в единстве формы и содержания, проникают в глубь поэтической строки.
Одна из причин этого – в недостатке времени, отводимом поэзии программой по литературе.
Есть ряд путей восполнения этого недостатка.
Один из них – постоянное использование поэтических текстов на уроках русского языка.
Поэтическая речь позволяет воспитывать языковое поэтическое чувство и раскрывает богатство родного языка.
Мы убеждаем учащихся в том, что недостаточно располагать определённым запасом слов, чтобы считать себя владеющим родным языком. Надо овладевать умением точно и образно выражать свои мысли, чему следует учиться у мастеров слова – поэтов и писателей.
Вот что об этом писал Чингиз Айтматов:
«Мы не перестаём удивляться чуду родной речи. Только родное слово, познанное и постигнутое в детстве, может напоить душу поэзией, рождённой опытом народа, пробудить в человеке первые истоки национальной гордости, доставить эстетическое наслаждение многомерностью, многозначимостью языка предков».
В поэтических текстах заключены огромные возможности приобщения юных читателей к «чуду родной речи».
Кроме закрепления орфографических и пунктуационных навыков они дают материал учителю для изучения и углубления сведений по всем разделам лингвистики:
Øв фонетике помогают выявить звучность и мелодичность звуковой системы русского языка, роль пауз, логического ударения, различных видов интонации, повторения слов, звукоподражания;
Øв лексике – богатство словарного запаса языка, разнообразие синонимов, антонимов, слов, употреблённых в переносном значении;
Øв морфологии – богатство форм словоизменения;
Øв синтаксисе – разнообразие синтаксических конструкций, способствующих достижению поставленной автором цели;
Øв стилистике – уместность отбора и употребления языковых средств в зависимости от речевой ситуации.
В последние годы различные книжные издательства выпускают массовым тиражом сборники стихотворений о природе русских и советских поэтов А. В.Кольцова, И.С. Никитина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.А. Блока, С.А. Есенина и других, а также тематические сборники: «Времена года», «Летние дожди», «Приметы осени», что сделало доступным приобщение к пейзажной лирике большого круга читателей.
Поэты наделены способностью видеть поэзию в повседневной жизни. Поэзия, говорил Б. Пастернак, «валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы её увидеть и поднять с земли». Его стихи о природе – яркое тому доказательство.
Где я обрывки этих речей
Слышал уж как-то порой прошлогодней?
Ах, это сызнова, верно, сегодня
Вышел из рощи ночью ручей.
Это, как, в прежние времена,
Сдвинула льдины и вздулась запруда.
Это поистине новое чудо,
Это, как прежде, снова весна.
В 5 классе при изучении темы «Суффикс» было прочитано стихотворение С.А. Есенина и заданы вопросы: «Какую картину природы нарисовал поэт? Какой ты её себе представляешь?» Обращается внимание на сравнение, на переносное значение слова п о л и в а е т.
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленькой матке
Зелёное вымя сосёт.
Стихотворение вызвало удивление, показалось необычным. После уточнения поэтических образов, пришли к выводу, что так мог написать поэт, хорошо знающий жизнь деревни, зрительно представляющий то, о чём пишет. И только этот поэт словом мог нарисовать эту картину. Учитель назвал поэта, ученики перечислили известные им по начальным классам стихотворения С.А. Есенина: «Берёза», «Черёмуха», «Пороша».
Записывая четверостишие, выделили корни в словах к а п у с т н ы е, г р я д к к и, п о л и в а е т, к л е н ё н о ч е к; объяснили графически орфограмму в корне этих слов; подчеркнули две грамматические основы (п о л и в а е т в о с х о д, к л е н ё н о ч е к с о с ё т); выяснили значение суффиксов в слове к л е н ё н о ч е к, подобрав слова с теми же суффиксами ( т е л ё н о к, т е л ё н о ч е к; к о з л ё н о к, к о з л ё н о ч е к). Анализ слова по составу привлёк внимание учеников к авторскому словообразованию – неологизму, служащему субъективному образному воспроизведению действительности.
При повторении типов склонения имени существительного тем же пятиклассникам было прочитано стихотворение А.И Люкина «Двое в ненастье», из которого учащиеся должны были выбрать существительные I, II и III склонений:
Возле клёна - Ничего,
Стоит кленок. Потерпи, сынок,-
То дождь, Клён Кленка
То – ветер. Укрывает ветвью.
Ветвь у клёна Так стоят они,
Будто рука – Два мужика
Чем опаснее, Одного
Тем проворней, Российского корня.
Стихотворение не вызвало удивления (вспомнили есенинского «кленёночка на капустной грядке»).
Отметили иносказательный характер стихотворения (аллегорию), выявили «жизненный урок», заключённый в нём: младший, слабый в трудную минуту опирается на сильного, взрослого. Так происходит и в жизни, и в природе.
Предельно прост поэтический язык стихов. Мы не найдём в них разнообразия изобразительных средств, но они пленяют особой мелодичностью, языковой изящностью.
Стихи эти сами – «чародейство и диво».
Предлагая учащимся поэтические тексты, учитель не только приоткрывает окно в мир поэзии, но и знакомит с новыми поэтическими именами или расширяет представление о творческом своеобразии автора.
Известно, что словеснику приходится затрачивать много времени на подбор дидактического материала к урокам. Учитывая это, я привожу несколько четверостиший, которые можно использовать на уроках русского языка при изучении различных тем. Я сознательно не определяю темы урока, на котором можно прочитать и записать то или иное четверостишие, поскольку сочетание в них простых и сложных предложений (с союзной и бессоюзной связью) позволяет использовать эти четверостишия как для изучения и повторения синтаксиса и пунктуации в 7-8 классах, так и для повторения в 5-6 классах.
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(С. Есенин)
Жито убрано, скошено сено.
Отошла и страда, и жара.
Утопая в листве по колено,
Снова осень стоит у двора.
(М. Исаковский)
Сыплет дождик большие горошины,
Рвётся ветер, и даль нечиста,
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
(Н. Заболоцкий)
В моём опыте небольшие стихотворения пейзажной лирики и отдельные строфы из них постоянно звучат на уроках, помогая учащимся зорче вглядеться «в очарованье русского пейзажа», через красоту поэтического слова испытать радость от общения с родной природой, т.е. тем самым воспитывается патриотическое чувство, в основе которого и любовь к родному языку, и любовь к родной природе.
Работа с поэтическим текстом обычно проводится следующим образом. Сначала текст выразительно читается. Если это – программное произведение, то его читает ученик. Если, неизвестное ученикам, то сначала читает учитель, а потом ученики. Затем привлекается внимание к изобразительным и выразительным особенностям использованных поэтом слов, к ритмической организации речи, к известным ученикам видам словесно-предметной изобразительности (олицетворениям, сравнениям и др.).
Естественно, что литературоведческий анализ элементарен по своему содержанию и чрезвычайно краток по времени. При этом рассматриваются те языковые средства, которые наиболее ярки в том или ином стихотворении и известны ученикам по курсу литературы. Значительно больше внимания уделяется языковому анализу: объяснению орфограмм и пунктограмм, выделению грамматической основы предложений, а также делению слов по составу и определению частей речи. Если первые два задания по языковому анализу выполняются при записи любого стихотворного текста, то последние – в связи с изучаемой темой урока.
Например, задание: в тексте выделить служебные слова.
Скрип шагов вдоль улиц белых, Тишина холодной ночи
Огоньки вдали. Занимает дух.
На стенах оледенелых Ветер спит, и все немеет,
Блещут хрустали. Только бы уснуть.
От ресниц нависнул в очи Ясный воздух сам робеет
Серебристый пух. На мороз дыхнуть.
(А.А.Фет)
Задание: назвать в отрывке из стихотворения «Капля» Л.Кондырева все глагольные формы.
В полях, не кошенных косой, Летела с круч, закрыв глаза,
Всё утро дождик шёл косой. В лицо Земли боясь взглянуть.
Дочь грома – капля-егоза, Скользнув с небесного стекла,
Кончая свой высотный путь, В ладонь цветка она стекла.
Грамматическими формами каких слов являются к о с о й и
с т е к л а? Как называются такие слова?
Задание: указать имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся; определить разряд прилагательных (качественное, относительное, притяжательное).
По следу рыбачьей путины, Утёс обнимает ревниво,
Небесною синью полна, Клокочет и, пеня струю,
Морские покинув стремнины, Вновь к чайкам уносит пугливым
На берег стремится волна. Всю нежную гордость свою.
(А.Кондырев)
Задание: определить, в каком значении – прямом или переносном – употреблены выделенные слова.
1. Ветерок спросил, пролетая: 2. Буду я учиться речи золотой
- Отчего ты, рожь, золотая? У травы весенней, у горы крутой.
А в ответ колоски шелестят: Буду я учиться у ручья веселого,
-Золотые руки растят. У зеленых саженцев, ставших
новоселами.
(Е.Серова) (А.Малышко)
Путь приобщения к поэзии долог и труден.
Я поделилась некоторым опытом использования поэтических текстов на уроках русского языка.
Конечно, круг текстов не ограничивается стихами о природе. Включаются стихи русских и советских поэтов о Родине, труде, дружбе, а также шуточные стихотворения, которые вызывают добрую реакцию и легко запоминаются.
Старюсь использовать поэтический текст, различный по тематике и объёму, почти на каждом уроке.
Ещё в далёком XVII веке знаменитый испанский писатель Бальтасар Грасиан писал:
«Даже красоте надо помогать: даже прекрасное предстанет уродством, ежели не украшено искусством, что удаляет изъяны и полирует достоинства. Природа бросает нас на произвол судьбы – прибегнем же к искусству! Без него и превосходная натура останется несовершенной. У кого нет культуры, у того и достоинств вполовину. От человека, не прошедшего хорошей школы, всегда отдаёт грубостью; ему надо шлифовать себя, стремясь во всём к с о в е р ш е н с т в у ».
Мы, словесники, стремимся помочь нашим учащимся «шлифовать себя» с помощью поэтического слова.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 32.06 Kb |
Количество скачиваний: | 2 |