Урок-лекция с презентацией 10 класс. "Своеобразие русского романтизма"
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Презентации |
Автор: |
Саглай Ирина Владимировна
|
«Прекрасное было время…Человеческий дух был раскован: считал себя вправе всему существующему противополагать свою действительную свободу и спрашивать не о том, что есть, но о том, что возможно…» Ф.Шеллинг.
Ведущим художественным направлением в литературе Западной Европы начала XIX века является пришедший на смену классицизму и просветительскому реализму романтизм. Русская литература откликается на это явление своеобразно.
От романтизма западноевропейского она многое заимствует, но при этом решает проблемы собственного национального самоопределения. Русский романтизм имеет по сравнению с западноевропейским свою специфику, свои национально-исторические корни. В чем же заключается сходство русского романтизма с западноевропейским и каковы его национальные отличия?
Герой не преклоняется перед природой. Он и ее хочет преобразовать: отсутствие гармонии в мире порождает противоречия между миром и человеком, противоречия в духовном мире самого человека.
Внутренняя раздвоенность
Одиночество в реальном мире
Поиски идеала и мечты
Жизнь в сфере эмоций и чувств
Герой не преклоняется перед миром природы.
Предметы усиливают, повторяют черты героя или оттеняют по принципу контраста.
•Поэтическое слово служит передаче исключительного по силе и яркости чувства. •Герои конфликтуют с обществом. •Герой романтиков- сильная личность, человек высокой страсти, живущий стремлением к свободе. •Тон повествования- взволнованный, лирический, эмоциональный.•Краски сгущены, используется гКонец XVIII века в истории христианской Европы был ознаменован глубоким социальным катаклизмом, взорвавшим до основания весь общественный порядок и поставившим под сомнение веру в человеческий разум и мировую гармонию. Кровавые потрясения Великой французской революции 1789—1793 годов, наступившая вслед за ними эпоха Наполеоновских войн, установившийся в результате революции буржуазный строй с его эгоизмом и меркантильностью, с «войною всех против всех» — все это заставило интеллектуальный слой европейского общества усомниться в истине просветительских учений XVIII века, обещавших человечеству торжество свободы, равенства и братства на разумных началах. роКрах веры в разум привел европейское человечество к «космическому пессимизму», безнадежности и отчаянию, сомнению в ценности современной цивилизации. Отталкиваясь от несовершенного земного миропорядка, романтики обратились к идеалам вечным и безусловным. Возник глубокий разлад между этими идеалами и действительностью, который привел к так называемому романтическому двое-мирию.
Одновременно с этим романтизм открыл индивидуальное своеобразие не только отдельной личности, но и отдельной нации на том или ином отрезке истории. Если классицизм с его верой в универсальную роль разума извлекал из жизни общечеловеческие категории, растворяя в общем все частное и все индивидуальное, то романтизм обратился к изображению национального своеобразия мировых культур, а также показал, что это своеобразие подлежит необратимым историческим переменам.
Например, классицизм воспринимал античность как эталон, как образец для подражания. Романтизм же увидел в античной культуре Греции или Рима индивидуально-неповторимую и исторически преходящую стадию в развитии греческой или итальянской национальной культуры. Античность здесь получала совершенно иную интерпретацию: подчеркивались такие ее черты, как языческий дух, радость, враждебный жертвенности гедонизм, полнота индивидуального существования, гордое чувство человеческого достоинства. В поисках национального своеобразия романтики большое внимание уделяли устному народному творчеству, народной культуре, народному языку.
В России романтические веяния тоже возникли под влиянием событий Великой французской революции, окрепли в годы либеральной политики начала царствования Александра I, пришедшего на русский престол после дворцового заговора и убийства в ночь на 11 марта 1801 года его отца, императора Павла I. Эти веяния питал подъем национального самосознания в ходе Отечественной войны 1812 года.
Наступившая после победоносной войны реакция, отказ правительства Александра I от либеральных обещаний начала его царствования привели общество к глубокому разочарованию, которое еще более обострилось после краха декабристского движения и по-своему подпитывало романтическое мироощущение.
Русским романтикам тоже присуще обостренное чувство личности, устремленность к «внутреннему миру души человека, сокровенной жизни его сердца» (В. Г. Белинский), повышенная субъективность и эмоциональность авторского стиля, интерес к отечественной истории и национальному характеру.
Вместе с тем русский романтизм имел свои национальные особенности. Прежде всего, в отличие от романтизма западноевропейского, он сохранил исторический оптимизм -надежду на возможность преодоления противоречий между идеалом и действительностью. В романтизме Байрона, например, русских поэтов привлекал пафос свободолюбия, бунт против несовершенного миропорядка, но им оставались чужды байронический скептицизм, «космический пессимизм», настроения «мировой скорби». Русские романтики не приняли также культ самодовольной, гордой и эгоистически настроенной человеческой личности, противопоставив ему идеальный образ гражданина-патриота или гуманного человека, наделенного чувством христианской любви, жертвенности и сострадания.
Романтический индивидуализм западноевропейского героя не нашел на русской почве поддержки, но встретил суровое осуждение.
Эти особенности нашего романтизма были связаны с тем, что русская действительность начала XIX века таила в себе скрытые возможности радикального обновления: на очереди стоял крестьянский вопрос, созревали предпосылки больших перемен, которые совершились в 60-е годы XIX века. Существенную роль в национальном самоопределении русского романтизма сыграла и тысячелетняя православно-христианская культура с ее тягой к общему согласию и соборному решению всех вопросов, с ее неприятием индивидуализма, с
ти;ше, в отличие от романтизма западноевропейского, не произошло решительного разрыва с культурой классицизма и Просвещения.
Но более или менее отчетливо собственно романтическое направление в русской литературе восторжествовало лишь в 1820—1830-е годы. В первое десятилетие XIX века преобладающее положение в русской поэзии и прозе занимает сентиментализм, ведущий успешную борьбу с отживающим свой век классицизмом и расчищающий путь романтическому движению. Однако исследователи давно обратили внимание, что определять литературный процесс начала XIX века как историю борьбы сентиментализма (или предромантиз-ма) с классицизмом можно лишь с большими натяжками, что специфика этого периода не может быть охарактеризована по аналогии с тем или другим общеевропейским художественным направлением. Ясно пока лишь одно: Батюшков и Жуковский, Вяземский и юный Пушкин - - все считали себя карамзинистами. Дело в том, что перед русской литературой начала XIX века стояла задача, решенная во многих странах Западной Европы еще в эпоху Возрождения или классицизма, — задача создания зрелого и завершенного литературного языка.
т символика, аллегория.
Тип материала: | Презентация Power Point (ppt) |
---|---|
Размер: | 7.38 Mb |
Количество скачиваний: | 20 |