Урок музыки в 4 классе «Тема Отечества в народной и композиторской музыке»
Предмет:
Музыка
Категория материала:
Конспекты
Автор:
Исакова Карина Сахлумовна
Здесь была ссылка на работу Урок музыки в 4 классе «Тема Отечества в народной и композиторской музыке» автора Исакова Карина Сахлумовна.
Ссылка на нее удалена по требованию посредника Инфоурок.
Если вы являетесь автором этой работы и хотите подтвердить её публикацию на этом сайте,
.
Урок музыки в 4 классе. Тема четверти: «Музыка моего народа». Тема урока: «Тема Отечества в народной и композиторской музыке». Тип урока: расширение и углубление темы. Жанр урока: урок-путешествие. Цель урока: осмысление и освоение русской героико-патриотической оперы «Иван Сусанин». Музыкальный материал: М.И.Глинка. Речитатив и Ария Сусанина; сцена гибели: хор «Славься». Содержание урока. -На сегодняшнем уроке вы продолжите знакомство с музыкой М.Глинки. Назовите произведение, с которым вы хорошо знакомы. (Опера «Иван Сусанин»). 20 марта 1613 года, спасая царя Михаила Романова, погиб костромской крестьянин Иван Сусанин. 1612 год. Захватившие Москву поляки разыскивают в костромских лесах будущего царя Романова. Сусанин заводит врагов в непроходимую чащу, где губит их, но сам героически погибает за царя. Опера написана в 1836 году. Премьера состоялась 9 декабря 1836 г. в Петербурге. Жанр оперы – народная музыкальная драма. Опера состоит из 4х действий с эпилогом. После премьеры оперы растроганный император Николай Павлович пригласил Глинку к себе в ложу, выразил признательность за сочинение и предложил переименовать оперу в «Жизнь за царя». Опера с первых тактов захватила слушателей не только новизной русской народной интонации, но и могучим зарядом духовного патриотизма, пронизавшим каждый такт удивительного сочинения. В 3 действии произойдут первые столкновения первые столкновения Сусанина с врагами. Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, заканчивая приготовления к приему гостей, тихо беседуют. Они готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Неожиданно в дом врываются поляки. Музыка этой сцены, звучавшая спокойно, радостно, но в ней предчувствие боли разлуки, вдруг становится воинственной. Различие интонаций польского полонеза и русских протяжных мелодий. Поляки, угрожая Сусанина смертью, требуют провести их к стану Минина в Москву. Сначала Сусанин отказывается. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план – завести врагов в лесную глушь и погубить. 4 действие «Сцена в лесу». Задание. – Послушайте речитатив и арию Сусанина. Обратите внимание, чем она начинается, как развивается. Меняется ли настроение музыки? С чем это связано? Здесь достаточно ярким становится контраст между силой Сусанина и одновременно его глубокой скорбью, печалью. Песенный характер арии. -Каким представился вам Сусанин в этот час? (Спойте эпизоды из арии. Обратите внимание на протяжные, взволнованные распевы). Мужественный характер образа передан мелодиями, написанными в духе русских протяжных песен (связь героя с народом, его чувствами и мыслями). Ария написана в 3х частной форме. Знакомство с хором «Славься». Куплетная форма. Хор передает торжество и ликование. Враг побежден. Красная площадь в Москве заполнена народом, приветствующим русские войска. Победно, величаво звучит хор. Неожиданным контрастом звучит тема скорби и печали – память о погибших. Задания. Пение мелодии хора; слушание хора. Беседа о прослушанных фрагментах. -Какими средствами Глинка передал радость победы? Что придает этой сцене торжественность и праздничность? (Мажор, быстрый темп, громкая динамика, медные духовые, колокольный звон). - Вы прослушали два значимых эпизода оперы. Почему они по разному воспринимаются? В чем сила их музыки? (В арии Сусанина красивы его мужество, благородство, любовь к Родине. Красив его подвиг – высшее проявление красоты человеческого духа. Хор «Славься» - светлый гимн русскому народу, художественный памятник народному патриотизму.