Урок по МХК для 11 класса по теме «Русский авангард»

Предмет: ИЗО, МХК
Категория материала: Конспекты
Автор:

Конспект урока по МХК, 11 класс

Тема раздела: «Художественная культура XX века»

Тема урока: «Мастера русского авангарда». 1 час.

Цели:

  • Обучающая: развитие и закрепление темы раздела «Художественная культура XX века»; познакомить с новым понятием авангардизм. Овладение умением анализировать художественные произведения В. Кандинского, К. Малевича, П. Филонова, В. Татлина и вырабатывать собственную эстетическую оценку.
  • Развивающая: использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
  • Воспитывающая: воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведений искусства.

Задачи урока: 

  1. Повторение пройденного материала.
  2. Русский авангард. Начало русского авангарда.
  3. Особенности русского живописного авангарда.
  4. Абстракционизм В. Кандинского.
  5. «Аналитическое искусство» П. Филонова. 
  6. Супрематизм К. Малевича.
  7. В. Татлин – основоположник живописного конструктивизма.
  8. Судьба русского авангардиста.

Тип урока: урок расширения и углубления в тему. Форма урока: урок – лекция.Жанр урока: урок – презентация.

Ход урока 

Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем, знакомиться с разными направлениями в искусстве XX столетия. Слайд 1Слайд 2

- С какими направлениями и стилями мы уже с вами познакомились? (с искусством символизма, модернизма, конструктивизма; зарубежное изобразительное искусство – программность, кубизм, фовизм, примитивизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм, поп – арт.). 

- Каковы главные отличительные черты новых стилей, направлений и исторические предпосылки их возникновения? (учащиеся кратко выделяют отличительные черты стилей и всех направлений 20 столетия). 

- Сегодня мы познакомимся с еще одним направлением в искусстве 20 века это «авангардизм». Слайд 3

- Что вы можете рассказать про это направление в искусстве? (ответы по желанию учащихся).

- Сам термин «авангард» заимствован из военной терминологии и не представляется идеальным в применении к искусству. Он страдает жестокостью и не может сообразовываться с природой художественного мышления. Но он принят, и мы не ищем ему замены.Слайд 3

- Авангардизм (фр. передовой + отряд) - название ряда течений в искусстве 20 века, порывающих с существующими нормами и традициями реализма. Авангардисты рассматривают искусство как особую, лишенную социальной значимости эстетическую сферу, постоянно экспериментируют в поисках новых форм. Слайд 4

Русский авангард.

Начало русского авангарда.- История русского авангарда начинается с 1910 года. Русские художники усваивали европейские традиции, но и создали свой национальный стиль. Древнерусская иконопись, народные лубочные картинки, примитивизм детских рисунков помогали им создавать новую художественную реальность.

- «Русский взрыв… был вполне закономерен и исторически оправдан» (Д. В. Сарабьянов). В конце 1910 года в Москве устроена выставка под названием «Бубновый валет», а в 1911 года под этим названием организовали общества, просуществовавшее до 1917 года, и проводили выставки с участием русских и иностранных художников. Художники и поэты дразнили публику, «бубновые валеты» выражали свой протест против художественного застоя.

Художники возвращали живописи способность пользоваться Толькой её присущими свойствами – цветом, линией, пластикой. Они увидели красоту в самой поверхности холста. Интерес к предмету, к массе, к объему, вылепленному цветом и красочным «тестом» – все это сделало популярным жанр натюрморта.

Пейзажи, портреты русских авангардистов становились чем – то близким натюрморту. «Бубновые вылеты» не стремились к монументальности, к фреске, используя в лучшем случае форму панно, сближая его с вывеской. Все эти устремления соединяются с темпераментной стихийностью, с азартным напором, с уличной громогласностью – все это типично для русского авангарда.Слайд 5

Особенности русского живописного авангарда.

Учитель: Первые выставки «Бубнового валета» стали свидетелем того, что русская живопись начала вхождение в полосу авангардного движения, которое развернулось в 1910 – 1920 –е годы. Оно становится программным, проектным, сопровождается манифестом или устной декларацией, подкрепляется теоретически, без чего авангард не существует. В писаниях авангардистов слышны отзвуки современных им научных открытий или философских концепций.

Научные предположения выглядят наивными иногда, но этот недостаток восполняется в самом творчестве, где интуиция выступает на первый план и ставит художественный образ на уровень новейших научных открытий. Вырабатывается тип художника, как бунтаря, протестанта. Качеством русского авангарда является отрицание традиций предшественников.

Еще одним из главных отличительных особенностей является следующее: произведение искусства создает новую реальность. Художники вступали в мир неведомый. Их образы – реальность вторичная или реальность идеальная. В ней на совершенно особый маневр построены взаимоотношения частей вселенной и мелких явлений и вещей, находящихся в кругу представления человека.

Особенностью является также его многоликость. Фамилии нескольких авангардистов - Кандинский, Ларионов, Гончаров, Малевич, Татлина, Матюшин - чтобы понять, что каждый из них самостоятелен, независим, и неповторим.Слайд 6При всем своеобразий и известных достоинствах русской жи¬вописи ХVIII-ХIХ вв. ее представителей нельзя определить как новаторов.

Авангард, был для русского искусства непривычен. Тем удивительнее стреми¬тельное формирование новаторской живописи.Живопись шагнула к последнему слову художественного изобретательства. Какую-то роль сыграл революционный порыв, которым была охвачена Россия в 1900-1910-е гг.

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 111 Kb
Количество скачиваний: 187
Просмотров: 469

Похожие материалы