Урок по ОРКиСЭ "О чём поведает икона?"

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Автор:

О чём поведает икона?

Цель:  развитие эстетического сознания (создание образа иконы, который соотнесён с идеалами прекрасного), коммуникативной, этической, гражданской компетентности, социокультурной идентичности.

Задачи:

- сформировать основы Российской гражданской идентичности,

- познакомить с основным символом христианской веры - иконой,

- развивать навык сотрудничества, осваивать способы решения проблем поискового характера,

- формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

- учить  осваивать формы личной рефлексии,

- развивать навык смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание,

- формировать способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать православную святыню, в ходе анализа памятников православной культуры,

- воспитывать нравственность, основанную на  ценностях православного христианства, приучать размышлять об  истоках духовной культуры.

Содержание: фотография портретная, В. Серов «Портрет Мики Морозова»,

 

Дидактическая модель: исследовательская.

Педагогические средства: задания требующие анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Вид деятельности учащихся: парная, групповая, индивидуальная.

Информационная компетенция: работа с текстами, иллюстрациями, терминами, словарями.

Учебно-познавательная компетенция: уметь анализировать икону с точки зрения истории, принятой системы символов в иконографии, выявлять культурную и нравственную значимость иконы.

Оборудование: СД-Р диск с изображением икон, карточки с текстами, карточки-вопросники, для осуществления анализа, книги: Аристова В.В. «История искусства для детей. Икона» Издательство Росмэн, Москва 2002, Ефремова Л.А. «Русская иконопись. Художественные направления и стили» Издательство ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» Москва 2008, С.И. Ожегов «Словарь русского языка», В.И. Даль «Толковый словарь русского языка»

Краткая аннотация урока. На уроке необходимо создать первичное представление об основном символе христианской веры – иконе. Важно познакомить с воплощением этого символа  в иконографии.  Выявить глубину содержания иконы, научиться «читать» её, раскрыть культурную и нравственную значимость иконы для современного человека.

Основополагающий вопрос: о чём поведает икона?

Учебные вопросы:

1. Что является источником содержания иконы?

2.  По  каким  правилам  (канонам) пишутся иконы?

Продукт проектной деятельности: научиться  «читать» икону.

                                         Ход урока.

1.Блок целеполагания.

Цель: осознание назначения иконы и озадачиться учебными вопросами.

Учитель организует беседу, ставит цель.

Для учеников создаются условия, чтобы в сфере личностных УДД был сформирован интерес к иконе, основа для принятия её духовной ценности, умение ориентироваться в системе образов.

В сфере регулятивных УДД ученики научатся слушать в соответствии с целевыми установками, принимать и сохранять учебную задачу  в соответствии с целевой установкой, контролировать  правильность ответов.

В сфере познавательных УДД ученики выслушают, выдвинут предположения, выделят существенную информацию, обоснуют предположения.

В сфере коммуникативных УДД будут иметь возможность слушать собеседника, строить высказывания, взаимодействовать с учителем во время фронтального опроса.

- Перед Вами фотография, портрет, икона.  Определите  одним словом, что объединяет эти понятия. ( Это образы).

- Чем различны эти понятия?  (  Фотограф  улавливает  момент  жизни. Художник пытается разгадать душу своего героя и выразить своё отношение к ней.  Иконописец  изображает  святого.)

- Можем ли мы утверждать, что хорошо понимаем  икону? (Нет).

- Определите тему нашего урока. ( О чём поведает икона?)

2  Блок организационный.

- Наметим пути исследования.

*Выяснить понятие «святой» по словарям и энциклопедиям.

*Выявить источники содержания иконы.

*Найти и систематизировать правила (каноны) написания иконы.

* «Прочитать» икону самостоятельно.

3 Блок инструментальный.

-Какими средствами будем решать проблему?

Обратимся к литературе, словарям, текстам, иллюстрациям. Будем работать с выделителями текстовыми, с карточками-помощниками.

4.  Основная часть урока.

Цель:

- выяснить понятие «святой», определения «икона», сделать вывод о том, что понятия божественности, святости, простоты, праведности, самоотверженности, добра и любви оказываются общими для иконописи.

Итог: в тетради составить словарик индивидуальный, а в паре схему образов икон.

- рассмотреть традиции изображения святого или события.

Итог: составить схему в группе.

Учитель организует работу пар, групп, индивидуальную, корректирует результаты работы.

Личностные УДД:

-формируется внутренняя мотивация обращения к книге с учебными и познавательными мотивами, основы для принятия культурных ценностей христианства, умение ориентироваться в системе символов иконографии.

Регулятивные УДД:

-научиваются принимать и сохранять учебную задачу, обнаруживать отклонение от эталона, адекватно воспринимать оценку товарищей, контролировать правильность анализа, полноту, по мере необходимости дополнять и уточнять, осуществлять контроль и самоконтроль понимания текста.

Познавательные УДД:

- научатся в результате чтения текстов, карточек, литературы, участия в беседе осуществлять анализ текстов, выделять нужную информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные УДД:

-читая, слушая, участвуя в обсуждении содержания научатся понимать ответы на слух, формулировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия, для решения коммуникативной задачи.

4.1.Индивидуальная работа со словарями. ( Приложение1)

Святой, святыня, милостивый, кроткий, самоотверженный, доброта, любовь.

4.2. Работа в парах.  (Приложение 2).

Образы икон: Спаситель, Богоматерь, Праотцы, ангелы, Святые, Троица, Жития.  Работа с образами в иллюстрациях, литературой, составление схемы.

Итог.Слайд.

4.3.Работа в группах. (Приложение 3).

Традиция изображения в иконографии: обратная и смешанная перспектива, Божественный свет, разновременность, нереальные пропорции, символы предметов (жилище - символ  БогоВселенной, дерево - Древо Жизни, гора – Высший мир, Белый голубь – Святой Дух, круг – Вечность, символ Божественной славы, нимб ( лат. «облако») – сияние Святости над головами Бога и Святых), цвет.

Итог. Слайд.

4.4. Первичное закрепление-обсуждение.

Учитель организует обсуждение по итогам работы групп, оценивает результаты.

Личностные УДД:

-будет сформировано умение чувствовать эмоциональную сопричастность к искусству иконографии, осознание  нравственно-эстетической проблематики иконы, способность осмысливать свою принадлежность к культуре христианства.

Регулятивные УДД:

- прослушивают ответы и осуществляют итоговый пошаговый контроль по результату.

Познавательные УДД:

- участвуют в беседе по обсуждению и осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Коммуникативные УДД:

-озвучивают содержание, выводы и смыслы с обоснованием, строят монологическое высказывание, адекватно используя речевые средства для коммуникативных задач,  строят понятные для партнёров высказывания, совершают рефлексию своих действий.

4.4 Практическая индивидуальная работа  по вариантам «Чтение» иконы.

Цель: применение знаний.

5.Рефлексия уровня осознания содержания.

Какой бы теперь я предложил план для исследования иконы? (фронтальный опрос).

  Слайд. План.

1.Заветный сюжет. Житие.

2.Имена Святых.

3 Перспектива.

4 Свет.

5. Время.

6. Пропорции.

7.Символы предметов.

8.Символы цвета.

9.История жизни иконы.

 

Индивидуальное заполнение карточки «Дерево целей и приращения знаний.

О чём поведала икона?»:

Я познакомился…..(Ветхозаветные рассказы, иконы, системы символов).

Было непросто…

Я узнал…

Я понял…

Хотелось бы….

6 Домашнее задание.

Провести мини-исследование «Образ моей именной иконы».

Вывод. Понятия божественности, святости, простоты, праведности, самоотверженности, доброты, любви оказываются общими для икон и стоящего перед ним человека. Эти понятия на вечные времена. Человечество самоотверженно отстаивает их вот уже три с половиной тысячи лет.  Икона – окно в другой мир. Через икону христиане могли прикоснуться к невидимому духовному миру. Икона – носитель духовной культуры, радостный свет красоты, мир гармонии красок, памятник истории, святыня.

 

 

 

Приложение 1.

Святой-1. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный. Святая любовь к Родине.2. Заветный, истинный, исключительный по важности. Святое дело.3. Обладающий божественной благодатью. Святая вода.4. У христиан: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы. (С.И. Ожегов «Словарь русского языка»).

Святой  - человек причастный Богу. От этих людей исходит мир, покой, любовь. Они дают мудрые советы, утешают в тяжёлых ситуациях, нередко могут исцелять болезни, предвидеть будущее. ( Иллюстрированная православная энциклопедия. М.  Издательство  «Дарь», 2011).

Святые – люди, которые прославились своей добротой, честностью, твёрдостью в вере и мужеством в страданиях. Их стали называть святыми и берегли память о них. События их жизни записывали и составляли поучительные рассказы о трудах, подвигах, чудесах.

Милостивый –добрый, сострадательный, милосердный, мягкосердный, снисходительный, благосклонный, ласковый, доброжелательный ( В.И. Даль)

 Кроткий – незлобливый, покорный, смирный. Кроткий характер. Кроткая душа. (С.И. Ожегов)

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. ( С.И.Ожегов)

Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности. (С.И. Ожегов)

Самоотверженный – жертвующий своими интересами ради других людей, ради общего блага, героический, благородный. (С.И. Ожегов)

Святыня – то, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым. ( С. И. Ожегов)

Добродетели – прекрасные свойства, являющиеся неотъемлимыми качествами Господа и потенциально присутствующие в каждом человеке.

Воздержание –умеренность в еде и удовольствиях. Целомудрие – содержание тела и ума в чистоте, воля и совесть действуют  в согласии, целомудренная  душа проста и собрана. Нестяжание – способность  довольствоваться  самым необходимым. Кротость – уклонение от гневливых помыслов, от возмущения сердца яростью, в терпении, тишине ума и мужестве. Трезвение – усердие в добрых делах. Смирение – отказ от своей грешной воли. Блаженный плач – сокрушение о грехах. Любовь – высшая и полная из добродетелей.

(Православная энциклопедия)

Приложение 2.

Причисление того или иного человека к лику святых ( канонизация) – это непростое решение принимает Церковь. Для канонизации необходимы несколько оснований: святость жизни, страдание за православную веру, дар творить чудеса, точное соответствие веры сподвижника православному вероучению, нетленность мощей, народное почитание.

Чины святости зависят от духовных подвигов:

Апостолы – ученики Христа, которые при жизни Спасителя следовали за ним, слушали проповеди, а после смерти, Воскресения и Вознесения стали проповедниками Слова Божия. Апостол Андрей Первозванный, Апостол Пётр (Симон), Апостол Матвей (евангелист), Апостол Иоанн Богослов (евангелист), Апостолы  Фалдей, Филипп, Иаков Алфеев, Иаков Заведеев, Фома, Матфий, Симон Зелот, Варфоломей.

На  разных языках ученики Христовы несли свою проповедь в самые далёкие части света. Они обошли Европу, Азию, Африку, дошли до далёкого Севера. За проповедь они подвергались  жестоким пыткам. Из 12 апостолов 11 погибли в мучениях, и только один – Иоанн Богослов – умер своей смертью. Икона. Художник Ф.Зубов. 17в. Апостольская проповедь.

Равноапостольные: император Константин Великий, его мать царица Елена, княгиня Ольга, внук  княгини Ольги князь Владимир (988год-крещение Руси), Святые Кирилл и Мефодий – славянские учителя, составители азбуки, равноапостольная Нина – просветительница Грузии и Армении.

 Пророки –  имели дар предсказывать будущее, говорили о наказании за злые дела, укоряли равнодушных,  предрекали пришествие Христа. Жили в 1 веке до Р.Х.

Исаия – потомок царя Давида, Иеремия – в Иудее при царе Иосии предсказал проигрыш  в войне с Вавилоном, за что был брошен в тюрьму и жестоко избит, Иезекииль – священник, предсказавший возрождение Иерусалима, Даниил – жил в Вавилоне при царе Навуходосоре. За то, что отказался поклоняться золотому идолу, бросили его в огненную печь, а при царе Дарии бросили в ров голодным львам, но он остался невредим, тем укрепляя дух евреев.

Иоанн Предтеча говорил людям о скором появлении Спасителя. Предтеча означает предшественник. Жил пророк в пустыне, питался мёдом диких пчёл и акридами (саранчой), одевался в грубую одежду из верблюжьего волоса. Глаза на его худом, истаявшем лике поражают духовной силой и глубоким страданием. По наущению жены царя Ирода-младшего, пророка казнили, отрубив голову. Икона «Усекновение главы  Иоанна Предтечи».

Праотцы – родоначальники, жившие до Христа: Адам, Моисей, Ной, Авраам, Иаков, родители Богородицы.

Святители – святые архиереи, чьё служение соединено с праведной жизнью. Святители Пётр и Алексий правили Русской церковью в 14 веке. Это было время, когда Русь начала крепнуть после разрушительного нашествия монголо-татар.  Возрождались  города, строились храмы, народ обретал веру в лучшее будущее. Объединению Руси и укреплению помогли  митрополиты Пётр и Алексий, которых церковь возвела в ранг святых.

Пётр – первый русский митрополит. В 20 лет ушёл в монастырь. Выполнял любую работу, писал иконы. В Константинополе просил посвящения в митрополиты, заботился о благополучии родной земли, примирял враждующих, помогал бедным, убедил князя московского Ивана Даниловича Калиту построить в Москве каменную церковь в честь Успения Богоматери. Успенский собор стал главным храмом Москвы.

Алексий – второй митрополит Руси. Был сыном боярина и крестником Ивана Калиты. Прекрасно образованный, кроткий, мудрый, помогал князьям в государственный делах. При нём прекратились  междоусобицы  и возрождалась Русь. Москва превращалась в  великий город, вокруг которого объединялись русские земли. Стал он воспитателем малолетнего князя Дмитрия Ивановича, которого назовут Донским. Двух лет не дожил митрополит Алексий до Куликовской битвы. Но именно при нём Русь начала становиться сильной, единой державой.

Мученики – христиане, пострадавшие за веру Христову и умершие насильственной смертью.

Великомученица Варвара – дочь финикийского богача Диоскора. Умна, красива, приняла крещение, не побоявшись отца. Отец отдал её для истязаний римскому наместнику, хотел заставить отречься, но Варвара вытерпела. В 306 году девушке отсёк голову собственный отец.

Борис и Глеб – первые русские святые – сыновья князя Владимира. Почитая святых братьев, люди задумались о единстве Русской земли, об ужасе братоубийственных войн.

Исповедники – люди, невзирая на опасность смерти, объявляли себя христианами в эпоху гонений.

Преподобные – люди, посвятившие себя монашеской жизни, приблизившиеся к ангельскому образу.

Благоверные – князья, цари, правители, которые отличались праведной жизнью и использовали свою власть для укрепления православия: Александр Невский, Дмитрий Донской, Даниил Московский.

Праведные – люди, чья благочистивая жизнь в миру стала примером для окружающих.

Бессребреники – люди, которые всю свою жизнь посвятили бескорыстному служению ближним. Обычно это врачи.

 

Троица – символ христианской веры. Принят в 325 году. Господь проявляется трояко. Троица – это Бог, единый в трёх лицах, неразделимых. Как цвета радуги. Все равны – Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.

Бог Отец – творец неба и земли, Вседержитель, повелевающий Вселенной.

Бог Сын – Иисус Христос – Христос Эммануил – Спаситель всех людей, воплощение Бога Отца на земле.

Святой Дух – божественная животворящая сила, исходящая от Бога Отца.

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образ «Спаса».

На Руси Иисуса Христа называли Спасом – это главный образ древнерусского искусства. Предания так описывали внешность Спасителя: «.величавый, средних лет, с длинными волосами и небольшой бородой».  На любом изображении золотой нимб и буквы, обозначавшие имя. Нимб Христа всегда расчерчен крестом. «Спас на престоле» (Новгород, 13 век,ГТГ), «Спас  Недреманное Око» (ММК, 16 век), «Спас Вседержитель». Христос сострадающий и всё понимающий, проникающий в душу своим мудрым и печальным взором. Он учил людей, как жить, чтобы спасти душу.

«Спас» А.Рублёв, 15 век; «Благовещение» А. Рублёв, 15 век;  «Рождество Христово», 19 век;  «Крещение Господне», 16 век;  «Распятие Господне», 16 век;  «Вознесение», 17 век.

                                     Образ Богоматери.

«Рост её был средним, волосы цвета зрелой пшеницы. Лицо светлое , очи ясные, рот алый. Одежду носила простую, говорила мало и была приветлива. Всякое слово её дышало благодатию».

Кротким и одухотворённым писали лик Богоматери. На Руси Матерь Божию почитали особо и скоро стали называть покровительницей Русской земли, а Русь – домом Богородицы.

Богоматерь знает о будущей жертве Христа. Её скорбные проникновенные глаза устремлены к людям, ждущим спасения. Сын смотрит на Деву Марию ласково и спокойно, как бы утешая её безмолвно. Благородная красота полна сдержанной высокой печали.

«Одигитрия» (греч. Путеводительница) – один из самых древних поясных образов Богоматери.

«Умиление» (греч. Милостивая) – мать и младенец соприкасается щеками, являя миру взаимную нежность, теплоту, заботу друг о друге и обо всём человечестве.

«Оранта» (лат. Молящаяся) – символ заботы о человечестве, изображение с воздетыми к небу руками.

«Знамение» - поясное изображение Оранты.

                 

                                      Ангелы.

Ангелы (вестники) – невидимые, бесплотные духи. Исполняя волю Бога, они участвуют в жизни людей, сходя с неба на землю.

«Они сияют, как раскалённые угли, как освещённое молнией небо… очи их как горящие лампады, и звук слов подобен шуму».

Ближе всего к Богу серафимы, херувимы, престолы. Серафимы (др. евр. Пламенеющие) – воплощают Боголюбовь,  изображаются с 6-ю красными крыльями. Херувимы – через них Господь  посылает людям мудрость. Престолы помогают вершиться Божественному  правосудию, изображаются как крылатые колёса с множеством глаз .

Ближе всех к людям стоят архангелы (их, по преданию, семеро) и сонм т.е. множество ангелов.

Архангел Гавриил (др.евр. «сила Божия») – объяснял людям смысл событий, Деве Марии предсказал рождение Иисуса Христа. Изображается прекрасным юношей.  «Ангел Златые Власы» 12 век называют за мерцающие золотые пряди его вьющихся волос.

Архангел Михаил (др. греч. «верховный военачальник») – глава небесного воинства, победитель тёмных сил.

Архангел Рафаил («сияющий, кто лечит») – милосердный целитель, для утешения больных и скорбных. На иконах изображается держащим сосуд с лекарством в левой руке, а в правой стручец ( остриженное птичье перо) для помазывания ран.

Архангел Уриил (др. евр. «просветитель, свет Божий») – просветитель потемненных и невежд, просветитель душевных и телесных чувств, наставник заблудших. Изображается держащим в правой руке против груди обнажённый меч, а в левой огненный пламень.

Архангел Селафиил – молитвенный ангел, согревает сердце к молитве, вразумляет людей. Изображается с лицом и очами склонёнными вниз, с руками молитвенно сложенными на груди, как у умиленно молящегося человека.

Архангел Иегудиил (др.евр. «славящий Бога») – покровительствовал во время 40-летнего странствия израильтян при выходе из Египта. Изображается держащим в правой руке золотой венец, а в левой – бич из трёх чёрных верёвок с тремя концами.

Архангел Варахиил (др.евр. «благословение Божие») – податель людям благословений Божиих на добрые дела. Изображается несущим на груди, на одежде белые розы.

Архангел Иеремиил (др.евр. «высота Божия») – внушитель благих и добрых помыслов.

 

 

Приложение 3.

Иконография Ангелов.

Ангелов изображают в виде прекрасных юношей. В фигурах ангелов всё символично.

Крылья говорят о быстроте  и способности проникать всюду.

Посох, с древних времён считавшийся символом власти, означает, что Ангел, как Божественный  посланник, наделён особенной властью.

Зеркало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) – символ дара предвидения, которым Ангелов наделял Бог.

Тороки (развевающиеся ленты в волосах) символизируют абсолютное послушание  Божественной воле.

«Серафим», Дионисий, фрагмент росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, 16 век.; «Ангел Златые Власы», Новгород, 12 век; «Архангел Михаил, попирающий дьявола», икона, С. Ушаков, 17 век.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь символов.

Жилище (дом) – символ построенной Богом Вселенной.

Дерево – вечное Древо Жизни.

Гора – символ высшего мира.

Белый голубь – символ Святого Духа.

Круг – символ Вечности, символ Божественной славы.

Нимб (в переводе с латинского «облако») – сияние святости над головами Бога и святых. Изображается в виде круга.

Символика цвета в иконе.

Золотой – символ сияния Бога.

Пурпурный (багряный) – цвет царя, владыки, Бога на небе.

Красный – цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии, символ Воскресения, победы жизнью над смертью. Цвет крови, мучений, цвет жертвы Христа. Красный  фон – символ торжества вечной жизни.

Белый – символ Божественного света, цвет чистоты, святости, простоты. Людей добрых, честных, живущих «по правде» - праведников, святых изображали в белом.

Синий – символ бесконечности неба, вечного мира. Синий цвет считался символом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное.

Зелёный – символ природы, живого, вечного обновления.

Коричневый – цвет земного, тленного.

Чёрный – цвет зла, смерти.

 

 

 

 

Мудрость и спокойствие святых ликов.

В старинных наставлениях иконописцам запрещали писать «щёки красные, взоры неспокойные, тела мясистые». Это для обычных людей.  А те, кто устремлялся душой к Богу, кто забывал о еде и сне ради добрых дел, являл людям внутреннюю красоту. Святые смотрят на молящихся  задумчиво и чуть строго  - словно напоминают о чём то важном. Почти неподвижны их фигуры. Иконописцы старались подчеркнуть прозрачность, бестелесность святых образов. Как и всё в иконе, одежда стала символом. По ней можно было узнать воинов, царей, пророков, мучеников, священников.

Изображённые на иконах тела святых утрачивали  земную тяжесть. Лики святых сосредоточены. Они очень далеки от земных переживаний – гнева, удивления, горя и радости. Их руки приподняты в молитве или благословляют людей. Слово «благословлять» означает желать блага,  наделять благополучием.

Одеяния святых.

Иконописцы изображали одеяния плоскими яркими пятнами. Лёгкие складки повторяли изгибы тела. Часто одежды и волосы покрывали золотыми бликами.

Для этого на икону приклеивали нити из золота или серебра. Получалось, будто отсвет неба ложился на святых в виде тонких  сверкающих линий.

Пейзаж в иконе.

Природа в иконописи, как и люди, выглядела необычно. Она не знала времён года, хорошей или плохой погоды. Не меняясь, природа молчаливо сопровождала святых. Пейзаж в иконе называют «горками». Земля, словно стремясь  приблизиться к небу, поднимается вверх небольшими волнистыми горами.  «Горки» писали с площадками – уступами, что делало их похожими на лестницу, иногда с пещерами, деревьями и травами.

В изображении города лёгкие разноцветные постройки возвышались одна над другой, парили в воздухе. Взору открывалось причудливое смешение окон, лестниц, карнизов, арок, крыш, решёток, шпилей и колонн.

 

 

 

Небо и земля в иконе.

В иконе живут рядом два мира – горний и дольний. Слово «горний» обозначает «небесный, высший».  «Дольний» от слова дол, долина. Это то, что расположено внизу. Так строится изображение на иконе. Лёгкие, почти прозрачные фигуры святых тянутся ввысь, их ноги едва касаются земли. В иконописи она называется «позём» и пишется обычно зелёным или коричневым цветом. В тёмной полосе позёма остаётся всё печальное и временное. А над землёй, в верхней части иконы, разливается  золотой свет Неба, и в этом негаснущем сиянии пребывают святые.

Круг в иконописи.

Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Сияние святости над головами Бога и святых также изображается в виде круга. Его название – нимб – в переводе с латинского означает «облако».

Обратная перспектива.

Если смотреть на дорогу, уходящую вдаль, то она будет казаться всё уже, пока не исчезнет  на горизонте. В иконе, наоборот, все линии сходятся к человеку, и он оказывается перед неведомой светлой бесконечностью. В иконописи  это называется обратной перспективой.

Прошлое и будущее в иконе.

Часто икона показывает события нескольких дней или даже целой жизни святого.  Во время молитвы люди успевали подумать над ними, пережить их в своём сердце.

Свет. В классической живописи всегда можно понять, где находится источник света, а в иконописи свет исходит как бы отовсюду и тени падают  в разные стороны. Икона вся наполнена светом.

Традиция.

Для изображения каждого святого или события существует строгий свод правил, канон. Если светские живописцы обычно стремятся  нарисовать свою картину так, чтобы она была не похожа на другие, то иконописец, наоборот,  стремится,  как можно лучше, выполнить уже существующие правила. Свод правил, касающихся изображения  того или иного события, называется иконографией.

 О чём поведала икона?

Понятия божественности, святости, простоты, праведности, самоотверженности, доброты, любви оказываются общими  для икон и стоящего перед ними человека. Эти понятия на вечные времена. Человечество самоотверженно отстаивает их вот уже три с половиной тысячи лет. Икона – окно в другой мир, духовный.

 

Карточка для индивидуальной работы.

Прочитай определения из словарей.

Выделителем отметь человеческие качества.

Назови эти  качества одним словом.

 

Образец ответа.

Добрый – доброжелательный – незлобливый – благосклонный

Спокойный – смирный – кроткий – покорный

Милосердный – мягкосердный

Сострадательный – отзывчивый

Самоотверженный

Мужественный

Честный

Благородный

 

 

 

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 64.25 Kb
Количество скачиваний: 3
Просмотров: 103

Похожие материалы