Урок в 5 классе "Колорит в живописи. Тон и тональные отношения"
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: |
Гылыкдашиева Марина Михайловна
|
Колорит в живописи. Тон и тональные отношения.
Цели:
Выявление цветового разнообразия природы, царящего вокруг.
Задачи:
1. познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодей¬ствием цветовых пятен, цветовой композицией;
2. учить находить гармонические цветовые сочетания;
3. развивать технику работы с красками;
4. воспитывать художественный вкус, наблюдательность; формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями;
5. создавать условия для раскры¬тия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.
2. Нарисовать с натуры натюрморта из фруктов (акварель, гуашь, кисть, бумага) продолжение работы.
Содержание урока
I. Организация урока.
1. Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих и готовность к уроку
Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к трудолюбию, радости жизни, творчест¬ву. Пусть они станут и вашим девизом:
Не можешь – узнай,
Не знаешь – узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй,
Ищи,
Свершай,
Достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней.
Л. Татъяничева
П. Сообщение темы урока.
В живописи цвет оп¬ределяет все, здесь он главенствует и расцветает во всю мощь. На¬до очень много знать о цвете, чтобы уметь не просто раскрашивать рисунок, а добиваться того, чтобы предметы выглядели правдиво. Поэтому сегодня на уроке мы продолжим изучать свойства цвета, цветовые отношения, взаимодействия цветовых пятен.
III. Изучение нового материала.
1.Понятие о цветовых отношениях.
Цвет – душа живописи. Действительно, основу художественных средств реалистической живописи составляет цвет в единстве с рисунком и светотенью. Но что подразумевают под цветом в живописи? Может быть, известную нам по опыту окрашенность предметов? Оказывается, нет, а нечто иное, более сложное. Живопись – это не протокольный отчет о наших знаниях об окраске тех или иных предметов, не раскраска рисунка в соот¬ветствии с этими знаниями, а такая художественная передача цве¬товой обстановки, какой мы воспринимаем ее в конкретных усло¬виях.
Из опыта мы знаем, что огурец зеленый, помидор красный, снег белый. Можем ли мы на картине раскрасить их такими красками? И да и нет. Зеленый огурец в живописном произведении может фактически оказаться почти серым или синим или даже почти красным (например, в лучах заходящего солнца). Если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатления снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет тысячи оттенков – розовых, золотистых, голубых и фиолето¬вых.
Посмотрите, например, как написаны натюрморты И.Т.Хруцкого, И. И. Машкова, Пьер-Огюста Ренуара, Поля Сезанна,
Как же удается верно передать цветовое многообразие приро¬ды, если не копировать «натуральные» цвета предметов? Все ре¬шают верно найденные в картине взаимные отношения цветов. Со¬всем не надо стремиться подобрать краску, совпадающую с окра¬ской предмета. Художнику не надо подходить к предмету с кистью в руках и пробовать на нем подбираемый цвет, чтобы он в точности совпал. Нужно подобрать, найти такой цвет, который на картине, в окружении других цветов, будет убедительно восприниматься как верный и точный, соответствующий натуре. Таким образом, ху¬дожник изучает не цвета предметов, а их цветовую взаимосвязь. Он может использовать как будто бы несколько иные краски, не со¬всем соответствующие известной нам натуральной окраске тех или иных предметов. Но он берет их так, что все цветовые пятна внутри картины соотносятся друг с другом так же, как и в натуре. На кар¬тине, возможно, все будет несколько темнее или холоднее, чем нам кажется в натуре, но картина все равно будет правдивой, так как в ней будут правильно соблюдены цветовые отношения. Именно правильно взятые цветовые отношения лежат в основе реалистиче¬ской живописи.
Н. Крымов однажды, показывая ученикам свою картину, ска¬зал: «Посмотрите, как написана зеленая лужайка: киноварь и охра, и сиреневое, и коричневое, и голубое». Заметьте – написана зеле¬ная лужайка, а о зеленой краске не было упомянуто. Выдающийся русский пейзажист А. Рылов в своих воспоминаниях пишет: «Сине-лиловые рефлексы от неба на освещенной солнцем воде резали глаз своим диссонансом. Я... потом все-таки добился гармонии ме¬жду желтой водой и синими рефлексами, постепенно вытеснив с палитры синие краски,... заменив их жженой сиеной с белилами. В силу контраста и закона дополнительных цветов сиена зазвучала как лилово-синяя».
На наше восприятие цветов, на образование живописного, «обусловленного» цвета решающим образом влияют освещение, расстояние (воздушная прослойка) и цветовая среда, то есть сосед¬ство разноокрашенных предметов. Так, в условиях очень интен¬сивного освещения, например в яркий летний полдень, на осве¬щенных местах цвета теряют свою насыщенность – выбеливаются, обесцвечиваются. В пасмурную погоду или в тени цвета, наоборот, обретают свою насыщенность, и наш глаз воспринимает гораздо больше цветовых переходов и оттенков. Иногда начинающие жи¬вописцы не понимают этого и делают наоборот – то, что находится в сильном свету, пишут самыми яркими красками, а в тенях приме¬няют для затемнения черную краску. «Весь секрет ... живописи, -говорит Б. Иогансон, – в тенях и полутенях (полутонах)... Тени и полутени – это тот «аквариум» живописи, из которого будут вы¬плывать золотые и серебряные «рыбки» света».
Кроме освещения, на восприятие цветов влияет расстояние, воздушная прослойка. Воспринимаемые нами цвета предметов оп¬ределяются еще и отраженными лучами-рефлексами, которые предметы посылают друг на друга. Эти перекрещивающиеся пото¬ки сильных и слабых, больших и малых рефлексов, которые как бы пронизывают и окутывают все, создают особую цветовую среду, некий общий цветовой строй. Такой общий цветовой обмен карти¬ны, когда все ее красочные сочетания стремятся к единой, целост¬ной, гармонической слаженности и жизненной правдивости, назы¬вается в живописи колоритом.
2.Беседа о колорите.
Вспомните, что называют колоритом. (Ответа учащихся.)
На протяжении истории развития мирового искусства сложи¬лись разные системы цветопередачи, но все они основаны на сис¬теме смешения цветов, согласно которой все цветовое богатство природы возникает в результате смешения семи основных цветов спектра. Но художник пользуется не семью, а гораздо большим ко¬личеством красок.
Почему? Дело в том, что в живописи важно не только точно передать цвет предмета, но и сделать его элементом новой художе¬ственной формы. Художник пользуется цветом в качестве компо¬зиционного фактора, применяет его как вспомогательное средство образной характеристики.
Общее цветовое решение картины называется колоритом.
Колорит (лат. color – цвет) – система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Закономерное сочета¬ние цветов помогает глубже выразить замысел художника, пере¬дать его настроение, богатство и красоту окружающего мира, рас-крыть внутренний мир персонажа.
Одним из средств передачи является прием валёра (от франц. valeur – буквально цена, ценность) – передача последовательной градации света и тени в пределах какого-либо цвета. Его примене¬ние позволяет тоньше и богаче показать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита, тонко¬сти цветовых отношений и переходов.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 26.64 Kb |
Количество скачиваний: | 21 |